Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
04.02.2018
Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»
Конспект данного урока поможет учителю в подготовке и проведению урока по теме: «Обобщение знаний о местоимении». На уроке учащиеся будут учиться правильно оформлять свои мысли, работать над пониманием морфемной структуры слова. Составляющие урока способствуют развитию интеллектуальных и коммуникативных обще учебных умений.Документ Microsoft Word 97-2003 (.doc)
Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе Обобщение знаний о местоимении.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка
Конспект урокапутешествия по русскому языку
в 4 классе
«Обобщение знаний о местоимении»
подготовила
учитель начальных классов
Шкут Елена Васильевна
г. Липецк 2015 г.
Задача.
Углубить знания учащихся о местоимении.
Цели.
Совершенствовать знания учащихся в правильном употреблении
местоимений в речи.
Развивать умения учащихся работать в группе.
Воспитывать стремление детей к успеху в учёбе.
Форма работы: в малых группах.
Оборудование: карточки, ноутбук, проектор, экран, мультимедиа.
Ход урока.
I. Сообщение задачи урока.
Учитель: Сегодня отправляемся в путешествие в страну Местоимению. Узнав
об этом, королева страны прислала письмо.
Здравствуйте, друзья!
Я узнала, что вы хотите прибыть в мою страну. Я очень люблю туристов и
пускаю в свои владения только пытливых и находчивых. А главное, знающих
людей. Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придётся преодолеть
различные препятствия.
Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно пройдёте все испытания,
расскажете всё, что обо мне знаете, я буду рада приветствовать вас в моём
Дворце.
Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без
опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый
пройденный этап путешествия вы будете получать ключик. Команда,
набравшая больше ключиков, получит право открыть дворцовые ворота. В
добрый путь!
Королева Местоимения.
II. I этап «Пещера загадок». Чтобы преодолеть это препятствие, необходимо отгадать загадки. Отгадки
следует написать на лист. Капитан команды пишет ответ на смартдоске.
1. Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (Ямы).
2. Сколько личных местоимений в слове семья? (Семья).
3. Первый слог слова – личное местоимение 1го лица. Второй слог этого
слова – название детской болезни. Вместе обозначают предмет, который
удерживает судно. (Якорь).
4. Первый слог – личное местоимение 2го лица. Второй – звук, который
издаёт лягушка. Вместе – название овоща. (Тыква).
5. Первый слог слова – личное местоимение 1го лица, второй и третий –
синоним к слову «горе». Вместе обозначают человека, который любит
жаловаться. (Ябеда).
6. Первый слог слова – личное местоимение 1го лица, второй слог ты
найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают
вместилище для чегонибудь. (Ящик).
7. В каком местоимении два звука, одна буква? (Я).
8. За какое личное местоимение 1го лица нужно спрятать букву «ц»,
чтобы получилось животное из породы грызунов. (Заяц).
Подведение итогов.
III. II этап «Лесные премудрости».
Замените существительное личным местоимением.
1 команда.
Орёл свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и
помещается на высокой сосне.
2 команда.
Самое маленькое гнездо вьёт королёк. Королёк сам меньше стрекозы, и дом у
него с кулачок.
3 команда.
Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свили гнёздышко на берёзовой
ветке. Птица убрала его мягким пухом.
Задание: сделать полный синтаксический разбор предложения, дать ему
характеристику.
Вопросы:
Почему вы заменили имя существительное местоимением?
Какими членом предложения может быть местоимение?
Подведение итогов.
IY. IIIэтап «Поляна сказок». Каждый ученик получает карточку с заданием:
Прочитайте текст. Из какой сказки эти строки, назовите автора. (А.С.Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»).
Спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.
Карточка для 1 команды
Приплыла к (он) рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Воротился старик ко старухе,
Рассказал (она) великое чудо.
Задания:
Подберите из текста слова к схеме:
(Старик).
Найдите в предложениях однокоренные слова. (Старче, старуха).
Карточка для 2 команды
Не посмел я взять с (она) выкуп,
Отпустил (она) в синее море.
Не умел ты взять выкупа с рыбки,
Хоть бы взял ты с (она) корыто.
Задания:
Найдите слова с суффиксом –к. (Рыбка).
Подберите и запишите 2 однокоренных слова.
Карточка для 3 команды
На (он) прикрикнула старуха,
На конюшню служить (он) послала.
Старичок к старухе воротился,
Что ж. Пред (он) царские палаты.
Задания:
Разберите слово царские по составу.
Подберите и запишите два однокоренных слова. (Царь, царица). Вопрос: Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с
предлогами пишутся раздельно).
Вывод.
Весёлый привал (физкультминутка).
Y. IYэтап «Гора грамотности».
Задание:
Написать местоимения в нужном падеже. Каждый ученик команды пишет на
карточках, коллективный ответ оформляют на экране.
1 команда
С (ОН) Т.п. У (ОН) Р,п. К (ОНА) Д.п.
У (ОНА) Р.п. НАД (ОНА) Т.п. НАД (ОН) Т.п.
ПЕРЕД (ОН) Т.п. К (ОН) Д.п. О (ОН) П.п.
ЗА (ОНА) Т.п. О (ОНА) П.п. ОТ (ОНА) Р.п.
2 команда 3 команда
(Проверка на смартдоске).
Что нужно помнить о местоимениях 3го лица, когда они стоят в
косвенных падежах?
Мы подошли к воротам дворца королевы Местоимении.
YI. Подведение итогов.
Учитель: вспомним, что мы узнали о королеве Местоимении. Расскажите,
пользуясь планом:
1. Значение.
2. Вопросы.
3. Постоянные признаки.
4. Как изменяется.
5. Роль в предложении.
Учитель: Мы многое узнали о королеве Местоимении и подошли к её дворцу.
Команда, получившая большее число ключиков, открывает дворцовые ворота.
(Звучит запись голоса).
Дорогие ребята!
Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя
знающими и любознательными туристами. Желаю вам дальнейших успехов в
изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи.
Дружите с русским словом, исследуйте страну Слов. Поможет вам в этом мой
подарок!
До встречи на страницах учебника. Королева Местоимения.
Учитель напоминает детям, что у королевы Местоимении сегодня день
рождения и предлагает дома написать личное письмопоздравление и
поблагодарить её за гостеприимство и за интересное путешествие.
Список использованной литературы
1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском
языке. Л.: Просвещение, 1991.
2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.:
Издательство «Просвещение», 1985.
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.
4. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных
классах. – М.: Просвещение, 1971.
Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»
Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»
Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»
Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»
Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»
Конспект урока-путешествия по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о местоимении»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.