Конспект урока "Русская матрёшка"
Оценка 4.9

Конспект урока "Русская матрёшка"

Оценка 4.9
Документация
doc
изобразительное искусство
3 кл
08.10.2017
Конспект урока "Русская матрёшка"
Уроки изобразительного искусства заключа­ют в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школь­ников. Встречи с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жиз­ни и искусстве, активная творческая деятельность каждого учащегося, эмоциональная активность на уроке - основные признаки уроков изобразитель­ного искусства в начальной школе.документ
конспект урока изо матрёшки.doc
Урок­праздник «Русские матрёшки» И   в   десять   лет,   и   в семь, и в пять Все дети любят   рисовать.  И каждый смело нарисует   Всё,   что   его интересует.   (Из опыта работы) Уроки  изобразительного  искусства  заключают  в  себе  неиссякаемые  возможности  для   всестороннего развития  младших  школьников.  Встречи  с  искусством  на  каждом   уроке,  обучение  детей  видению прекрасного  в  жизни  и  искусстве,  активная  творческая  деятельность каждого  учащегося,  эмоциональная активность на уроке ­ основные признаки уроков изобразительного искусства в начальной школе. Вот  уже  несколько  лет  эти  уроки  я  веду  сама.  Мне  это  очень  нравится.  Ведь  маленький  человек, сидящий за партой, смотрит на тебя доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту  готово  откликнуться  на  прекрасный,  красочный  мир,  по­новому  увиденный  им  в  изобразительном искусстве.  Постараемся  не  обмануть его  ожиданий!  Поведём  маленького  человека  по дорогам  красоты, добра,  счастья,  радости,  творчества!  И  тогда  дети  порадуют  нас  своими  работами,  откроют  нам  многие тайны своего сердца и души. Уроки изобразительного искусства не могут быть неинтересными, скучными. На  каждом  уроке  вновь и  вновь  переживаешь  вместе  с  детьми  радость открытия  прекрасного  в  жизни, искусстве. Предлагаю  вариант  одного  из  уроков  изобразительного  искусства  в  3  классе  (1­4)  по  программе «Изобразительное искусство» 1 ­4, Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Предварительная подготовка Рисование элементов росписи матрёшек; изготовление сувениров; подбор музыкальных произведений;  рисунки); (разнообразные  матрёшки,  репродукции,  фотографии, сбор  иллюстративного  материала  изготовление учебных таблиц, шаблонов. В  подготовке  праздника  активно  участвуют  родители  (изготовление  костюмов,  подбор  материала, музыкальное сопровождение, оформление класса, видеосъёмка). Оборудование урока­праздника На классной доске надпись на полосе «Русская матрёшка» и на листе ватмана слева большая матрёшка. Затем  в  ходе  урока  здесь  «выстраиваются»  Загорская,  Семёновская,  Полхов­Май­данская  матрёшки  и  в конце урока ­ матрёшки, расписанные детьми. В верхней части доски прикрепляются карточки с основными терминами, подлежащими усвоению по ходу объяснения. Динамические учебные таблицы «Узоры Полхов­ Майда­на», «Изделия из Полхов­Майдана» демонстрируются согласно структурным элементам урока. Слева у окна выставка «Народное творчество»: дымковская игрушка, голубая гжель и хохломские изделия. Возле доски впереди выставка матрёшек из разных центров России, книги о народных промыслах. Дети одеты в костюмы: девочки в белые блузки, юбочки, косынки; на мальчиках ­ брюки, белые рубашки, кушаки (или пояса) под цвет юбочек девочек. «Сёстры­матрёшки» в русских сарафанах и расшитых блузках. Тема урока: «Русская матрешка». Вид деятельности учащихся: декоративное рисование. Цели: 1) роспись матрёшки элементами растительного узора Полховского­Майдана. 2)  совершенствовать  знания  учащихся  о  русских  матрёшках  на  основе  ознакомления  учащихся  с историей  возникновения  русской  матрёшки,  их  отличительных  особенностей,  формировать  эстетические предпочтения,  развивать  эстетический   вкус  при  восприятии  произведений  декоративно­прикладного искусства; формировать умения: анализировать изобразительный материал, обобщать, выделять особенное и  характерное;  развивать  навыки  изобразительной  деятельности  на  основе  прекрасного;  воспитывать нравственные качества: аккуратность, усидчивость, ответственность, уважение к труду народных мастеров и народному искусству; развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость и художественное мышление. Оборудование урока: для учителя ­таблица «Матрёшка»; ­ динамическая таблица «Узоры Полхов­Май­дана»; ­ таблица «Изделия из Полхов­Майдана»; ­ большие матрёшки из картона Семёновская, Загорская, Полхов­Майданская; ­ выставка образцов изделий народного творчества: «Дымка», «Гжель», «Хохлома» ­ иллюстративный материал о матрёшках; ­ матрёшки­сувениры различного вида; ­ заготовки из дерева для матрёшки; ­ выставка книг о народных промыслах; ­ журнал «Мурзилка», книга С. Аксакова «Аленький цветочек»; ­ доска с планшетом для пед. рисунка (приемы росписи кистью); у учащихся ­ рабочая тетрадь по рисованию 3 кл. авт. В. Кузин, Э.Кубышкина; ­ матрёшки ­ сувениры; ­ шаблон ­ заготовка матрёшки; ­ мягкая круглая кисть; ­ акварель (или гуашь); ­ простой карандаш; ­ резинка; ­ упаковка «Матрёшка» с сувенирами. СТРУКТУРА УРОКА­ПРАЗДНИКА I. Организационный момент. а) Приветствие. У. ­ Мы приветствуем гостей ­ дорогих учителей. Улыбнитесь доуг другу, нашим гостям. ­ Скажем наши «волшебные слова»: Д. ­ Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! б) Проверка готовности к уроку. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Резинка, карандаш,  фломастеры, тетрадка.. Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь. II. Сообщение темы и постановка целей урока. У. ­ Дети, сегодня у нас не обычный урок, а урок­праздник. Мы продолжим разговор о декоративно­ прикладном искусстве: узнаем много интересного, т.е. будем радовать своим творчеством гостей и получать  удовольствие от своей работы; повторим приёмы различных видов декоративной росписи. У. ­ Вспомните, о ком так говорят: Ростом разные подружки, Но похожи друг на   дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. В этой молодице Прячутся сестрицы. Каждая сестрица Для меньшой темница. Д. ­ Матрёшка! У. ­ Молодцы! Вы правильно отгадали: Это русская матрёшка. Наш урок будет посвящен ей. (На доске открывается надпись «Русская матрёшка» и большая таблица ".Матрёшка») III. Проверка домашнего задания. У. ­ К уроку вы провели большую поисковую работу. Очень много узнали из книг и сделали сами. и всё ­ о матрёшках. Предлагаю рассказать это нам. (Выходит группа мальчиков) 1. Сообщения мальчиков (5 человек) В толковом словаре русского языка мы прочитали: • Матрёшка ­ это расписная игрушка­кукла. • Сделана из дерева липы, осины или берёзы. Имеет сложную округлую форму, состоит их   полая,   в   неё   вставляются   другие   кук У. ­ Перед уроком мы побывали на экскурсии в мастерской по дереву и увидели, как делают игрушки­ 2­х частей. • Внутри лы меньшего размера., но такой же формы. куклы. (продолжают мальчики) ■ Прежде чем выточить матрёшку, мастер ищет подходящее дерево. Его распиливают на чурки, сушат, (демонстрация чурки) Чурку очищают от коры и делают заготовку подходящих размеров, (демонстрация заготовки) ■ На токарном станке из заготовки вытачивают фигурку нужной формы, (демонстрация формы) ■ Далее фигурку распиливают пополам, протачивают изнутри, чтобы была полая, (демонстрация) ■ Обработанная и загрунтованная матрёшка поступает в мастерскую художника, где их расписывают (демонстрация готовой матрёшки) У. ­ Спасибо, мальчики, за интересные сообщения. Теперь послушаем, что приготовили девочки. 2. Сообщения девочек (5 человек) 1­я ­ (Держит игрушки ­ матрёшку и Ваньку­Встаньку) Кто матрёшку создал, я не знаю, Но известно сотни лет Вместе с Ванькой­Встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет. 2­я ­ (Держит палитру, краски, кисточку) Где он краски брал, искусный мастер? В нивах шумных, сказочном лесу? Создал образ неуёмной страсти, Истинную русскую красу. 3­я ­ На щеках навёл зари румянец, Неба синь плеснул в её глаза. И, пустив в неповторимый танец, Он, должно быть, весело сказал: 4­я ­  «Ну и пой, гуляй по свету, Весели честной народ!» И матрёшка через всю планету До сих пор уверенно идёт. 5­я ­ Выступает гордо, величаво, С удалой улыбкой на лице. И летит за ней по миру слава О безвестном мастере ­ творце. У. ­ Спасибо, девочки, очень интересные стихи о матрёшках. 3. Сообщение ­  Готовясь  к  этому  уроку,  я  тоже  искала  информацию  о  матрёшках.  Интересные  сведения  я  нашла  в     учителя    .   вашем любимом журнале «Мурзилка». Раздел «Галерея искусств Мурзилки» сообщает:       Саввы (показ № «Мурзилки» и вкладыша) (По ходу рассказа на доске прикрепляются карточки с выделенными терминами) Первая  русская  матрёшка  появилась  в     конце    19      в  .  В  старинной  подмосковной  усадьбе  русского     Мамонтова  ­  Абрамцево  собирались  видные  русские  художники.  Здесь  была   создана   мецената художественная  мастерская,  в  которой   производились  и  коллекционировались  предметы   народного искусства,  в  том  числе  и  игрушки.  В  этой мастерской  и  зародилась  идея  создания  русской деревянной куклы. Прообразом послужила привезённая женой Мамонтова из Японии деревянная кукла ­ КОКэСИ. Это была  фигурка  добродушного   буддийского  мудреца  ФУКУРУМУ,  в  которой  находилось  ещё  несколько фигурок, вложенных одна в другую, (прикрепляется рисунок этой игрушки на доске) Хоть игрушка и была привезена  с  далёкого японского  острова  Хонсю,  сами  японцы  утверждают,  что  её  выточил  безвестный русский странник ­монах.   Художники  попросили  знаменитого  игрушечных дел  мастера  Василия     Звездочкина  выточить  игрушку, похожую  на  эту,  но  только  свою  русскую.  Мастер  изготовил  игрушку.  Расписывал  её  художник  Сергей Малютин.  Назвали  её  матрёшкой.  В  провинции  Матрёна.  Матрёша  считалась  одним  из  распространённых имён. В основе его лежит латинское слово «mater» ­ мать. Поэтому в народе имя Матрёна ассоциировалось с  матерью,  причём  многочисленного  семейства,  т.к.  в  крестьянских  семьях было  принято  иметь  помногу детей.   Вскоре игрушка стала популярной. В России возникли центры по её изготовлению и росписи. У каждого центра свой стиль. IV. Физминутка «Согреем ушки». (точечный массаж мочек ушей пальниками) V. ­ Ставьте ушки на макушке, Слушайте внимательно. Пропоют для вас частушки Очень замечательно У. ­ О матрёшках много загадок, рассказов, стихов, песен. А есть и частушки. (Девочки исполняют частушки)  V. Музыкальная пауза. •                                                                                                                                            Мы – матрёшки мы ­ матрёшки,                                                                                                                              Утром рано мы встаём,                                                                                                                                    Вчетвером поём частушки И танцуем вчетвером. • Никогда мы не скучаем И у нас платочки есть. Чашки есть у нас для чая. И салфетки тоже есть. •                                                                                                    Наша русская матрёшка                                                                                                           Не стареет сотни лет                                                                                                                 В красоте, таланте русском                                                                                                   Весь находится секрет. Ты играй, моя матрёшка, Ты, подружка, подпевай, Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй! (вместе)                                                                                                              Мы частушки вам пропели,                                                                                                                            Хорошо ли, плохо ли                                                                                                                                                 А теперь мы вас попросим,                                                                                                                              Чтобы вы похлопали                                                                                                                                            .  У. ­ Спасибо, девочки, за прекрасные частушки­ . (Раздаётся стук в дверь. Входят по очереди «сестрёнки­матрёшки») VI. Рассказы трёх матрёшек. Загорская матрёшка ­ Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня. Я расскажу о себе. Я ­ самая старшая матрёшка. Пришла  к  вам  из  Загорска.  Сейчас  это город  Сергиев  Посад.  Он  находится  недалеко  от Москвы.  Возник город вокруг монастыря Троице­Сергиевой Лавры. По  преданию  его  основатель  Сергий  Радонежский  вырезал  первую  деревянную  игрушку  сам.  Он одаривал  игрушками  местных  ребятишек.  Богомольцы,  приходившие  в  лавру,  покупали  матрёшки  своим детям. Я одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В руках у меня петушок, и внутри фигурки мальчиков и девочек, последний ­спелёнутый малыш. Всего нас 8 штук. Должна сказать, что на свете я живу не одна. Есть у меня ещё младшие сестрёнки. Вот они! (входит Семёновская матрёшка) Семёновская матрёшка Я  родилась  в  городе  Семёнове  Нижегородской области.  Семёновских  матрёшек  расписывают  иначе. Нас  можно  узнать  по  большому  яркому  букету   цветов,  который  занимает  почти  весь  фартук.  У  нас разноцветные платки, край платка украшен цепочкой небольших бутонов. Семёновские мастера используют «травный» орнамент, и часть поверхности оставляют не закрашенной. (входит третья матрёшка) Полхов­Майданская матрёшка Я ­ ваша младшая сестрёнка, Полхов­Майданская матрёшка. Есть такое село в Нижегородской области. У нас  свой  стиль  декоративной  росписи.  Наши  матрёшки  самые  яркие.  Волосы  уложены  в  замысловатые колечки.  Нет  завязанных  концов  на платке,  нет  привычного  сарафана  и  фартука.   Цвет   одежды ярок: малиново­красный, ярко­желтый, сине­фиолетовый, зелёный. Голова чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт нам задорный вид. У. ­ Матрёшки любят играть и предлагают вам. (матрёшки говорят вместе) VII. Физминутка для пальчиков. Мы ­ весёлые сестрицы! Мы ­ матрёшки­озорницы! Раз, два, три, четыре, пять, ­ (загибают пальчики) Предлагаем поиграть. (Дети поют вместе с матрёшками и делают движения) ­ Мы ­ матрёшки, вот какие крошки (присели) Как у вас, так у нас розовые щёчки (показ) Мы ­ матрёшки, вот какие крошки (присели) ­ Как у вас, так у нас чистые ладошки (моем руч ки) У. ­ Спасибо, матрёшки! Спасибо, дети! Садитесь. А любите ли вы путешествовать? VIII. Работа по таблицам и в рабочей тетради 1) ­ Отправляемся в гости в Полхов­Майдан. ­ Рассмотрите изделия. ­ Прочтите их названия. ­ Какие краски преобладают? ­ Это тёплые или холодные тона? ­ Что общего у всех изделий? 2) ­ Свои изделия народные умельцы любят украшать «веселыми травяными» узорами. ­ Давайте повторим их элементы. ­ Технология росписи. а) роспись фона оттенками желтого цвета; б) карандашная разметка; в) окраска; г) «наводка» черным цветом. 3) Откройте рабочую тетрадь на с. 63­64. ­ Найдите известные вам элементы в узорах. ­ Вспомните последовательность изображения (по очереди вспоминают). IX. Педагогический рисунок на доске. У. ­ Главный цветок росписи ­ Майданская роза. Это не обыкновенный цветок, а скорее символ. Таких роз не найти. Сравниться с ней может только аленький цветок из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» (показ книги). Далее учитель показывает последовательность изображения розы. ­ Вы внимательно следили, как я рисовала, теперь сделаем физминутку. X. Физминутка для глаз. Чтоб глаза ваши зорче были, Чтоб в очках вам не ходить. Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотришь и под ноги. Вправо, влево ­ побыстрей. Удивимся ­ что такое? И закроем их скорей.  А теперь по кругу быстро,  Словно стрелочка часов,  Проведем газами дружно.  Ну, а дальше ­ будь здоров. Молодцы! XI. Самостоятельная работа детей. Роспись шаблона ­ заготовки. (Тихо звучит русская народная музыка, у учителя образец расписной матрёшки). У. ­ У вас на парте шаблоны ­ заготовки. Они уже покрашены жёлтым тоном. Выберите композиционное расположение   элементов   росписи.   Постарайтесь   передать   весёлый   и   радостный   мир   природы.   Умело используя тёплые и холодные тона, добиваясь цветового контраста, как это делают народные мастера. Изображаем в такой последовательности: 1) вначале крупные элементы ­ роза, цветы; 2) затем мелкие ­ бутоны, ягоды; 3) соединяем их стебельками и листиками. У. ­ Обратите внимание: ­ алая ­ рядом с тёмно­зелёной; ­ жёлтая ­ с тёмно­синей; ­чёрный объединяет цвета. (показ образца росписи матрёшки) Далее  дети расписывают матрёшку По мере готовности выставляют своих матрёшек на выставку. XII. Экспресс­выставка. У. ­ Ваши кисточки устали, Они матрёшек писали. Долго трудились и вышло красиво. Всем нам на диво! У ­ Дети! Спасибо вам за творчество. Вы с любовью расписывали матрёшек. У всех отличные отметки. XIII.Организованное   завершение   урока­праздника:  обратить   внимание   учащихся   на   наиболее выразительные работы, деликатно отметить отдельные неудачные решения. У. ­ Молчаливо простояли матрёшки у вас на партах. Они к нам уже приходили с подарками и сегодня они принесли всем свои сувениры. (Дети открывают упаковки ­ матрёшки и достают сувениры: закладки  ­  матрёшки, а на них записано домашнее   задание   (расписать   свою   авторскую   матрёшку).   Гостям   дети   дарят   сувенирные   блокноты   ­ матрёшки. У. ­ Знают все на свете ­ И взрослые и дети, Что русская матрёшка ­ лучший сувенир. Русская матрёшка ­ это символ дружбы, любви, пожелания счастья и благополучия. Я вам желаю этого..

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"

Конспект урока "Русская матрёшка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2017