Ректору АУ «Институт развития образования
Ивановской области»
М.А. Дмитриевой
учитель начальной школы МБОУО гимназия
№ 23________________________________
(должность, название ОУ)
Трошкова Любовь Юрьевна____________
ЗАЯВКА
на участие в областном конкурсе
«Метапредметный урок в начальной школе»
№
п/п
Фамилия, имя,
отчество
участника
(полностью)
Занимаем
ая
должност
ь
Место
работы
(полное
название
образователь
ного
учреждения),
адрес
Направле
ние
(учебный
предмет)
Тема урока
Класс
УМК,
автор учебника
Телефон,
еmail
1 учитель
начальной
школы
1
Трошкова
Любовь
Юрьевна
МБОУО
гимназия №
23
г.Иваново,
ул. Шошина
15
Русский
язык
4
Имя
прилагательное,
как часть речи.
Грамматические
признаки
прилагательного.
Согласование
прилагательного
с именем
существительны
м.
Определение
лексического
значения слова.
Выбор темы
исследования
Система
Л.В.Зан
кова
Нечаева
Н.В.
898073657
17
troschсkova
.lub@yande
x.ru
Руководитель ОУ (подпись)
/Ф.И.О./
Название образовательного учреждения, адрес
МБОУО гимназия № 23
г. Иваново, ул. Шошина15
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: «Имя прилагательное, как часть речи.
Грамматические признаки прилагательного. Согласование прилагательного с именем существительным.
Определение лексического значения слова. Выбор темы исследования ».
2 Педагог: Трошкова Л.Ю.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Цель: Расширить изучение русского языка через интеграцию с внеурочной деятельностью по программе «Я
исследователь».
Задачи: Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Познавательных
1.Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;
2. Искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств (домашнее задание)
Логических:
3. Устанавливать причинноследственные связи;
4. Строить логические цепи рассуждений;
5. Выдвигать гипотезы
6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;
Личностных:
1. Уметь слушать и вступать в диалог;
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;
1. Коммуникативных
1.Проявлять любознательность при получении знаний;
2.Проявлять интерес к изучению русского языка;
3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
Регулятивных
1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит
узнать";
3 2.Контролировать себя с целью обнаружения пробелов в знаниях и умениях;
3. Корректировать способ действия в случае обнаружения пробелов в знаниях и умениях;
4. Оценивать осознавать качество и уровень усвоения пройденных тем;
5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели;
Предметные задачи
2.
Образовательные:
1. конкретизация полученных знаний об имени прилагательном как части речи;
2.закрепление умения распознавать части речи;
3.обогащение своей речи.
3. Развивающие:
1. развивать орфографическую зоркость;
2. развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание,
память (зрительную, ассоциативную);
Оборудование и технические средства обучения: ИКТ,
Наглядные пособия: предметные картинки и карточки со словами, словари, индивидуальные карточкипамятки с
заданиями.
Ключевые слова: слово, части речи, имя прилагательное
Рабочие материалы для обучающихся:
Автор учебника: Нечаева Н.В.
Этапы урока
№
п/
п
Содержание этапа,
деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
универсальные
4 1 Организационный
момент.
Определение цели и
постановка задач.
2 Мотивация и
актуализация
опорных знаний
Здравствуйте, садитесь. Друг другу
улыбнитесь. Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку.
Без чего же нам, друзья, телеграмму не
составить и открытку не отправить и не
написать письма?
Приглашаю вас в путешествие в страну
слов . Попробуйте догадаться по тем
словам, что у вас на партах, как
называется государство, где они живут и
города.
Проверьте себя на с.55 учебника. В этом
государстве вы каждый день бываете, но
многое не замечаете. Попробуем, ребята
за словом наблюдать, и это вам поможет
ошибок избежать.
Воспринимают на слух, визуально
контролируют свою готовность к
уроку.
Отвечают на поставленный
вопрос.
Высказывают гипотезы.
Обосновывают свой ответ.
Самопроверка по карте учебника.
5
учебные действия
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулиро
вать свои действия,
прогнозировать
деятельность на уроке.
Формирование
познавательной
мотивации, а также
формирование
универсальных учебных
действий
посредством создания
проблемных ситуаций.
Реализация
исследователь ского
подхода к обучению.
формирование
метапредметных УУД:
учащиеся учатся
фиксировать
затруднения в
собственной
деятельности, выявлять 3 Актуализация
опорных знаний с
целью подготовки к
изучению новой
темы .
1) Определение
частей речи,
2) Определение
безударных
гласных и
алгоритм
действий для
их проверки.
3) Письмо по
памяти.
4) Повторение
Что обозначают слова, живущие в
городах: имя сущ. и имя прилагательное?
Покажите свои слова из города « Имя
прилагательное».
А у многих русских поэтов есть в
стихах слово, которое приводит в
движение любой предмет. Угадайте.
…Если тёплый, то ласкает, если сильный
подгоняет. Он листвою шелестит. От него
река рябит.
На экране буквы: в т р к (слайд № 2)
Какую гласную можно вставить в слово,
не сомневаясь? Что делаем с другими?
Как не допустить ошибку?
Как образовано слово?
Назовите способы словообразования.
6
Отвечают, называя способы
определения частей речи.
Называют грамматические
признаки.
Поднимают карточки, определяя
часть речи.
Проводят слуховой анализ слова
ветерок , вставляют
пропущенные гласные,
вспоминают алгоритм проверки
безударной в корне слова.
Работают со словарём.
Декламируют стихи А.С.
Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Пишут диктант по памяти.
Взаимопроверка.
причины этих
затруднений,
определять цель своей
дальнейшей работы,
выбирать средства и
способы достижения
поставленной цели,
осуществлять поиск
необходимой
информации.
Формирование
логических действий
анализа, сравнения,
установления причинно
следственных связей.
Ориентация в
морфологической и
синтаксической
структуре языка и
усвоение правил
строения слова
,моделирования
(например, состава
слова
путём составления
слова из предложенных словообразова
ния, подбор
родственных
слов.
От какого слова образовано? (ветер)
Какие стихи помните про ветер? У кого
из поэтов 200летний юбилей в этом
году? Узнайте о поэте больше из
упражнения № 177 дома.
Напишите по памяти строки про ветер, а
кому трудно, то найдите в №64 учебника
строки про ветер и запишите, вспоминая
пропущенные орфограммы.
частей.)
4 Применение знаний
и умений в новой
ситуации:
1) Лексическая
сочетаемость слов.
Работа по развитию
речи. Переносное
значение слова,
фразеологические
обороты.
2) Повторение
падежей.
3) Правописание
В каком отрывке слово ветер является
обращением?
Составьте новые слова: ветрище,
ветреный, ветровое, ветряная,
безветренная.
Назовите лишнее слово, обоснуйте.
Почему слово ветреный с одной н, а
слово безветренная с двумя нн? Об этом я
предлагаю узнать подробнее дома.
Составьте словосочетания с вашими
прилагательными и (на доске) мельница,
стекло, человек, погода.
Когда так говорят: ветреный человек?
7
Ф и з м и н у т к а
Имитируют ветер лёгкими и
руками.
Работа в группах: дети собирают
слова из частей, вспоминают
способы словообразования,
анализируют, выдвигают
гипотезы.
Работают со словосочетанием,
определяют согласованность
имен прилагательных и
существительных.
Вспоминают выделение
обращения при письме.
Объясняют лексическое значение
слов, дописывают фразеологизмы
Коммуникативные
УУД:
отстаивать и
аргументировать свою
точку зрения, соблюдая
правила речевого
этикета; критично
относиться к своему
мнению, договариваться
с людьми иных позиций,
понимать точку зрения
другого;
предвидеть последствия окончаний в
именах
прилагательны
х и способ их
проверки.
4) Словарная
работа со
словарём.
5) Самостоятель
ная работа в
группах по
наблюдению за
словом с
опорой на
памятку.
6) Защита
исследования.
7) Продолжение
составления
памятки.
Допишите фразеологизм:
Не бросай слова______.(интерактивная
доска 1)
________в голове гуляет.
Ищи ______в поле.
Каким_____ занесло?
Держать нос по ______.
Какого падежа не хватает?
У нас есть три имени существительных:
(на экране слайд№ )
ветер, ветерок , ветрище (2)
Подберите к ним подходящие
прилагательные. Как проверить
написание окончаний имён
прилагательных?
Мы долго наблюдали за словом ветер и
не заметили как набежала туча и пошёл
буквенный дождь.
Какие буквы появятся на вывесках после
дождя?
Магазин больница гостиница
Какое слово нельзя проверить
ударением?
Предлагаю вам купить в словарном
магазине новенькие соединения и красиво
их записать оро оло ере.
8
и находят их значение в разных
источниках информации.
Повторяют алгоритм написания
родовых окончаний имён
прилагательных.
Находят слово с непроверяемой
гласной, проверяют по словарю.
Упражняются в чистописании.
Вспоминают словарные слова с
сочетанием –оро оло ере
Дети делают выбор слова для
исследования с опорой на
«Памятку наблюдателя».
Работа в группах по
исследованию слова.
Дети рассказывают о результатах
исследования. Проводят
самоанализ своего труда.
ПАМЯТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ:
1)Часть речи
2)Ударение.
3)Орфограмма.
4)Разбор по составу.
5)Лексическое значение.
6)Подбор родственных слов.
коллективных решений.
Эффективным
средством по
достижению
планирумых
метапредметных
результатов становится
работа со справочными
материалами. Частое
обращение к словарям и
справочникам
формирует у учащихся
познавательные УУД.
Систематическое
применение на любом
этапе урока заданий,
требующих обращения
к словарю, выработает у
детей привычку
постоянно обращаться к
ним и вне урока. 5 Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению
7)Подбор имён прилагательных
8)Составление предложения со
словом.
9)Определение грамматических
форм этого слова.
Дописывают памятку:
фонетический разбор, перенос,
роль в предложении.
Находят устаревшие слова,
подбирают им синонимы,
объясняют значение и
записывают домашнее задание,
вспоминая про статью о
Лермонтове.
Вспомните слова с такими написаниями.
Выберите слово в магазине для
исследования в группе.
С каких сторон мы не рассматривали
сегодня слово?
Ребята, продавать можно не только в
магазине, но и где? На аукционе часто
продают редкие старинные вещи. А слова
тоже бывают старые, т.е. устаревшие. На
следующем уроке мы проведём аукцион
устаревших слов, а вы дома к нему
подготовитесь. Проведёте исследование
слова по памятке. Предлагаю для
аукциона слова , которое вы найдёте сами
из таких строк:
Дверь тихонько заскрипела и в светлицу
входит царь, стороны той государь.
9
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью
выделения признаков
(существенных,
несущественных);
синтез – составление
целого из частей, в том
числе самостоятельное
достраивание с
восполнением
недостающих
компонентов;
осознанное и
произвольное
построение речевого высказывания в устной
и письменной форме;
поиск и выделение
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска
выделение и осознание
учениками того, что
уже усвоено и что еще
нужно усвоить,
осознание качества и
уровня усвоения;
оценка результатов
своей работы;
6
Рефлексия
(подведение итогов
занятия)
Подводя итоги урока, проверим
внимательность. Кто помнит что ещё
задано сделать дома в ходе урока?
Каким пунктом можно дополнить нашу
памятку, исследуя устаревшие слова.
Интересно ли вам было вести
исследовательский дневник в нашем
путешествии по городам Словении?
Оцените свою деятельность. Отметьте в
портфолио те темы, по которым вам
нужно повторение и помощь.
Дети оценивают свои
возможности в портфолио
четвероклассника.
10
Конспект урока русского языка 4 класс
Конспект урока русского языка 4 класс
Конспект урока русского языка 4 класс
Конспект урока русского языка 4 класс
Конспект урока русского языка 4 класс
Конспект урока русского языка 4 класс
Конспект урока русского языка 4 класс
Конспект урока русского языка 4 класс
Конспект урока русского языка 4 класс
Конспект урока русского языка 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.