Учитель начальных классов ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказа
Чувилкина Елена Юрьевна.
Урок: Русский язык.
Класс: 3.
Тема: «Учимся обозначать звук[ы]после звука [ц]».
УМК: «Школа XXI века».
Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий.
Цели:
создать условия для развития умений сопоставлять звуковую и буквенную запись слов, работать со словарями, применять алгоритм правила, классифицировать слова;
учить извлекать информацию из учебного текста;
формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
формировать умение участвовать в учебном диалоге; формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
ХОД УРОКА
I. Организационное начало урока. Приветствие.
Прозвенел звонок.
Начинается урок!
II. Минутка чистописания.
Цц ци цы
III. Мотивация к учебной деятельности.
- Скоро праздник. Приближается Новый 2019 год. Указом президента он объявлен годом театра. Театр – вид искусства, культурное явление. А язык – памятник культуры и благодаря ему, «великому и могучему», мы можем рассказать о любом виде искусства. О чём же мы будем говорить сегодня? (Слайд) (о цирке).
IV. Актуализация.
Словарная работа.
- С какими словами у ассоциируется слово «цирк»?
- Я нашла несколько таких слов в нашем орфографическом словарике (Слайд).
б . лет
ж . вотное
кас . а
к . стюм
пр . грам . а
св . ркать
- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Взаимопроверка.
V. Проблемная ситуация. Фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- Послушайте весёлое стихотворение. (Слайд. Чтение учителя)
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ци, где цы.
- Кто главный герой стихотворения? (цыпленок)
- О чем не знает цыпленок? (где пишутся ЦИ, где ЦЫ) (Слайд)
VI. Выявление места и причин затруднения.
- А хотите помочь цыплёнку?
- Какой звук слышится во всех словах после [ц]? (Слайд)
- А посмотрите, как пишется. (Слайд)
- В чём же проблема? (В разных словах звук [ы]после звука [ц]обозначается разными буквами.)
- Чему же вы должны научиться, чтобы помочь цыплёнку? Сформулируйте тему и цель урока. (Слайд)
VII. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, сегодня мы будем открывать новое знание. Что мы для этого должны сделать? Составим план. (На доске запись)
План:
1). Исследуем, наблюдаем.
2). Открываем новое знание.
3). Применяем знания.
4). Контролируем.
5). Оцениваем.
VIII. Реализация построенного проекта.
Работа в группах.
- Итак, понаблюдаем.
Учебник, с 121, рубрика «Давай подумаем». Обсуждение в течение 3-4 минут.
- К какому выводу вы пришли? Какое знание открыли? (Представители каждой группы высказывают свои версии)
- Проверить ваши предположения можно только одним способом: сравнив с правилом в учебнике на стр.121. Рубрика «Тайны языка» (Читаем, сравниваем со своими выводами. «Учимся применять правило».)
IХ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Действуя по алгоритму, объясним написание слова «цирк». (Объяснение учащихся. Запись на доске и в тетради.)
(Слайд с опорной схемой).
Словарная работа.
- Вернёмся к стихотворению. Все ли слова были понятны? Где можно посмотреть значение таких слов? Какой словарь вам поможет? (Толковый.)
(Слайд)
(Цимбалы – старинный музыкальный инструмент с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек.
Цилиндр – геометрическое тело, в основе которого – круг. Так же называется шляпа, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.)
- Объясните правописание этих слов.
- А что же с нашим цыплёнком? Как вы напишете это слово и почему? (Слайд)
- Особое внимание нужно обратить на слова-исключения.
- Что лучше их запомнить, можно составить предложение, где использованы все слова-исключения. Такое предложение для запоминания называется мнемофразой.
Работа в группе.
- Работая в группах, попробуйте составить мнемофразу для слов-исключений. (5 минут на творческую работу. Мнемофразы, составленные детьми.)
(Слайд. Менофраза: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «Цыц!»)
- Вы объяснили правописание слова «цирк» (запись на доске и в тетради).
- Подберите несколько однокоренных слов. (Записываем: цирковой, циркач)
- Что можно сказать о правописании этих слов?
Х. Самостоятельная работа с проверкой.
(Слайды)
1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву и:
а) ц..ферблат
б) уц..пился
в) ресниц..
г) синиц..
2. Найдите слово, в котором допущена ошибка:
а) мотоцикл
б) акация
в) лисици
г) цыпленок
3. Найдите словосочетание, в котором на месте пропуска следует писать букву ы:
а) парадные лестниц..
б) высокая ц..на
в) чертить ц..ркулем
г) ц..трусовый мармелад
- Запишите выбранные ответы в строчку через запятую.
Проверка.
ХI. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в парах.
- Работая в парах составьте 2-3 предложения на тему «Цирк». Запишите.
- Какие слова на новое правило использовали? Как написали?
- Часто ли в речи используем слова с данной орфограммой?
Упражнение «Подбери синоним» (Синонимы записываем на доске с комментированием): Основной закон государства (конституция), прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть), инструмент для вычерчивания окружности (циркуль), систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция), плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).
У.с. 122, упр. 2. Фронтальная работа с комментированием.
ХII. Рефлексия.
- Ответьте на вопросы (Слайд):
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
- Оцените свою работу на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.