Тема: «Производство тканей. Ткань и переплетение. » 5 класс
Цель урока:
= ознакомить учащихся с процессом получения ткани, научить определять нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани.
Задачи урока:
образовательная:
• обобщить и систематизировать знания учащихся о текстильных волокнах;
• получить новые сведения о тканях и их свойствах;
• сформировать у учащихся четкое представление о производственных этапах изготовления ткани;
• научить определять направления нитей основы и утка;
• изучить процесс изготовления полотняного переплетения;
• научить определять лицевую и изнаночную стороны у ткани.
Развивающая:
• формирование устойчивого интереса к предмету,
• творческого отношения к труду,
• интеллектуальных способностей учащихся,
• развитие внимания,
• логического мышления.
Тема: «Производство тканей. Ткань и
переплетение. » 5 класс
Цель урока:
= ознакомить учащихся с процессом получения ткани, научить определять нити основы и утка, лицевую и
изнаночную стороны ткани.
Задачи урока:
образовательная:
обобщить и систематизировать знания учащихся о текстильных волокнах;
получить новые сведения о тканях и их свойствах;
сформировать у учащихся четкое представление о производственных этапах изготовления ткани;
научить определять направления нитей основы и утка;
изучить процесс изготовления полотняного переплетения;
научить определять лицевую и изнаночную стороны у ткани.
Развивающая:
формирование устойчивого интереса к предмету,
творческого отношения к труду,
интеллектуальных способностей учащихся,
развитие внимания,
логического мышления.
Воспитательная:
формирование у обучающихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах;
способствовать воспитанию коммуникативной культуры учащихся; чувства уважения к результатам
чужого труда;
Учебноматериальное оснащение урока:
Оборудование:
Презентация «Производство ткани»
Карточки опроса, таблицы
Коллекции «лен», «хлопок»
Образцы тканей с кромкой и без кромки
1Техническое обеспечение:
Компьютер;
Мультимедийный проектор; экран.
Тип урока: комбинированный
Интеграция: биология, история
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы обучения: информационносообщающий, объяснительный, инструктивнопрактический.
Здоровьесберегающие технологии: музыкальная терапия, физкультминутка
Ход урока
I. Организационный момент:
1. Приветствие учащихся.
2. Отмечание отсутствующих.
3. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение познавательных сведений (презентация «Производство ткани»)
Если рассмотреть кусочек ткани, то можно убедиться в том, что она состоит
из отдельных нитей, переплетённых между собой.
Производственные этапы изготовления ткани:
I.
Прядение – процесс получения из волокнистой массы пряжи.
Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.
Сырьё – волокно – пряжа (нити) (слайд 2)
2На специальных машинах волокна проходят первичную обработку: очистку, разрыхление и
чесание. С чесальных машин волокна выходят в виде тонких лент (рис.1).
На ленточных машинах их выравнивают по толщине и слегка подкручивают, получается
ровница (рис.2).
На прядильной машине ровницу вытягивают до нужной толщины и скручивают в нить
(рис.3), которая называется пряжей.
Соотношение толщины ленты, ровницы и пряжи показано на рисунке 4. (слайд 3).
Пряжа скрученная нить из любого сырья.
Предназначена для производства тканей, трикотажа, швейных ниток.(слайд 4).
•
текстильная нить состоящая, из последовательно скученных волокон
3•
используется для изготовления текстильных изделий: тканей, трикотажа, гардин,
сетей, шнуров, ниток, текстильной галантереи, канатов и др. (слайд 5).
с использованием веретена (слайд 6)
Способы прядения:
с использованием прялки (слайд 7)
*1530 – изобретена первая самопрялка с ножным приводом (немец Юргенс)
*1767 Харгревс изобрел первую прядильную машину
*Несколько веретен обслуживал один рабочий
с помощью прядильной машины (слайд 8)
процесс образования пряжи из волокон:
скручивание отдельных коротких волокон в тонкие гибкие нити
4Профессии (тип человектехника)
Прядильщик (ца) контролирует работу прядильной машины (слайд 9)
II. Ткачество – процесс получения ткани из пряжи (слайд 10)
Ещё в III тысячелетии до нашей эры до изобретения ткацкого станка люди изготовляли
ткань с помощью особого приёма плетения на раме.
Позднее был изобретён ручной ткацкий станок, применявшийся до 30х годов XVII века. В
1733 г. Англичанин Джон Кей изобрёл механический (самодвижущийся) челнок. Это
изобретение намного продвинуло вперёд технику ручного ткачества. (слайд 11).
5Виды ткацких станков (слайд 12)
Вертикальный горизонтальный
схема ткацкого станка(слайд 13)
6В начале XIX века произошёл переход к металлическим конструкциям ткацких станков.
(слайд 14).
Основное технологическое оборудование (слайд 15)
Современный многозевный станок
ткацкий станок с программным управлением
выработка ткани (суровой) (слайд 16)
7Ткань материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи
или нитей. (слайд 17).
Профессии (тип человектехника) (слайд 18)
Ткань состоит из нитей: (слайд 19)
основы
идет вдоль ткани, параллельно кромке;
длинная, прочная, тонкая, не тянется
утка
8идет поперёк ткани;
короткая, непрочная более толстая, тянется
Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не
обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края – кромки.
Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани. (слайд 20, 21)
Показатели строения ткани (слайд 22)
Правила определения нитей в ткани: (слайд 23) (записать!!!)
1.Потянуть ткань в двух направлениях, если растягивается, то это уток, если не
растягивается, то это основа.
2. Вдоль кромки проходит нить основы (долевая), поперёк кромки проходит нить утка
(поперечная).
9Лабораторная работа «Определение в ткани направления нитей основы и утка»
(слайд 24)
Оборудование: таблица, образцы ткани с кромкой и без кромки.
Ход работы:
По кромке
(вдоль или
поперёк)
По степени
растяжения
(тянется или
не тянется)
По звуку
По виду нитей
(звонкий или
Толщина
Гладкость
глухой)
(толстая или
(гладкая или
пушистая)
Гладкая
тонкая)
Тонкая
Нить
основы
Вдоль
Не тянется
Звонкий
Нить утка
Поперёк
Тянется
Глухой
Толстая
Пушистая
1. Возьмите образец с кромкой и вспомните, как направлены нити основы и нити утка.
2. Растяните образец в двух направлениях, определите, в каком растягивается, а в
каком не растягивается.
3. Резко растягивая ткань, определите, в каком звук звонкий, а в каком глухой.
4. Выньте по одной нити основы и утка и по виду определите толщину и гладкость.
Ткацкое переплетение –
это переплетение нитей основы и утка. (слайд 25)
Самое простое – полотняное, в нём одна нить основы переплетается с одной нитью утка.
Вырабатывают ситец, бязь, батист.
10Полотняное переплетение (слайд 26)
•
•
•
самое простое и распространенное;
лицевая сторона и изнанка ткани получаются одинаковыми;
полотняным переплетением вырабатывают в основном
бельевые, платьевые, костюмноплатьевые ткани
III. Отделка – придание ткани красивого внешнего вида. (слайд 27)
Ткань, снятая с ткацкого станка, содержит примеси и загрязнения, её структура и внешний
вид не соответствуют предъявляемым требованиям. Такую ткань называют суровой, она не
применяется для изготовления одежды, так как нуждается в отделке.
Цель отделки – придать красивый внешний вид и улучшить качество ткани.
На хлопчатобумажные ткани наносят рисунок с помощью печатных машин.
Процесс нанесения на ткань цветного рисунка называется печатанием (набивкой).
Ткань, прошедшую отделку называют готовой. (слайд 28)
Виды отделки ткани: (слайд 29)
1. Суровая 2. Отбеленная 3. Гладкокрашеная 4. Набивная 5. Пестротканая
11Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. (слайд 30)
Лицевую сторону можно определить по следующим признакам:
Печатный рисунок более яркий
Рисунок переплетения более чёткий
Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки)
выведены на изнаночную сторону
IV. Свойства тканей (слайд 31)
V. Назначение тканей (слайд 32)
Ткани для легких изделий пряжа тонкая и гладкая
12Ткани для теплых и уютных вещей пряжа толстая и пушистая
хлопчатобумажных тканей (слайд 33)
БЕЛЬЕВЫЕ
(скатерть – столовое белье)
ОДЕЖНЫЕ
(платье из хлопковой ткани)
льняных тканей (слайд 34)
БЕЛЬЕВЫЕ(СКАТЕРТЬ)
ОДЕЖНЫЕ
(костюм )
13МЕБЕЛЬНОДЕКОРАТИВНЫЕ
III. Закрепление материала.
Практическая работа №2 «Полотняное переплетение» (слайд 35)
Оборудование: бумага, ножницы, образцы тканей, клей, линейка, карандаш.
Ход работы:
o Вырежете из бумаги два квадрата 10*10см.
o Разметьте оба квадрата на полоски по 1 см.
14o На первом квадрате проведи дополнительно линию, отступив от края 1 см.
Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.
o Второй квадрат разрежь на полоски по намеченным линиям.
o Выполните переплетение полосок через одну и подклейте концы полосок.
Лабораторно – практическая работа «Определение лицевой и изнаночной стороны
ткани» (слайд 36)
Оборудование: таблица, клей, образцы ткани.
Ход работы:
1. По предложенным образцам определите лицевую и изнаночную стороны.
2. Наклейте образцы ткани в таблицу.
Признак ткани
Лицевая
Изнаночная
набивная
Чёткий и яркий рисунок
Нечёткий и бледный рисунок
15с гладкой поверхностью
Блестящая поверхность
Матовая поверхность
ворсовая
С длинным ворсом
С коротким ворсом
гладкокрашеная
Гладкая поверхность
С техническими узелками
по кромке, по проколам
иглы
Кромка гладкая
Грубая
Проколы идут с изнаночной
стороны на лицевую
IV. Контроль и рефлексия.
Кроссворд по разделу «материаловедение»
(слайд 37)
16V. Заключительная часть
VI. Домашнее задание
17