Конспект урока "Прямое и переносное значение слова" (2)
Оценка 4.6

Конспект урока "Прямое и переносное значение слова" (2)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.04.2018
Конспект урока "Прямое и переносное значение слова" (2)
Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания). Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А. В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД. Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc
Урок 82. Прямое и переносное значение слова Знать: о прямом и переносном значении слова. Уметь:  различать   прямое   и   переносное   значение   слова;   употреблять   в   речи   слова   в переносном значении; находить и определять роль олицетворения. I. Проверка домашнего задания. II. Запись предложения Поэт С. Наровчатов писал: «Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык». Учащиеся объясняют написание безударной гласной в корне глагола. Подтвердите  примерами,  что словарный  состав  языка постоянно изменяется. В каком значении употреблено слово богаче? Выпишите из «Школьного толкового словаря» несколько примеров, доказывающих, что слово богатый многозначное. III. Объяснение нового материала. —  Вспомните   «Сказку   о   царе   Салтане...»   А.   С.   Пушкина.   Что   значит   слово золотой? Белка песенки поет Да орешки все грызет; А орешки не простые. Все скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд. (Золотые скорлупки — это скорлупки из золота.) — Прослушайте отрывок из стихотворения И. Никитина: Золотые нивы, Гладь и блеск озер, Светлые заливы, Без конца простор. — Что значит золотые нивы? (Похожие на цвет золота.) —  Здесь  у слова  на основе сходства  по цвету появилось  переносное значение. Вспомните выражения: у этого человека золотые руки; наша девочка — просто золото. (Здесь сходство в оценке разных предметов — очень хороший.) Чтение § 65. — Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (По сходству, если у предметов есть сходство.) IV. Закрепление материала. 1. Упр. 338 (устно). —  Какое сходство между предметами, действиями и качествами способствовало употреблению указанных слов в переносном значении? 2. Запишите в два столбика словосочетания: в один — с прямым, в другой — с переносным значением слов. Тяжелый   чемодан,   тяжелый   характер;   легкая   работа,   легкая   рука;   олимпийское спокойствие, олимпийские игры; железная дисциплина, железный гвоздь. 1 3. Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении. Учитель   сообщает   учащимся,   что   употребление   слов   или   оборотов   речи   в переносном значении называется  метафорой.  (Мета  — пере,  фора  — несу.) Метафоры часто   используют   поэты   и   писатели,   чтобы   создать   более   живую,   образную   картину природы. Предлагается вспомнить и прочитать наизусть известное учащимся по начальной школе стихотворение С. Есенина «Поет зима — аукает». При повторном чтении учащиеся записывают предложения или сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении. Внимание детей обращается на то, что использование в стихотворении метафоры придает описанию природы особую выразительность, живость и яркость. Запись под диктовку. 1.  Котелок  сердится  и бормочет  на огне.  (К.  Паустовский.)  2.  Котелок  —  маленький котел, сосуд для варки пищи, для еды из него. (С. Ожегов.) В каком предложении использована метафора? Домашнее задание: § 65, упр. 342. Подготовиться к контрольному словарному диктанту. 2

Конспект урока "Прямое и переносное значение слова" (2)

Конспект урока "Прямое и переносное значение слова" (2)

Конспект урока "Прямое и переносное значение слова" (2)

Конспект урока "Прямое и переносное значение слова" (2)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018