Конспект урока "Растительный и животный мир России"
Оценка 4.7

Конспект урока "Растительный и животный мир России"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
география
8 кл
07.01.2017
Конспект урока "Растительный и животный мир России"
Цель урока: I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на размещение природных зон по территории России. II. Развивающая: Развитие творческих способностей учащихся. Развивать умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения. Развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний. III. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе. Тип урока: Комбинированный Литература: 1. Баринова И.И. География России. Природа, 8 класс.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа,1996; 2. Атлас России. 8 класс, 2009.
россия.doc

Урок «Растительный и животный мир России»

Класс: 8 класс

Цель урока: 

I.                   Обучающая:

1. сформировать умение анализировать карту растительности России;

2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на размещение природных зон по территории России.

II.               Развивающая: Развитие творческих способностей учащихся. Развивать умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения. Развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний.  

III.              Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе.

 

Тип урока: 

Комбинированный

 

Литература:
1. Баринова И.И. География России. Природа, 8 класс.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа,1996;
2. Атлас России. 8 класс, 2009.

 Оборудование:
Учебник, атлас, тетрадь, ручка, карандаш.

 

На доске таблица

Природная зона

Почвы

Растительный мир

Животный мир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация класса

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материа-ла.

25 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закреп-ление.

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

3 мин.

 Выводы к уроку.

1 мин.

 

 

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего урока: «Растительный и животный мир России».

План урока:

1.     -   называть представителей растительного и животного мира России;

2.     -   анализировать карту растительности России;

3.     -   объяснять влияние компонентов природы на растительный и животный

    мир России.

 

 Ребята, при изучении нового материала мы будем рассматривать различные ситуации. По ходу их решения вы сами должны прийти к результатам, то есть решить поставленные перед вами задачи, пользуясь памяткой решения проблемы, изображенной на доске.

 

 Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, что такое «тепловые пояса»?

 Что служит их границами?

 

 

 

 Что такое «природная зона»?

 

 

 

 

 

Чем обусловлено образование природных зон?

 

 Вспомните основные закономерности размещения природных зон на Земле?

 

 

По рисунку 47учебника (карта растительности России) определите в какой части России природные зоны разнообразнее?

 Перечислите их

 

 Ребята, если природные зоны расположены в широтном направлении по тепловым поясам, то почему же в Европейской и Азиатской частях России на одной и той же широте находятся различные природные зоны?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместная деятельность.

Тундровая растительность формируется при малом количестве тепла. Растения приспособились к короткому, прохладному вегетационному периоду. Однолетние растения отсутствуют.

Назовите представителей тундры? Рис. 62 стр. 103

Какие типы тундр распространены на территории

 Хорошо. Вы справились с работой.

 

Леса занимают 40% территории, они распространены там, где температура июля +10, увлажнение достаточное или избыточное.

По рис.  Определить типы лесов.

Назовите преобладающие породы. Какой фактор влияет на смену типов лесов?

Почему широколиственные леса только на равнине?

Найти типичных обитателей

лесной зоны.

Работа самостоятельно:

Заполните таблицу

«Природные зоны России»

Шапка таблицы изображена на доске. Зарисуйте ее в тетрадь.(4 колонки в таблице: в первой – природные зоны, во второй – почвы, в третьей – растительность, в четвертой – животный мир.

Для заполнения таблицы используйте параграф 18 учебника на стр. 104-111 и параграф 167 на стр. 96 - 97.

 

Почему в степи не растут деревья, хотя осадков и тепла достаточно для их произрастания?

 

 

 

 

 

 

Запишите в дневники домашнее задание.

 

Итак, ребята, что нового вы узнали о причинах размещения природных зон по территории России?

 Спасибо за работу. Вы сегодня хорошо поработали. Урок закончен. Тетради с работами сдать для проверки. Все свободны.

Приветствуют учителя и внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя и записывают в тетрадь план решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ученик:

«Это широтные пояса с определенными условиями температуры воздуха».

2 ученик:

« Границы тепловых поясов проводят по изотермам – линиям одинаковых температур воздуха».

3 ученик:

« Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира».

 4 ученик:

« Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги».

5 ученик:

« Природные зоны размещены по тепловым поясам согласно закону широтной зональности и высотной поясности».

6 ученик:

« Природные зоны разнообразнее в Европейской части России, где на одних и тех же широтах расположены разные природные зоны».

 Перечисляют зоны

 

 Если мы видим такое расположение природных зон, то значит, кроме тепловых поясов на их размещение влияют другие причины.

Такими факторами может быть соотношение тепла и влаги.

Например, в умеренных широтах в Европейской части России расположены полупустыни и пустыни в области умеренно континентального климата степей с недостаточным увлажнением.

А на юго-востоке -   муссонные смешанные леса в области климата смешанных лесов Дальнего Востока. Этот климат формируется под влиянием осадков с Тихого океана, которые выпадают на окраине материка. При таких условиях формируются муссонный тип растительности

 

 

 

 

Рассматривают карту растительности.

 Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют и заполняют таблицу в тетради с помощью карт атласа, учебника стр. 102-103

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этой причиной могут быть высокие значения испаряемости, что ведет к дефициту влаги, а , следовательно к невозможности произрастания древесной растительности в зоне степи.

В зоне лесостепи испаряемость равна 800 мм в год, а в степи - 1200 мм в год (определили по рис. 33 учебника, стр. 67.)

 Записывают в дневник домашнее задание и зарисовывают шапку таблицы в тетрадь.

 

 Мы узнали, что размещение природных зон находятся в прямой зависимости от климатических поясов.

Слушают учителя.

Сдают тетради на проверку.

До свидания.

 

 

Заполненная таблица

 

Природная зона

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Тундра

 

Тундрово-глеевые

Тундрово-мерзлотные

 

Мхи

Лишайники

 

Кустарнички

Лемминги, заяц-беляк, песец, волк, тундровая куропатка, полярная сова.

Лесотундра

 

Тундрово-мерзлотно-болотные, болотные, глеево-подзолистые

 

Разреженные леса

Редкостойные леса

Сфагновые торфяники

 

Олени, песцы, лемминги, гуси, утки, лебеди, гагары

Тайга

 

Глеево-подзолистые

Болотно-подзолистые

Таежные мерзлотные

 

Светлохвойные леса

Темнохвойные леса

 

Соболь, кабарга, каменный глухарь, рябчик, лось, белка, заяц-беляк, бурый медведь, росомаха.

 

Смешанные леса

 

Дерново-подзолистые, подзолистые, бурые лесные

 

Хвойные и широколиственные леса

 

Зубр, лось, кабан, куница, выхухоль, иволга,  дятлы.

 

Лесостепь

 

Серые лесные, черноземы, солонцы, солончаки, солоди

 

Широколиственные леса

Мелколиственные леса

Разнотравные луга

 

Косуля, волк, бурый медведь, заяц – беляк, тетерева, белая и серая куропатка.

 

Степь

 

Черноземы, каштановые, луговые

 

Типчаково-полынная степь

Разнотравно-злаковая  степь

 

Суслики, сурки, полевые мыши, орлы, жаворонки

Полупустыни и

пустыни

 

Бурые пустынно-степные

Солонцы, солончаки, солоди

Полынно-злаковая степь

 

Безлесье

 

Тушканчики, суслики, орел, ящерицы, змеи

 

.


Урок «Растительный и животный мир

Урок «Растительный и животный мир

Ход урока: содержание

Ход урока: содержание

Изучение нового материа-ла. 25 мин

Изучение нового материа-ла. 25 мин

Закреп-ление. 5 мин.

Закреп-ление. 5 мин.

Организация класса 1 мин

Организация класса 1 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017