конспект урока развития речи .Учимся писать письмо.5 класс.В данном конспекте урока представлена методическая разработка урока, целями которой является познакомить обучающихся с алгоритмом написания письма, развивать устную и письменную речь и создать условия для формирования внутренней позициии обучающихся, характерезующейся повышением интерсеса к происходящему на уроке и положительной мотивации в учебной деятельности
Цель:
Урок развития речи. Письмо (5 класс).
Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, научить
составлять текст письма;
Развивать речевые навыки; расширять представления учащихся о роли и
значении письма в нашей жизни;
Воспитать бережное отношение к языку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Предметом нашего
разговора будет письмо. Все мы всегда рады получать письма, ведь это своего
рода сюрприз, в котором содержится информация. Давайте поговорим
немного об истории письма. Происхождение письма было вызвано
необходимостью обмениваться информацией. Первые письма были широко
распространены в Персии и Египте. Первые сообщения отправлялись только
с военной целью. Существовала даже такая профессия как гонец.
Современный вариант этой профессии это почтальоны и курьеры. Самой
организованной и известной была история письма Древнего Рима. Юлий
Цезарь создал государственную почту и перевозки писем были
упорядоченными.
Давайте же научимся писать письмо.
II. Вступительная беседа.
Ребята, как вы думаете , для чего нужны письма?
(Чтобы общаться, рассказать о своих впечатлениях и чувствах, выразить
отношение к кому или чемулибо).
III. Слово учителя.
В древние времена люди передавали информацию друг другу с помощью
рисунков и иероглифов. Со временем графические знаки и рисунки
преобразуются в слова со значением предмета. Так было положено начало
начало развитию письменности. Письмо –это знаковая система фиксации
речи и мыслей , позволяющая передавать информацию на расстоянии и
закреплять ее во времени. Письмо относится к эпистолярному жанру и имеет
схожесть с устной речью, но мысли должны быть выражены точно и ясно.
Письмо является монологическим типом речи, но предполагает собеседника –
адресата, поэтому, когда мы пишем письмо, следует обращаться к тому, к
кому адресована эта информация.
IV. Словарная работа.
Давайте поработаем со словарями. Выпишем значения таких ключевых слов
нашей темы как почта, письмо, эпистолярный жанр, адресат, конверт,
адресант.
V Слово учителя:
Ребята,
давайте
конца письма,
например:
1С уважением… До свидания… До скорого… Ваш …
Например, в английской практике написания письма также используется
формулы – обращения.:
Dear Tom! My dear friends! (Дорогой Том! Мои дорогие друзья!
типичные обороты в конце письма, например:
Best regards, your friend, Oliver! ( С наилучшими пожеланиями, твой друг
Оливер
VI...Работа со схемой
Предлагаю вам примерную схему написания письма:
1. Приветствие или обращение к тому, кому предназначено письмо.
2. Вступление – выражение различных чувств (извинение, благодарность,
сожаление, радость и другие), отражающих интерес к жизни адресата,
пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
3. Заключение. Прощание, просьба писать чаще, извинения за почерк,
передача приветов. Формулы прощания
4. Подпись, дата.
VII. Написание письма.
Пользуясь приведенной схемой, попробуйте написать письмо своему другу
или маме, например, из лагеря или из путешествия. Употребите обращения,
избегайте повторов.
VIII. Редактирование 12 лучших работ.
IХ. Работа с карточками
Ребята, давайте обратим внимание на письмо, которое было написано в годы
Великой Отечественной Войны бойцом Красной Армии Николаем
Нестеровым своей маме.
«Здравствуй, любимая моя мама! Как твоё здоровье? Почему от тебя
нет писем? Где работаешь? У меня пока всё в порядке. Тёте Лене
переводил деньги, но ответа пока нет. Дяде Ване тоже пишу частенько.
Недавно я получил два ордена Красного Знамени их уже у меня 4, и
пятый орден Красной Звезды. Значит, немцев бью хорошо.
За этот месяц было сто верных случаев, когда можно было погибнуть, но
я жив и здоров. Несколько раз уже меня считали убитым, а я всё целый.
Пуля меня просто не берёт, ктото будто надёжно охраняет меня. Я
выполнял, что было невозможно, делал то, что никогда не мог, и
выстоял тогда, когда все другие были вышиблены. Пиши ответы. Жду.
Твой сын Николай».
Николай Нестеров, командир батальона 24й мотострелковой бригады, 25 лет. 14
июля 1943 г. под Прохоровкой получил смертельное осколочное ранение.
Слово учителя:
Посмотрите, как в простых строчках чувствуется забота и любовь к родным,
как он бесстрашно защищал нашу землю от врагов, стоял насмерть за родных
2и близких. Именно в этом письме чувствуется все мужество, отвага и
смелость русского народа. Эти письма служили единственным «источником
света и надежды» для родных и близких в то страшное для народа время. Это
еще раз доказывает большое значение письма и необходимость сохранения
эпистолярного жанра для будущего поколения.
ХI Обобщение.
Итак, дорогие ребята, вы сегодня много узнали об истории письма, усвоили
принципы написания письма. В заключение, хочется добавить , что письма
сохраняют все наше душевное тепло , все чувства во времени, поэтому
пишите письма как можно чаще.
ХIII. Домашнее задание: написать письмо на одну из тем:
Письмо моей маме. Письмо другу. Моя любимая книга. Письмо солдату в
армию.
3