Предмет
Класс
Учитель
УМК
Тип урока
Тема урока
Цель урока
Планируемые результаты
Технологическая карта урока
история
5
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая
/ Под ред. А.А. Искендерова. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс .–М.: Просвещение , 2014.
Комбинированный
Религия древних египтян
сформировать у обучающихся понимание религиозной системы Древнего Египта, представления о пантеоне
древнеегипетских богов.
личностные
метапредметные
предметные
формирование мотивации
изучения данной темы,
формирование
познавательной активности
учащихся, воспитание
культуры общения, осознание
вклада в общечеловеческие
нравственные ценности
религиозных учений,
возникших в эпоху Древнего
мира. Определять свое
собственное отношение к
разным позициям в спорах и
конфликтах при обсуждении
различных вопросов.
Познавательные: раскрытие роли
религиозных верований в жизни древних
египтян.;
Регулятивные: формулировать учебные
задачи, определять последовательность
промежуточных целей с учётом конечного
результата, предвосхищать результат,
оценивать качество и уровень усвоения
материала;
Коммуникативные:
с достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
развитие исследовательских учебных
действий, включая навыки работы с
информацией; поиск и выделение
нужной информации, ее обобщение;
развитие умений выделять главные
факты, устанавливать их логическую
последовательность.
Персоналии:
общеегипетские боги
АмонРа, Геб, Нут, Тот, Исида, Гор,
Осирис, Сет
Методы обучения
Игровые технологии
репродуктивный, частичнопоисковый (эвристический),
Технология обучения
урок с элементами групповой работы, метод критического мышления, информационные технологии,
здоровьесберегающие технологии. Формы организации
познавательной
деятельности обучающихся
Коллективная, индивидуальная.
Средства обучения
интерактивная доска, компьютер, доска, учебник, рабочая тетрадь.
Основное содержание темы,
термины и понятия
Усвоение содержания терминов и понятий: храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия
Организация образовательного пространства
Оборудование
Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая/ Под ред. А.А. Искендерова. Всеобщая история. История
Древнего мира, Рабочая тетрадь История Древнего мира авторов А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой,
карта «Древний Восток, Египет и передняя Азия», иллюстрации по теме урока.
мультимедийный проектор,
персональный компьютер
* учебник истории, исторический атлас для 5 класса, иллюстрации из мифов Древнего Египта
*электронные учебные модули:
1. http://vklasse.org/5klass/uchebniki/vseobschayaistoriya/aavigasingigoderissventsitskaya2014/stranitsa56
2. https://drive.google.com/file/d/0B4aEGjdDhjiaOVFIa3FQTmtHZmc/view
Межпредметные связи
литература, мировая художественная культура Дидактиче
ская
структура
урока
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты
Личностные
предметные
метапредме
тные
Готовность к уроку
Организац
ионный
момент
Вызов
Отвечают на
вопросы (примерные
ответы обучающихся):
Приветствие. Проверка
готовности к уроку.
Здравствуйте те, кто,
может быть, не выспался.
Здравствуйте те, у кого
плохое настроение.
Здравствуйте те, кто с
нетерпением ждет каникул.
Здравствуйте те, кто сегодня
будет хорошо, активно
работать на уроке. Начинаем
урок.
Подводящий диалог:
Древние люди всегда пытались
находить объяснения явлениям
природы, свидетелями, а в
некоторых случаях даже
жертвами которых они
становились. Но как это сделать
с научной точки зрения?
Навыков для истолкования
увиденного достаточных люди не имели. Поэтому считали, что
природными процессами
непременно ктото управляет.
Давайте вспомним
1.Кто, по мнению первобытных
людей, управляет природой и
жизнью людей?
2. Можно ли было
воздействовать на эти
сверхъестественные существа?
Каким образом?
3. Как представляли себе
первобытные люди своих
умерших предков? В каком
облике?
Сегодня мы будем говорить о
религии древних египтян.
Выясним в чём сходство между
религиозными верованиями
египтян и первобытных людей и
в чем их различия?
1.Сверхъестественные
силы: духи, Боги.
2. Можно:
заклинаниями,
молитвами, оберегами,
талисманами
3.В облике животных
или иных живых
существ
Формулируют задачи
урока, озвучивают их,
вписывают в
информационную
карту (Приложение 1)
Исходя из темы
сформулируйте задачи нашего
урока. О чем будем вести речь?
В конце урока мы сделаем
вывод «В чем сходство
Умение
формулироват
ь учебные
задачи По ходу изучения
материала параграфа
обучающиеся
заполняют
информационную
карту
Умение
работать с
раздаточным
материалом и
учебником
религиозных верований египтян
и первобытных людей и в чем их
различия» (слайд 2)
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО
МАТЕРИАЛА (слайд 3)
1.Боги и жрецы
2.Что рассказывали египтяне о
своих Богах
3.Миф об Осирисе и
Исиде (самостоятельное
домашнее изучение)
4.Что рассказывали египтяне о
«стране мёртвых»
5.Египтяне обожествляли
фараона и называли его сыном
солнца
Усвоить и
уметь
объяснять
термины:
храм, жрец,
статуя,
формулирова
ние учебных
задач вместе
с учителем. Осмыслени
е
Работа по рядам с
первым пунктом
параграфа № 10
(учебник с. 5152)
учебника.
Поиск информации,
заполнение
информационной
карты.
Выполнение задания,
подготовка к ответу
Откройте учебники на странице
5152, ознакомьтесь с текстом и
заполните первые графы
информационной карты:
Слайд № 4.
1ый ряд:
Прочитайте первый пункт
параграфа 10 и ответьте на
вопросы:
1. Почему египтяне строили для
Богов храмы?
2. Кто служил Богам?
2й ряд:
Прочитайте первый пункт
параграфа 10 и ответьте на
вопросы
1.Опишите, как жрец служил
Богу.
2.Для чего люди дарили
подарки Богам?
3й ряд:
Прочитайте первый пункт
параграфа 10 и ответьте на
вопросы
1.Сформулируйте значение
понятий: храм, статуя, жрец.
2.Почему жрецы были
могущественны?
Умение
анализировать
исторические
факты,
формировать
несложные
выводы,
пересказывать
содержание
текста
учебника
Умения
работать с
источниками
информации.
Выделять
главное в
тексте,
структуриро
вать учебный
материал.
развитие
исследователь
ских учебных
действий,
включая
навыки
работы с
информацией;
поиск и
выделение
нужной
информации,
ее обобщение; Формируют,
формулируют
результаты задание,
озвучивают
результаты.
Слушают рассказ
учителя, отвечают на
вопросы, заполняют
таблицу № 2 «Боги
Древнего Египта».
Этап
первичного
закреплени
я с
проговарив
ание во
внешней
речи
Координирует отвечающих,
корректирует ответы.
Сейчас мы с вами выясним, что
же рассказывали египтяне о
своих богах?
По ходу моего рассказа мы
будем заполнять таблицу в
задании №2 вашей
информационной карты.
В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в
Египте превратилось в главное
занятие и бог солнца стал одним
из главных богов египтян. Ведь
солнечный свет и тепло влияют
на рост злаков и других
полезных растений. Оно же
может нещадно палить, сжигая
посевы, высушивая водоемы,
превращая землю в каменную
твердь. Египтяне верили в
могущество бога солнца.
Самым главным, прекрасным
богом египтяне считали Солнце.
Бога Солнца они называли Ра,
Амон или АмонРа (слайд № 7).
Умение
работать по
заданным
параметрам,
формулироват
ь собственное
мнение и
аргументирова
ть его;
аргументирова
ть свою точку
зрения;
уважение к
иной точке
зрения,
умение
излагать свои
мысли,
участвовать в
диалоге,
умение
слушать
Умение
давать
определение
понятиям;
устанавливат
ь причинно
следственные
связи;
уметь
пользоваться
текстом
учебника для
выполнения
работы Каждое утро появлялся на
востоке АмонРа и плывет по
небу, а вечером лодка Ра
спускается в подземное царство,
где он вступает в смертный бой
с богом тьмы, свирепым змеем
Апопом (слайд 8). Когда Ра
побеждает вновь начинает сиять
корона солнечного бога,
возвещая наступление нового
дня.
Люди живут на земле, а над
ними раскинулось небо.
Египтяне изображали бога
земли по имени Геб (слайд 9)в
виде человека с головой змеи, а
богиню неба Нут коровой с
телом, усеянным звездами(слайд
9).
Особым уважением у египтян
пользовался бог мудрости –
Тот, у него голова птицы ибиса
Просматривают
презентацию (Приложение 2),
делают вывод,
формулируют ответы
на вопросы
позитивная
моральная
самооценка
уважение к
истории,
культурным и
историческим
памятникам
с длинным клювом (слайд 10).
Богиня Бастет – гибкая кошка,
покровительница женщин и их
красоты.(слайд 11)
Египтяне поклонялись
животным птицам, рыба м,
змеям, насекомым. При одном
из храмов в Мемфисе
содержали большого черного
быка с белой отметиной на лбу.
Его звали Апис (слайд 12). Вся
страна погружалась в траур
когда бык умирал. Тогда жрецы
находили нового Аписа.
Археологи находят в песках
Египта целые кладбища
священных быков, кошек,
крокодилов, похороненных по
особым правилам.
Каким животным поклонялись
восточные жители Древнего
Египта?
Как вы думаете, почему именно
этим животным?
С чем это было связано?
Дома вам предстоит прочитать
миф об Осирисе и Исиде на стр.
5354, из него вы узнаете еще о
нескольких египетских богах.
совершенств
ование
умений
понимать
основное
содержание и
извлекать
необходимую
информацию
из текста
учебника и
источника,
рассказа
учителя. Выполняют
упражнения,
показанные учителем
Физминутк
а
Слушают, продолжают
заполнять таблицу № 2
«Боги Древнего
Египта»
Прочитав, вы доработаете
таблицу «Боги Древнего
Египта»
Немного отдохнем. Представим,
что мы жители Древнего Египта,
обращающиеся к своим Богам.
Вспомнили, где обитает бог
солнца Ра, подняли глаза и руки
вверх, потянулись к его лучам.
Наклонились, опустили руки и
глаза вниз, обратили свое
внимание на бога земли Геба,
потянули руки к полу. Снова
обратились к Ра (подняли руки
вверх), теперь к Гебу (опустили
руки вниз). Присели, встали.
Повторили упражнение 2 раза.
Продолжаем урок.
Отправляемся в «страну
мертвых». Древние египтяне
считали, что «страной мертвых»
управляет бог Анубис (слайд
13), его изображали с телом
человека и черной головой
шакала. Там есть свет и тепло, в
каналах течет голубая вода,
зреет зерно на полях и растут
сладкие финики. Но не всякому проявление
внимательност
ь, умение
анализировать
и
формулироват
ь мысль
Думают, отвечают на
вопросы:
1.при жизни нельзя
убивать, красть, нужно
быть честным,
справедливым,
поступать по совести;
2.библейские заветы
– не убей, не укради,
….из курса ОРКСЭ)
Слушают, записывают
в тетрадь термин
мумия, саркофаг.
Просматривают
презентацию
разрешается после смерти жить
в этой стране. Умерший, стоя
перед грозным Осирисом на
суде должен был поклясться,
что не делал зла, не убивал, не
крал, не поднимал руку на
слабого, не завидовал, не
сквернословил «я чист, я чист, я
чист!» произносил он. Суд
Осириса считался у египтян
справедливым. (слайд 14).
Также справедлив для них был
суд фараона.
В чем смысл клятвы умершего
на суде Осириса?
Что напоминают вам эти
заветы? Где вы могли о них
слышать?
Для существования в «царстве
мертвых» человеку нужно было
тело, в которое могла бы
переселиться душа, поэтому
египтяне очень заботились о
сохранении тела умершего. Его
высушивали, пропитывали
смолой и обматывали тонкими
бинтами – оно превращалось в
мумию.(слайд 15) Затем мумию клали в гроб,
украшенный рисунками и
надписями, саркофаг, на
котором писали заклинания и
изображали богов. Гробница,
где стоял саркофаг, считалась
домом умершего.
Мир людей, по мнению
египтян, схож с миром Богов: в
мире Богов царствует АмонРа,
в мире людей царствует сын
богов фараон
Древние египтяне искренне
верили, что природные явления
починяются фараону, хороший
урожай также зависит от воли
фараона.
Все должно подчиняться воле
фараона – не только люди, но
и природа. (слайд 16)
Определять
свое
собственное
отношение к
обсуждении
различных
вопросов.
Записывают фразу в
информационную
карту (стр. 56)
Этап
включения
в систему
знаний и
повторения
Думают, заполняют
таблицу№ 3
«Сходства и различия
в верованиях египтян
и первобытных
людей».
Итак, мы изучили религию
Древнего Египта. Рассмотрели,
каким богам поклонялись
египтяне, как их представляли,
как выглядело по их мнению
«царство мертвых», какое
Определяют
сходства и
различия в
религиозных
Познавател
ьные
осуществляю
т анализ,
сравнение, .
значение имел фараона.
Теперь я предлагаю вам
вернуться к главному вопросу,
который мы поставили в начале
урока: в чем сходство и
различия в религиозных
верованиях египтян и
первобытных людей. Для ответа
на этот вопрос можно
использовать материал учебника
на стр. 1920, 2425, 5156
сходства
Верили в
переселение
душ;
поклонялись
силам
природы;
обожествля
ли
животных.
Делали
изображени
я богов
животных;
верили в
«страну
мертвых»
различия
иной обряд
захоронения
, не делали
мумий;
египтяне
изображали
богов с
телом людей
и головами
животных,
первобытны
е люди
наносили
изображени
я животных
и
поклонялись
именно
животным
делают
выводы.
Коммуника
тивные:
Высказывают
свое мнение ,
прислушиваю
тся к мнению
других
Домашнее
задание
* Прочитать $10, заполнить до конца информационную карту, выполнить в информационной карте
задание 4.
* Стр. 56, задание «Подумайте, почему египтяне почитали АмонаРа главным богом? Для ответа
вспомните, как связано солнце с основным занятием египтян? Какую роль играет солнечный свет и
тепло для роста растений?»
Рефлексия
Работают по приему
«Закончи фразу»
Выполнение приема
«Продолжи фразу»:
мне сегодня
понравилось..
я сегодня узнал,
Осуществля
ют
самоанализ и
самооценку.
позитивная
моральная
самооценка, что….
я хотел бы еще узнать,
что …
Координирует
учащихся
Используемая литература
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ (59 КЛ.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
1. Учебник Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая/ Под ред. А.А.
Искендерова. .–М.: Просвещение , 2014.
2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991
3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.
4. Энциклопедия для детей. – М., 2000. – Т.1.
5. Я познаю мир: Энциклопедия: История – М., 1996. Приложение 1.
Информационная карта «Религия древних египтян»
Задание 1.
Ознакомьтесь с текстом на странице 5152 и заполните первые графы информационной карты:
1ый ряд:
Прочитайте первый пункт параграфа 10 и ответьте на вопросы:
1. Почему египтяне строили для Богов храмы?
2. Кто служил Богам?
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Задание 2. Таблица «Боги Древнего Египта»
имя бога
как изображали
покровителем кого/чего
являлся
Задание № 3. Таблица «Сходства и различия в верованиях египтян и первобытных людей».
(для ответа на этот вопрос использовать материал учебника на стр. 1920, 2425, 5156)
сходства
различия
Задание 4. Обведи карандашом красного цвета изображения богов, которым египтяне молились за души
родителей. Обведи зеленым карандашом богов, которым молились ради урожая. Приложение 1.
Информационная карта «Религия древних египтян»
Задание 1.
Ознакомьтесь с текстом на странице 5152 и заполните первые графы информационной карты:
2й ряд:
Прочитайте первый пункт параграфа 10 и ответьте на вопросы
1.Опишите, как жрец служил Богу.
2.Для чего люди дарили подарки Богам?
_________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Задание 2. Таблица «Боги Древнего Египта»
имя бога
как изображали
покровителем кого/чего
являлся
Задание № 3. Таблица «Сходства и различия в верованиях египтян и первобытных людей».
(для ответа на этот вопрос использовать материал учебника на стр. 1920, 2425, 5156)
сходства
различия
Задание 4. Обведи карандашом красного цвета изображения богов, которым египтяне молились за души
родителей. Обведи зеленым карандашом богов, которым молились ради урожая. Приложение 1.
Информационная карта «Религия древних египтян»
Задание 1.
Ознакомьтесь с текстом на странице 5152 и заполните первые графы информационной карты:
3й ряд:
Прочитайте первый пункт параграфа 10 и ответьте на вопросы
1.Сформулируйте значение понятий: храм, статуя, жрец.
2.Почему жрецы были могущественны?
_________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Задание 2. Таблица «Боги Древнего Египта»
имя бога
как изображали
покровителем кого/чего
являлся
Задание № 3. Таблица «Сходства и различия в верованиях египтян и первобытных людей».
(для ответа на этот вопрос использовать материал учебника на стр. 1920, 2425, 5156)
сходства
различия Задание 4. Обведи карандашом красного цвета изображения богов, которым египтяне молились за души
родителей. Обведи зеленым карандашом богов, которым молились ради урожая.
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Конспект урока "Религия древних египтян"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.