Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
7 кл
03.06.2018
Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс
Урок географии в 7 классе Тема: «Растительный и животный мир Земли». Животный мир Земли невероятно разнообразен. Рыбы живут в воде и способны дышать растворенным в ней кислородом, ящерицы пустынь выдерживают огромные температуры, губительные для других. Птицы способны подниматься в небо, летучие мыши могут летать в полной темноте с помощью ультразвуковых волн, муравьи создают высокоорганизованные жилища. Этот список можно продолжать бесконечно — животных огромное множество и все имеют свои отличительные свойства. То же и с растениями. Росянка питается насекомыми, закрывая их в своем цветке-ловушке, хвойные растения остаются вечнозелеными в условиях холода, мангровые деревья спускают на землю ветви, которые могут укореняться и становятся дополнительными стволами, орхидеи вовсе не имеют собственных корней, паразитируя на других растениях.Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс
конспект.docx
Урок географии в 7 классе Тема: «Растительный и животный мир Земли». Цели:  1. Раскрыть взаимосвязь компонентами зональных природных комплексов. 2. Показать разнообразие растительного и животного мира на планете. 3. Выявить связь растений и животных с природными условиями. 4. Воспитывать  ответственное  отношение  к природе. 5. Познакомить учащихся с животными и растениями, которые находятся на  грани исчезновении. Задачи: 1. сформировать представление о животном мире и растительном мире (об основных   растениях,   животных   и   особенностях   их   приспособления   к жизни); 2. развитие зрительного и слухового восприятия (на материале урока) 3. развитие мышления (анализа, обобщения) и внимания (на материале урока) 4. формирование экологического сознания учащихся (на материале урока) Тип урока: изучение нового материала Оборудование: Карта природных зон, атласы, презентация, видеозаписи. Ход урока  I. Организационный момент. II. Сообщение темы и цели урока. Опрос. (Слайд №3) 1. Какие особенности природы материков мы изучили? (рельеф, климат и воды  суши). 2. А для чего нам с вами необходимо знать особенности природы материков? ( где какой климат, где какие реки, где какая растительность и т. д. ) 3. Какие условия вы считаете необходимыми для жизни растений? (тепло, влага, почва) 4. О чем мы сегодня будем говорить? ( о растительности и животном мире) Рассказ учителя      Схожесть или различие растений и животных, находящихся в различных  природных зонах, имеет огромное значение. Тот факт, что природа Евразии и  Северной Америки сходна, позволил ученым сделать вывод, что когда­то эти два  материка были соединены, а пролива, который носит название Берингов, не  существовало. Природа Австралии значительно отличается от всего, что  существует на других материках, многие виды растений и животных,  находящиеся здесь, не встречаются нигде более. Это означает, что этот материк  первым отделился от единого материка, который предположительно существовал  когда­то.  В процессе эволюции животные и растения приспосабливаются к условиям  окружающей среды. климат                        растительный мир                   животный мир. III. Изучение нового материала. (Слайд №4) На Земле до появления органической жизни и человека было три больших  периода (эры), которые резко отличались друг от друга и назывались: Палеозой ­ древняя жизнь; Мезозой ­ средняя жизнь; Неозой ­ новая жизнь. (Слайд №5) Палеозой был самым продолжительным и поэтому его разделяют на два периода:  ранний и поздний палеозой. Астрономические, геологические и климатические  условия позднего периода отличаются от раннего. До палеозоя была архейская  эра, но тогда еще не было жизни. Первая жизнь на Земле ­ это водоросли и растения. Первые водоросли появились  в воде. Водоросли переходят в наземную траву, гигантские травы переходят в  травовидные деревья палеозоя. Позже появляются моллюски (около тысячи  различных видов), питающиеся водорослями. В силурийский период, количество моллюсков увеличивается до 10000  разновидностей, а в девонский период появляются двоякодышащие рыбы, т.е.  рыбы, не имеющие позвоночника, но покрытые панцирем, как переходная форма  от моллюсков к рыбам. Они дышали и жабрами, и легкими. Они делают попытку  превратиться в обитателей суши, но не им приходится осуществить это. Переход  из моря на сушу выполнят амфибии, из класса позвоночных типа земноводных  ящеров. Первый представитель ящеров ­ археозавр ­ появляется в конце палеозоя,  развитие получает в начале мезозойской эры, в триасовый период. Потом идет период в жизни Земли, соответствующий мезозойской эре, то есть  периоды: триасовый, юрский и меловой. Это был самый пик расцвета животного  мира. Самые разнообразные и причудливые формы рептилий населяли Землю.  Они были как в морях, так и на суше и в воздухе. И последний период в жизни Земли ­ неозойский. Он включает в себя третичный и ледниковый (четвертичный) периоды. Человек появляется к концу ледникового  периода. Именно в неозойскую эру появились млекопитающие. Это почти  современный нам мир животных. Фауну того времени можно в некоторой степени  увидеть в Африке, которой не коснулся ледник. Самым большим вопросом  является для многих вопрос об обезьянах. Большинство ученых склонны считать,  что обезьяна никоим образом не может быть предшественником человека; но  некоторые говорят, что должен быть какой­то общий предок. Но этого общего  предка пока не нашли. (Слайд №7,8) Давайте посмотрим на карту (Природные зоны мира). ­ Назовите основные природные зоны мира. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли (Слайд №9)  Географическая оболочка Земли включает в себя биосферу, гидросферу, часть  литосферы и атмосферы. Это самый крупный природный комплекс, поверхность  земного шара, с характерной для планеты природой. Можно выделить огромное  количество менее крупных природных комплексов — территорий, обладающих  похожей природой, отличной от других комплексов. Океаны, моря, материки,  горные системы, реки, озера, болота и многое другое — это все отдельные  природные комплексы.  Природные зоны — очень крупные природные комплексы, обладающие сходными  ландшафтом, животным и растительным миром. Природные зоны образуются  вследствие распределения тепла и влаги на планете: высокая температура и  низкая влажность характерна для экваториальных пустынь, высокая температура  и высокая влажность — для экваториальных и тропических лесов и т.д.  Природные зоны расположены преимущественно субширотно, но рельеф,  расстояние от океана влияют на расположение зон и их ширину. В горах также  существует смена природных зон, в зависимости от высоты, смена зон происходит в том же порядке, что и смена зон суши от экватора к полюсам. Нижняя  природная зона соответствует природной зоне территории, верхняя зависит от  высоты горного массива.  Природные зоны суши Экваториальные и тропические леса (Слайд №10)  Эта зона расположена в экваториальном и тропическом поясе Африки, Южной  Америки и Азии.  Тропические леса — вечнозеленые, здесь всегда высокая  температура и влажность. Для этих лесов характерна многоярусность: на одной и  той же площади растут низкие кустарники, деревья средней высоты и огромные  лесные гиганты. Здесь образуются красно­желтые почвы, бледные питательными  веществами. Верхний слой почвы очень плодороден, но он быстро образуется, и  так же быстро питательные вещества «вытягиваются» многочисленной  растительностью. Пустыни и полупустыни (Слайд №13) Зона пустынь и полупустынь расположена в экваториальном, тропическом и  умеренном поясах Пустыни отличаются очень низкой влажностью, растительный  и животный мир пустынь подстраивается под эти тяжелые условия. Животные  обладают свойством долгое время обходиться без воды, пережидать наиболее  засушливые месяцы в спячке, многие ведут ночной образ жизни. Многие растения  способны запасать влагу, у большинства снижено испарение, кроме того, они  обладают разветвленной корневой системой, позволяющей собирать крохи влаги с большого объема. В целом растительный и животный мир очень ограничен. В  почвах пустынь мало органических веществ и много минеральных солей.  Саванны и редколесья (Слайд №16) Эта зона расположена в тропическом климатическом поясе и является  переходной от зоны тропических лесов к другим. Она отличается небольшим  количеством осадков и постоянно высокой температурой воздуха. Для саванн характерно наличие засушливого периода, во время которого травы высыхают, а  животные стремятся к водоемам. Растительность здесь преимущественно  травянистая, деревья встречаются редко. Для саванн характерно обилие крупных  травоядных животных и хищников Почвы здесь красные и каштановые, с  достаточным количеством питательных веществ, накопление которых происходит во время засушливого периода.  Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники(Слайд №18) Эта зона характерна для средиземноморского климата, отличающегося мягкой,  влажной зимой и жарким летом. Для нее характерна разнообразная  растительность, вечнозеленые лиственные растения, много хвойных деревьев.  Оригинальный животный мир практически полностью истреблен. Почвы здесь  красно­бурые.  IV. Физминутка (Слайд №21) Учащимся предлагается закрыть глаза и прослушать 3 звуковых фрагмента.  Необходимо определить, какой из звуковых фрагментов, можно услышать на  побережьях Арктики. 1 фрагмент – звуки саванны Африки 2 фрагмент – песни тропических птиц 3 фрагмент – звуки Арктики (в том числе и крики птиц). Степи и лесостепи (Слайд №22) Эта зона формируется в умеренном климатическом поясе, для нее характерны  холодная зима и теплое, засушливое лето. Для степей характерная травянистая  растительность, во многих областях замененная культурными растениями. Из  животного мира в степях и лесостепях широко распространены грызуны, мелкие  копытные, пресмыкающиеся и хищные птицы. В зоне степей и лесостепей  формируются наиболее плодородные почвы – черноземы.  Широколиственные и смешанные леса (Слайд №24) Эта зона формируется в умеренном поясе со средним количеством осадков, для  нее характерны холодная зима и умеренно теплое лето. В лесах обычно два­три  яруса, нижние сформированы кустарником и травянистой растительностью. Здесь распространены лесные копытные, хищники, грызуны, насекомоядные птицы.  Почвы в этой зоне бурые и серые лесные.  Тайга (Слайд №27)  Эта зона формируется в северном полушарии в умеренной зоне с холодной  зимой, коротким теплым летом и достаточно большим количеством осадков. Леса многоярусные, много хвойных деревьев. Животный мир представлен множеством  хищников, в том числе некоторыми, впадающими в зимнюю спячку. Почвы бедны  питательными веществами, подзолистые.  Тундра и лесотундра (Слайд №29) Эта природная зона находится в субполярной и полярной зоне, где температура воздуха достаточно низкая. Растительный мир представлен в основном низкорослыми растениями с плохо развитой корневой системой мхами, лишайниками, кустарниками, карликовыми деревьями. В тундре живут копытные животные, мелкие хищники, много перелетных птиц Почвы в тундре торфяно­ глеевые, большая территория находится в зоне вечной мерзлоты. Арктические пустыни (Слайд №32)  Арктические пустыни  встречаются на островах, близких к полюсам. Из  растительности встречаются мхи, лишайники, или же растительность отсутствует  вовсе. Животные, встречающиеся в этой зоне, живут большую часть времени в  воде, птицы прилетают на несколько месяцев. V. Закрепление новой темы: (Слайд №36) ­ Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку? ­ В каком климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на  восток? Тундра и лесотундра, тайга, высотная поясность В субтропическом поясе, из­за влияния рельефа ­ В какой природной зоне располагаются: о. Калимантан         – влажные экваториальные леса п­ов Индокитай         – саванны и редколесья, переменно­влажные леса п­ов Аравийский         – полупустыни и пустыни о. Исландия        – тундра и лесотундра о. Врангеля         – арктическая пустыня о. Крит                 – жестколистные вечнозелёные леса и кустарники о. Сахалин                 – тайга VI. Выставление оценок за урок. VII. Домашнее задание

Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс

Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс

Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс

Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс

Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс

Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс

Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс

Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс

Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс

Конспект урока "Растительный и животный мир Земли" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018