Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Преданья старины глубокой" (3 класс, литературное чтение)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
01.04.2017
Урок-проект проводится после работы над сбором и обработкой материала. Дети по желанию формируют группы, распределяют между собой поручения и собирают материал. Потом оформляют его в виде настенных газет, а на самом уроке проходит защита проекта. Дети с удовольствием работают в группах и успешно защищают свои работы.Конспект урока-проекта по литературному чтению. 3 класс.
Конспект урока Ковальчук .doc
Открытый урок – проект.
Тема: Преданья старины глубокой.
Цели:
Создать условия для защиты проекта «Богатыри земли русской» ;
Формировать умение отвечать на вопросы учителя по материалам изученного;
Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям произведения.
Развивать умения аргументировать свою точку зрения;
Планируемые результаты:
Предметные: составлять устный рассказ, определять жанр произведения, пересказывать текст;
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание больше узнать.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке, высказывать своё предположение об этом.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать
предварительный отбор источника информации для поиска нового знания, осуществлять классификацию по заданным
критериям;
Коммуникативные: учиться договариваться с одноклассниками, согласовывать свои взгляды, чтобы сделать чтото
сообща, прислушиваться к мнению других.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
Ι
. Оргмомент.
Подарите друг другу улыбку и пожелайте удачи.
.ΙΙ Актуализация
знаний.
Три группы учащихся работали над проектом «Преданья старины
глубокой. Богатыри земли русской». Каждая группа составила план
исследования, распределила поручения и оформила страницы книги о богатырях.
Прочитайте тему урока.
Что такое приданья? Какие предположения возникли? Где об этом
можно узнать?
Определите, чем будем заниматься на уроке, и предложите план урока.
(предложения учащихся)
И мы сегодня на уроке прикоснёмся к приданьям, знакомясь с историей
жизни богатырей.
Кто такие богатыри?
Откуда черпали силу богатыри?
(Рассказы детей о богатырях с демонстрацией слайдов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать инфор
мацию из одной формы в
другую: подробно переска
зывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
III.Мотивация
учебной
деятельности.
1. Постановка проблемы.
Почему появились богатыри? В какое время жили? Кто нападал на
Древнюю Русь? Какая возникла необходимость?
Кто собирал дружину хоробрую из достойных богатырей?
2. Рассказ детей о создании богатырских застав.
Представление прочитанных книг.
О богатырях народ слагал песни, легенды и былины.
Что такое былина? Какие былины мы читали? О чём узнали из былин?
– Сегодня мы поговорим о былинах, о старинах. И всегото их было на
Руси больше ста с лишним. Да пришли они к нам из времён дальних,
передавались они народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели
былин, что ездили по городам и сёлам и записывали их от простых
крестьянсказителей.
3. Рассказ о сказителях. II. Защита
проектов.
(Демонстрация слайдов)
1 Рассказ учащихся о первых богатырях.
а) Рассказ о Святогоре.
(показывает книгу с былиной «Святогор»):
– Самой старойто былиной считается былина о Святогоребогатыре, или о
Колыване, как прозывали его. И был тот Святогорбогатырь силы великой,
ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля
матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено
проваливался, земля под ним прогибалася. «Бродит у могучего силушка по
жилочкам, жжёт огнём, просится на волю вольную, и нету ей, неуёмной,
путивыхода из тела богатырского. Не с кем старшему из богатырей
русских померитьсяпобороться силоймоченькой... Едет шагом Святогор
богатырь, ростом выше дерева стоячего, головою в небо упирается, едет –
сам подрёмывает, сидючи! Мать сыра земля под копытами богатырского
коня дрожмя дрожит».
– А теперь скажите, почему Святогора так прозвали?
– Силён был Святогор, да не защищал он земли русской от захватчиков.
Только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины
сыт, я без правды силён, я могуч, я велик, и богат, и счастлив». И народ
стал забывать его, ему нужен был такой богатырь, чтоб землю русскую
защищал, неправды не терпел, за обиженных вступался, а силойто чуть
больше человеческой обладал.
б) Рассказ о Микуле Селяниновиче.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД Но как ни силён Святогор, а первым силачом на Руси, а может быть, и во
всём мире был Микула Селянинович. Носил он в своей сумочке земную
тягу, которую никто поднять не мог. Где он взял земную тягу — не
известно. Скорее всего, когда пахал (а пахал Микула глубоко!) — зацепил
сохой да и выдернул случайно из земли. Но человек он был мирный, ни
воевать, ни переворачивать землю не хотел... и закопал тягу, наверное,
обратно. Однако часть силы своей великой богатырь следующим
поколениям передал. В Древней Руси пахарей, обрабатывающих землю
матушку, прозывали ратаями, а про обработку земли вместо пашет
говорили орёт. Приспособление для пахоты называли сохой, сошкой.
А орётто в поле ратай, понукивает,
А у ратая сошка поскрипывает,
Да по камушкам омешиком почиркивает.
Он, ратай, пахал землюматушку, растил хлеб и кормил весь народ русский
– Как вы думаете, кто на смену Микулебогатырю пришёл? Кому десятая
часть всех былин посвящена? Конечно Илье Муромцу. Хлеба ест по три
калача, пьёт на три медных пятачка, но побеждает всегда, во всех боях и
сражениях. Ему в бою смерть не писана.
Там, где возможно, Илья старается избежать кровопролития, не бьёт
врагов, а на их глазах разбивает дуб многообхватный палицей своей
богатырской, и враги, устрашённые его силой, разбегаются. Или просто
подкидывает соперника высоко в воздух, и тот отказывается от своих
намерений. Вот такой богатырь пришёл на смену богатырю Микуле
Селяниновичу.
Решил както Илья Муромец помериться силами с Святогором, но быстро
понял, что делать этого не стоит.
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться работать по пред
ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развивать умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой Говорит Илья да таковы слова:
– Ай же ты, удалой добрый молодец,
Вижу я силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатися,
Я желаю с тобой побрататися…
Святогорбогатырь соглашается.
ситуацией.
3. Формировать мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
2. Представление материала первой группой о Добрыне Никитиче.
а) О жизни богатыря.
б) О вооружении Добрыни.
в) О сражениях Добрыни.
г) Выборочное чтение отрывка из былины «Про Добрыню Никитича и
Змея Горыныча»
3. Представление материала второй группой об Илье Муромце.
а) О жизни богатыря Ильи Муромце.
б) О вооружении Ильи.
в) О сражениях Ильи Муромца.
г) О богатырских конях.
д) О знаках и обрядах богатырей.
е) Демонстрация книги с былиной «Илья Муромец и Соловей разбойник.
Первым подвигом Ильи Муромца было освобождение народа от силы
вражьей, от Соловьяразбойника, что сиделсторожил на дороге люд
проезжий и своим свистомпересвистом перебилпокалечил людей немало.
– Но не один Илья Муромец был богатырём на Русской земле. Их было
много. Алёша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя Анастасию, а заодно и народ русский от тягот
податей неимоверных.
4. Представление материала третьей группой об Алёше Поповиче.
а) О жизни богатыря Алёши Поповича.
б) Детские годы богатыря Алёши Поповича.
в) О вооружении Алёши.
г) О сражениях и подвигах Алёши Поповича.
д) Демонстрация книги с былиной «Алёша Попович и Тугарин» и
прочтение небольшого фрагмента.
– А вы знаете, как на Древней Руси происходило братание?
И раскинули они тут бел шатёр.
А коней спустили во луга зелёные,
Во зелёные луга они стреножили.
Сошли они оба во белый шатёр.
Они друг другу порассказалися,
Золотыми крестами поменялися,
Они друг с другом побраталися,
Обнялись да поцеловалися, –
Святогорбогатырь будет большой брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.
– Вот такие богатыри пришли на службу к князю Владимиру, по прозванию
Владимир Красно Солнышко, что сиделправил в стольном Киевеграде. Но в первую очередь служили богатыри народу русскому:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси.
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им наше Солнце красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
Как вы думаете, а в наше время есть богатыри? (дети высказывают
предположения)
Учитель демонстрирует слайды и рассказывает о богатырях в наше время.
Кто из вас хочет стать богатырём?
Что для этого следует делать?
– Что мы делали?
– Какое умение формировали?
– Много можно бы ещё рассказать о былинах, что прославляли богатырей
русских, землюматушку, которая рождала таких могучих воинов. Сквозь
все тяготыстрадания, горе великое пронёс народ веру в силу свою и
величие, помогала ему та вера выжить в самое трудное время. Самые
талантливые композиторы, поэты за честь считали говорить о деяниях
богатырей русских. Вот ода русскому народу композитора Михаила
Ивановича Глинки «Славься, славься».
Прослушивание аудиозаписи.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
ΙΙΙ
. Итог урока. Слава русской стороне,
Слава русской старине!
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Продолжите предложение:
В ходе работы над проектом
Я узнал…..
Меня удивило…..
Я научился…
Спасибо за урок учащимся 2 а класса.
Ковальчук Людмила Григорьевна
Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Преданья старины глубокой" (3 класс, литературное чтение)
Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Преданья старины глубокой" (3 класс, литературное чтение)
Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Преданья старины глубокой" (3 класс, литературное чтение)
Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Преданья старины глубокой" (3 класс, литературное чтение)
Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Преданья старины глубокой" (3 класс, литературное чтение)
Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Преданья старины глубокой" (3 класс, литературное чтение)
Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Преданья старины глубокой" (3 класс, литературное чтение)
Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Преданья старины глубокой" (3 класс, литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.