Конспект урока "Прямое и переносное значение слова"
Оценка 4.7

Конспект урока "Прямое и переносное значение слова"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
04.03.2018
Конспект урока "Прямое и переносное значение слова"
Проводится работа над развитием речи учащихся, прорабатываются понятия: прямое значение слова, переносное значение слова. Разбирается средство художественной выразительности - метафора. Организована небольшая исследовательская работа с текстами "Минутка для шутки". Закрепление проводится по упражнениям из учебника. Урок по желанию легко редактируется и корректируется.конспект урока русского языка
Урок6.doc

Урок. Прямое и переносное значение слов

класс: 5

Цели: сообщить о прямом и переносном значении слова; учить различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическаяработа.

Метафора   мета – ‘пере’ – (греч.)

                 фора – ‘несу’

метафора – слово или оборот речи, употребленный в переносном значении на основе сходства.

Умело используют метафору в своих произведениях поэты и писатели.

Найдите слова в переносном значении в строках С. Есенина.

1. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. 2. В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. 3. Бежит, струится маленький серебряный ручей. 4. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна, словно белою косынкой подвязалася сосна.

III. Знакомство с материалами учебника, с. 140.

Выполнение упражнения 337.

IV. Минутка для шутки.

– Не понимая или не зная значения слов, иногда можно попасть впросак, как попали малыши, высказывания которых записал К. Чуковский.

1. Я в школу не пойду, – заявил пятилетний Сережа. – Там на экзаменах детей режут.

2. – Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.

– А я тогда не пойду на улицу.

– Почему?

– А чтоб меня морозы не ударили.

3. Мальчика спрашивают о сестре:

– Что же это твоя Иринка с петухами ложится?

– Она с петухами не ложится – они клюются: она одна в свою кроватку ложится.

4. Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.

Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

– Почему ты не повесил ее сушить?

– Я не достал до солнышка.

V. Работа со словами.

– Укажите в каждой паре предложений слова, употребленные в переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет. 2. Усталый день склонился к ночи. Усталый малыш склонил голову к плечу матери. 3. Пришел с работы отец. Наконец-то пришел долгожданный день. 4. Хозяйка согрела воду. Веселая песня согрела нас в пути.

Со словами гнездо, бежать, лететь, серебряный составьте словосочетания, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.

Запишите словосочетания по группам: в первую – с прямым, во вторую – с переносным значением.

Болтать языком, болтать ногами; девочка плакала, елка плакала; золотые руки, золотые серьги; глубокое озеро, глубокое раздумье; медвежья берлога, медвежья услуга; тесная дружба, тесная обувь.

VI. Выполнение упражнений 339, 340.

Домашнее задание: упражнения 341, 342.


Урок. Прямое и переносное значение слов класс: 5

Урок. Прямое и переносное значение слов класс: 5

Я не достал до солнышка. V.

Я не достал до солнышка. V.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018