Конспект урока "Прямое и переносное значение слова" (2)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.04.2018
Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc
Урок 82. Прямое и переносное значение слова
Знать: о прямом и переносном значении слова.
Уметь: различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в
переносном значении; находить и определять роль олицетворения.
I. Проверка домашнего задания.
II. Запись предложения Поэт С. Наровчатов писал: «Чем сложнее становилось
человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык». Учащиеся объясняют
написание безударной гласной в корне глагола.
Подтвердите примерами, что словарный состав языка постоянно изменяется. В
каком значении употреблено слово богаче? Выпишите из «Школьного толкового словаря»
несколько примеров, доказывающих, что слово богатый многозначное.
III. Объяснение нового материала.
— Вспомните «Сказку о царе Салтане...» А. С. Пушкина. Что значит слово
золотой?
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые.
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд.
(Золотые скорлупки — это скорлупки из золота.)
— Прослушайте отрывок из стихотворения И. Никитина:
Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.
— Что значит золотые нивы? (Похожие на цвет золота.)
— Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение.
Вспомните выражения: у этого человека золотые руки; наша девочка — просто золото.
(Здесь сходство в оценке разных предметов — очень хороший.)
Чтение § 65.
— Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (По сходству,
если у предметов есть сходство.)
IV. Закрепление материала.
1. Упр. 338 (устно).
— Какое сходство между предметами, действиями и качествами способствовало
употреблению указанных слов в переносном значении?
2. Запишите в два столбика словосочетания: в один — с прямым, в другой — с
переносным значением слов.
Тяжелый чемодан, тяжелый характер; легкая работа, легкая рука; олимпийское
спокойствие, олимпийские игры; железная дисциплина, железный гвоздь.
1 3. Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так,
чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.
Учитель сообщает учащимся, что употребление слов или оборотов речи в
переносном значении называется метафорой. (Мета — пере, фора — несу.) Метафоры
часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину
природы.
Предлагается вспомнить и прочитать наизусть известное учащимся по начальной
школе стихотворение С. Есенина «Поет зима — аукает».
При повторном чтении учащиеся записывают предложения или сочетания слов, в
которых употреблены слова в переносном значении.
Внимание детей обращается на то, что использование в стихотворении метафоры
придает описанию природы особую выразительность, живость и яркость.
Запись под диктовку.
1. Котелок сердится и бормочет на огне. (К. Паустовский.) 2. Котелок — маленький
котел, сосуд для варки пищи, для еды из него. (С. Ожегов.)
В каком предложении использована метафора?
Домашнее задание: § 65, упр. 342. Подготовиться к контрольному словарному
диктанту.
2
Конспект урока "Прямое и переносное значение слова" (2)
Конспект урока "Прямое и переносное значение слова" (2)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.