Конспект урока развития речи на тему "Сочинение - описание Братья наши меньшие" 4 класс
Оценка 4.8

Конспект урока развития речи на тему "Сочинение - описание Братья наши меньшие" 4 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
11.02.2017
Конспект урока развития речи на тему "Сочинение - описание Братья наши меньшие" 4 класс
Урок развития речи построен со системе Пленкина Н.А. Это позволяет учителю работать над словом, обогащать словарный запас учащихся и расширять их кругозор, учить строить предложения и составлять простой рассказ-описание. Развивать речевую структуру языка, память, мышление детей и воспитывать любовь к животным.
Документ Microsoft Word (3) (Автосохраненный).docx

Братья наши меньшие.

Цели:

·         способствовать обогащению словарного запаса;

·         развивать речевую структуру языка, память, мышление;

·         учить строить предложения, составлять простой рассказ-описание;

·         воспитывать любовь к животным.

 

                                                                               Мы в ответе за тех,

кого приручили.

                                                                                                                                               А.Экзюпери

1. Оргмомент.   

– Садитесь.  

 Проверь, дружок!

    Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

 ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 

2.Сообщение темы урока и актуализация знаний

- Сегодня мы пишем сочинение. А что такое сочинение? (Вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему)

- Послушайте стихотворение и скажите, о ком мы сегодня будем писать сочинение.

Как тяжело, когда они страдают

И объяснить не могут, где болит

Они не могут выразить словами –

Лишь только взгляд о многом говорит.

На нас глядят с   надеждой и тоскою.

Мы, слыша их мольбу и сердца стук,

 Несёмся, ног не чуя под собою,

Туда, где им помогут и спасут.

Мне кажется, они нас понимают

Порой гораздо лучше, чем мы их.

Волнуются за нас, переживают

И даже лечат – если что болит.

Вас не оставим ни за что на свете!

Когда вам больно – нам еще больней.

Мы – рядом с вами, вы нам – словно дети.

Нас делаете чище и добрей.

Доверчивые, милые, родные –

Не просто уши, лапы и хвосты.

В суровом и жестоком этом  мире

Вы – островки тепла и доброты.

 

- Так о ком мы  будем писать сочинение?

- Правильно, мы будем учиться описывать  домашнее животное.

- Значит, какой тип речи используем?

- Какие ещё типы речи вы знаете?

 

3 Обсуждение темы и основной мысли сочинения (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении). 

-   Прочитайте заглавие.

-  Кого мы так называем?

- Какое слово главное?  (Обсуждение)

- Братья   (Мы их очень любим. Они нам, как родные.)

- Наши  -

- Меньшие  (Относимся к ним как маленьким, они нуждаются в нашей заботе, уходе, как маленькие дети)

- Главное слово «Братья».

 - Ребята, а кошки и собаки -   это не только домашние  питомцы.  Есть кошки – лекари и  артистки. 

Собаки служат в полиции и вооруженных силах России. Есть собаки –поводыри и  пастухи, сторожа и спасатели, охотничьи и ездовые.

-  Какова тема нашего сочинения?

(Домашние животные)

 

- О чем можно написать в сочинении - описании? (описать животное, его повадки, свое отношение к нему)

- Какая  будет главная мысль нашего сочинения? (Любовь к питомцам, бережное отношение)

Запись числа и названия сочинения.

- Готовясь к этому уроку, вы подобрали много эпиграфов.  Какой можно взять эпиграф?

Мы в ответе за тех, кого приручили.

                                   А. Экзюпери

Когда в доме много животных: сердце у детей растёт быстрее, чем они сами. Марк Твен

Собака -  друг человека.

Выбор и запись эпиграфа.

    4. Обсуждение структуры текста (Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения). 

А) - Сколько основных частей в сочинении? Как они называются?

- Какая часть самая большая? В какой части подводятся итоги, делаются выводы?

- Перед вами лежит памятка для написания текста – описания.

Памятка текста-описания

 

1)В заголовке или первом предложении назван предмет описания.

2)В основной части перечисляются признаки предмета описания.

3)Текст заканчивается выводом.

4)К тексту описания можно нарисовать одну картинку.

 

 - Подумайте, о чем мы напишем в первой части?  (Кто твой любимец и как его зовут?  Как  он  появился в доме?)

 (Подарили на день рождения, взял у друга, подобрал на улице)

- Прочитайте первый пункт памятки.  В заголовке может быть назван предмет описания. Мы в заголовке называем  героя сочинения? (Нет)

-  Значит, надо назвать  его в первом предложении.

 

Заслушать варианты.

- Как озаглавим первую часть?

 

Б) - Основная часть самая большая. Прочитайте памятку.

- Что будем писать во второй части?

(Составляем кластер.)

- В ней мы  опишем питомца, его внешний вид, повадки и  характер. (внешний вид: размер, окраска, шерстка, мордочка (глаза, ушки, усы, нос), лапы,  хвост;  характер,  повадки,  что любит делать, есть)

- Как озаглавим вторую часть?

- Дома вы выполняли рисунки своих любимых животных,  подбирали слова для их описания.

Подбираем слова для описания и орфографическая подготовка.

(Пользуемся рисунками, фотографиями и заготовками)

Размер Крупная, маленькая, большая

Окраска Белая, серая, рыжая, черная, дымчатая, полосатая, трёхшёрстная, пятнистая

Шёрстка мягкая, как…   шелковистая, пушистая,  бархатная, гладкая короткая, длинная,

Мордочка милая,  добрая,  забавная, сердитая, остренькая

Глазки  голубые, зеленые, хитрые, добрые, умные,  злые, большие, маленькие

Нос, словно… пуговка, розовое сердечко, кнопочка, приплюснутый

Усы длинные, будто …

Ушки маленькие, чуткие, с кисточкой, треугольные, висячие, торчащие

Лапы сильные, мощные, с коготками, короткие, широкие, кривые

Хвост трубой, баранкой, пушистый,  длинный, хвост-обрубочек

Характер хитрый, добрый, ленивый, независимый, вредный, сердитый, лежебока, игривый

Повадки любит  играть с мячиком, клубком,   спать в кресле,  .. лаять на  кошек.

 Физминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

В) – Что должно содержаться в заключении?  Заключение содержит вывод. Какой вывод сделаем мы?

- Как озаглавим третью часть?

Работа в парах.    

   - Обсуди с товарищем, как ты относишься к животному. Почему?

 (Я люблю… за…   Мне нравится …, потому что)

Заслушать варианты.

- У нас составлен план сочинения.

          План.

1 Вступление

Как питомец появился в моем доме

2. Основная часть.

Мой любимец

                - внешний вид  питомца

                  - его повадки, характер

3. Заключение      Моё отношение к питомцу.

    5. Работа по группам. Наблюдение над ролью  синонимов и имён прилагательных в описании и обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте). 

- Перед вами лежат карточки с текстами.

- 2 группа: какую ошибку допустил ученик в построении текста. (Читает ученик)

У меня есть четвероногий друг. Его зовут Рыжик. Рыжик – маленький, но очень умный щенок. У Рыжика рыжая мордочка, чёрный носик. У Рыжика рыжие лапки и грудка. Рыжик очень ласковый и нежный  пёсик.

- Повторы. Можно заменить местоимениями (он, его), питомец, песик, собачка, щенок.  Исправьте в тексте.

- 1 группа.   Прочитайте. (читает ученик)

Добавьте сравнения и имена прилагательные.

У меня есть котёнок по кличке Пушок. Он очень симпатичный. Глазки у моего малыша светятся, как… Шерсть мягкая, мягкая, словно… Носик розовый и похож на … На лапках будто надеты… Сам он напоминает …, поэтому его так назвали.

(Звездочки,  пух,  маленькую пуговку,  белые носочки,   комочек пуха, пушистый  шарик)

Проверка.

У меня есть четвероногий друг. Его зовут Рыжик.  Щенок маленький, но очень умный. У него  рыжая мордочка, чёрный носик. У собачки рыжие лапки и грудка. Рыжик очень ласковый и нежный пёсик.

У меня есть котёнок по кличке Пушок. Он очень симпатичный. Глазки у моего малыша светятся, как звёздочки. Шерсть мягкая, мягкая, словно пух . Носик розовый и похож на маленькую пуговку. На лапках будто надеты белые носочки. Сам он напоминает пушистый шарик, поэтому его так назвали.

- Какими словами можно заменить слова «домашнее животное»?  (он,она, четвероногий друг, питомец, любимец, малыш, кот, кошка, котенок, котик, собака, пес, щенок)

6. Рефлексия.

- Какие  у вас вопросы?

- Если  вам все понятно, и вы готовы приступить к работе,  нарисуйте на смайлике улыбку.  Если у вас есть вопросы, вы не поняли, что писать,  то нарисуйте грусть.

- Приступаем к работе. Будьте внимательны. Желаю удачи.

7. Самостоятельная работа. Написание  учащимися сочинения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Братья наши меньшие. Цели: · способствовать обогащению словарного запаса; · развивать речевую структуру языка, память, мышление; · учить строить предложения, составлять простой рассказ-описание; · воспитывать…

Братья наши меньшие. Цели: · способствовать обогащению словарного запаса; · развивать речевую структуру языка, память, мышление; · учить строить предложения, составлять простой рассказ-описание; · воспитывать…

Волнуются за нас, переживают

Волнуются за нас, переживают

О чем можно написать в сочинении - описании? (описать животное, его повадки, свое отношение к нему) -

О чем можно написать в сочинении - описании? (описать животное, его повадки, свое отношение к нему) -

Прочитайте первый пункт памятки

Прочитайте первый пункт памятки

Хвост трубой, баранкой, пушистый, длинный, хвост-обрубочек

Хвост трубой, баранкой, пушистый, длинный, хвост-обрубочек

Заключение Моё отношение к питомцу

Заключение Моё отношение к питомцу

Какими словами можно заменить слова «домашнее животное»? (он,она, четвероногий друг, питомец, любимец, малыш, кот, кошка, котенок, котик, собака, пес, щенок) 6

Какими словами можно заменить слова «домашнее животное»? (он,она, четвероногий друг, питомец, любимец, малыш, кот, кошка, котенок, котик, собака, пес, щенок) 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017