Тема: «Три склонения имени существительного».
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной
деятельности по определению склонения имени существительного.
Задачи:
Обучающие:
1. развить устойчивый интерес учащихся к теме «склонение»;
2. Составить опорную памятку – схему «склонение имен существительных»;
3. Составить пошаговую инструкцию для определения склонения имен
существительных в косвенном падеже.
Развивающие :
*развивать речь, внимание, ответственность и самостоятельность, зрительную память
учащихся;
* прививать умение работать в паре.
Воспитывающие:
*формировать коммуникативные компетенции;
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Оборудование : сигнальные карточки для определения склонений, презентация,
компьютер, проектор.
Ход урока
I. Оргмомент / Мотивация
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
А чтобы урок пошел каждому в прок,
Активно в работу включайся дружок.
Один мудрец однажды сказал: «Не для школы , а для жизни мы учимся!»
А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский
язык по учебнику, который имел другое название. Ктото из вас знает,
как назывался учебник? Вспомните мультфильм «В стране невыученных
уроков». В нём оживает учебник, и называется он … «Грамматика».
Учитель: Зачем нужна грамматика?
Слайд 2: Зачем нужна грамматика
Как понимаете значение этого слова?
Из словаря Ожигова С .И.
1.Формальный строй языка (словообразование, морфология, синтаксис).
2.Наука об этом строе. 3.Книга , описывающая этот строй.
На доске демонстрируется карточка с печатным словом ГРАММАТИКА
(Приложение 1
)
Выслушиваются мнения учащихся.
Прочитайте, как на этот же вопрос ответил А. Шибаев.
Слайд 2: Стихотворение
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
А. Шибаев
Ученица читает вслух стихотворение.
Учитель: Для граждан России русский язык лучше всех на свете. Мы на
этом языке общаемся, поэтому нужно знать о его строе и законах, чтобы
грамотно выражать свои мысли, правильно говорить и писать.
II. Актуализация знаний
1) Минутка чистописания
Учитель: Запишите новое слово грамматика в тетради, соблюдая нормы
каллиграфии: наклон, размер букв, правильные соединения. Обозначьте
орфограммы.
Запишите еще словарные слова из предложений.
Учитель диктует.
Машина ехала по шоссе. Пассажир ожидал прибытие поезда.
На уроках мы знакомимся с природой России. В субботу мы идём в
поход. В прошлом году мы трудились на субботнике.
( Выписали: грамматика, шоссе, пассажир, Россия, суббота, субботник).
Какая орфограмма в этих словах ? К какой части речи относятся эти слова?
Какие бывают имена существительные? (постоянные признаки: одуш. и
неодуш.,3х родов, собств. и нарицат.)
(Дети берут карточки и перестраиваются).
А можно ли ещё по какомуто признаку поделить имена
существительные?
Выслушиваются ответы детей.
Подсказка. На доске демонстрируется предложение .
(Слайд)Окончание и род имён существительных это _________
склонения.
Учитель: Прочитайте предложение и догадайтесь, какое слово подходит
по смыслу на месте пропуска (признаки). Прочитайте, что получилось?
О чем говорим сегодня на уроке?
Ученик: Говорим о признаках существительных
III. Тема урока / Целеполагание
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Один ученик формулирует тему урока.
Слайд 5: Признаки склонения имен существительных.
Учитель: Что вам предстоит сегодня запомнить прочно и надолго? Чему
постараетесь научиться?
Работа на карточках по вариантам.
Учитель: А теперь вы будете исследователями. Интересно, кто из вас
самый наблюдательный? Возьмите ручку и впишите окончания.
(приложение 1 и 2 вариант)
(Сравниваем только сущ .1 столбика)
а
ы
е
у
ой
е
Поднимите руку, у кого такие окончания? Буквы –а и –я – это разные окончания или варианты одного и того же?
Разные.
А почему?
Буквы разные.
А кто считает, что это варианты?
Объясните.
Мы же знаем: если буква я стоит после согласной, то обозначает
мягкость предыдущего.
Учитель: Теперь всем понятно, что это варианты одного и того же слова.
Почему этими четырьмя словами мы перебрали все варианты?
Какими могут быть варианты основ?
Ученики: Твёрдый вариант основы и мягкий вариант основы.
Учитель: А какого рода?
Ученики: Мужского и женского рода.
Учитель: Все слова , что мы сейчас рассматривали, разные? Почему?
А какое окончание у наших слов в нач. форме?
Ученики: Окончание –а или –я.
Учитель: Но их ещё чтото объединяет? Что?
Ученики: Это слова женского или мужского рода.
Учитель: Какой же вывод можно сделать?
Ученики: Существительные мужского и женского рода ,оканчивающиеся на –
а или –я, относятся к 1склонению.
Учитель: Давайте запишем это в нашу таблицу.
Аналогично рассматриваем сущ.2 и 3 склонения.
IV. Обобщение знаний о признаках имен существительных
Слайд 6: Сводная таблица «Признаки существительных»
Учитель: Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте заголовки
столбиков. Перечислите типы склонений. Назовите, какого рода бывают
существительные. Назовите признаки 1 скл..
Учитель: Чтобы определить тип склонения существительного, на что
нужно обратить внимание? Нужно определить род и посмотреть на окончание
Ученик:
существительного.
Учитель: Сравните своё предположение с выводом на с 103.
Так как можно ещё разбить на группы имена существительные?
V. Работа над пройденным материалом
Сейчас мы проведем физку, а заодно потренируемся в распознавании
склонения мужского рода. Я буду называть существительные. Если 1скл.
руки вверх, если 2скл. присесть.
Саша, Вячеслав, Витя, Дима, дядя, Иван, Ваня, брат, юноша,
Игорь, Алёша.
А)Классификация имен существительных
На листочках в таблице записаны слова ( поставьте + в колонке, к
какому склонению относится это существительное)
Проверьте друг у друга.
Ученики: Мы не можем определить склонение у одного слова?
Учитель: Какого?
А почему?
Ученики: У него окончание другое.
Учитель: А как же выйти из положения?
Ученики: Надо его поставить в нач. форму.
Учитель: Молодцы.1 Вот видите и вы нашли выход. Повторите
алгоритм определения склонения у сущ. В косвенном падеже. (Слайд)
Учитель: Так ли важно у сущ .1скл. определять род?
А склонение –это постоянный признак существительного?
Ученики: Да .
Б) Придумайте и запишите в таблицу ещё по одному слову в каждое
склонение. Проверьте друг у друга. В) Тренажёр (определение склонения у сущ.) Слова записываем в
тетрадь.
Вывод: От чего зависит тип склонения имен существительных? (от
рода и окончания)
VI. Домашнее задание.
Учебник: по группам: 1 группа(сильным учащимся) Придумать и записать три
предложения о зиме, у существительных определить склонение.
2группа Придумать и записать по три существительных
каждого склонения.
VI. Итог урока / Рефлексия
Учитель: выставление оценок по жетонам.
Похвалите себя, кто доволен своей работой на уроке.
Я желаю вам прочных знаний, хорошего настроения. Урок закончен.
Окончание урока
Литература:
1.С.И.Ожигов и Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка. Москва,
1993г.
2.А.Шибаев Грамматика (стих).
Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"
Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"
Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"
Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"
Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"
Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.