Конспект урока Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»
Оценка 5

Конспект урока Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
11.11.2018
Конспект урока Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»
Конспект урока Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов» поможет учителю в подготовке к уроку по изучению романа Гончарова, его цель - раскрыть роль и понять роль второстепенных персонажей - Захара, Штольца, Ильинской, Агафьи и проанализировать их всесторонне, дать свою оценку
обломов 28.docx
Урок 28. Роль второстепенных персонажей в романе 10-А 12.11.18 «Обломов» Цель урока: раскрыть роль второстепенных героев. Оборудование: индивидуальные карточки, видеофильм «Несколько дней из жизни Обломова». Ход урока I. Проверка знания текста II. Работа в группах по образам героев и индивидуальным заданиям Заканчивая I часть романа, автор ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»? И всем последующим описанием ведет читателя к ответу. Задания. 1 ряд: Рассказать и проанализировать историю жизни И. И. Обломова по следующему плану: а) образ главного героя: основные черты характера, формирование характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке образа главного героя; б) жизненные идеалы героя; в) отношение автора к герою; г) Захар и Обломов; д) обломовские черты в Захаре. — Почему обломовская лесть не производит на нас впечатления пошлости? — Каковы основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера Обломова? — Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)? — Можем ли мы сказать, что Обломов — характер типический. Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам — легион»? —   Как   же   нам   понять   сочетания   в   Обломове   такого   противоречия:   с   одной   стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить; с третьей стороны, «мне давно совестно жить на свете»? Выделить привлекательные черты характера героя, его слабости, символы. (Привлекательные   черты:   мягкость,   простота,   великодушие,   доброта...   Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим   спокойствием,   не   подготовлен   и   не   приспособлен   к   жизни...   Символы:   большой   диван, удобный халат, мягкие туфли). 2 ряд: Рассказать и проанализировать материал об Андрее Штольце по следующему плану: а) характеристика Штольца; б) деятельность Штольца, его идейная позиция; в) отношение автора к Штольцу; г) выявить — Штольц — антипод Обломова или его двойник; д) выделить привлекательные черты и слабости этого героя. — В чем видит Гончаров ограниченность Штольца? — Почему Гончаров и критики считали, что образ А. Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим? — А. П. Чехов (1889 г.) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная...» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова. (Привлекательные   черты:   для   Штольца   смысл   жизни   в   труде;   необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперек). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, не имеет программы  общественного  служения.  В  нем нашли свое  отражение  определенные  тенденции русской жизни — стремление к личной независимости, это буржуазный делец. К обломовщине относится снисходительно, считая ее временной болезнью общества). Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу: Обломов Штольц Образ жизни Отношение к семье и родителям Отношение к образованию Поведение в обществе и на службе Восприятие любви После этого учащиеся должны обобщить данные и сделать выводы.  Примерный ответ­вывод учащихся: Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются   личностями,   внутренний   мир   которых   нельзя   рассматривать,   исходя   только   из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери. 3   ряд:  Рассказать   и   проанализировать   материал   по   образу   Ольги   Ильинской,   используя вопросы: — Каков характер и идеалы Ольги? — Почему Ольга полюбила Обломова? — Является ли Ольга Ильинская положительной героиней? Расскажите историю любви Ольги и Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа: Зарождение любви Неоправдавшиеся надежды — Роман согрет двумя историями любви. Равная ли это любовь— любовь Агафьи Матвеевны и любовь Ольги? — Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он? (Привлекательные  черты  Ольги:  неудовлетворенность  собой  и жизнью,  стремление  к активной   деятельности,   отсутствие   жеманства,   простота,   естественность,   продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками (добродушная насмешка над ленью, пение, чтение, беседа   по   прочитанному,   прогулки).   Деятельная,   страстная   натура,   много   сделала   чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской   литературы:   стремится   приносить   пользу   людям,   обществу,   свободна   от   личных стремлений.) III. Беседа — Какова функция II­III ч. романа? (Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но и в это время в нем идет борьба, которой он не выдержит.) — О чем идет речь в IV ч. романа? (Описание «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается еще больше, погружается в спячку, а затем гибнет физически. Как жил он незаметно, так и умер. «...Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья   Ильич   скончался,   по­видимому,   без   боли,   без   мучений,   как   будто   остановились   часы, которые забыли завести».) IV. Просмотр фрагментов видеофильма и сравнение с эпилогом романа — В чем вы видите историко­философский смысл романа? V. Домашнее задание Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике

Конспект урока Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

Конспект урока Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

Конспект урока Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

Конспект урока Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

Конспект урока Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

Конспект урока Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018