Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"
Оценка 5

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"

Оценка 5
Рабочие листы +1
docx
русский язык
4 кл
15.04.2018
Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"
раздаточный материал
отк. ур рус яз три склонения 4кл. новый.docx
Тема: «Три склонения имени существительного». Цель: сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной  деятельности по определению склонения имени существительного.  Задачи: Обучающие:  1. развить устойчивый интерес учащихся к теме «склонение»; 2. Составить опорную памятку – схему «склонение имен существительных»; 3. Составить пошаговую инструкцию для определения склонения имен  существительных в косвенном падеже. Развивающие : *развивать речь, внимание, ответственность и самостоятельность, зрительную память  учащихся; * прививать умение работать в паре. Воспитывающие: *формировать коммуникативные компетенции; Тип урока: ознакомление с новым материалом. Оборудование : сигнальные карточки для определения склонений, презентация,  компьютер,  проектор. Ход урока I. Оргмомент / Мотивация Учитель:  Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. А чтобы урок пошел каждому в прок, Активно в работу включайся дружок. Один мудрец однажды сказал: «Не для школы , а для жизни мы учимся!» ­ А знаете ли вы, что раньше младшие школьники изучали русский язык по учебнику, который имел другое название. Кто­то из вас знает, как назывался учебник? Вспомните мультфильм «В стране невыученных уроков». В нём оживает учебник, и называется он … «Грамматика». Учитель:  Зачем нужна грамматика? Слайд 2:   Зачем нужна грамматика  ­ Как понимаете значение этого слова? Из словаря Ожигова С .И.  1.Формальный строй языка (словообразование, морфология, синтаксис). 2.Наука об этом строе. 3.Книга , описывающая этот строй.   На доске демонстрируется карточка с печатным словом  ГРАММАТИКА (Приложение 1 ) Выслушиваются мнения учащихся. ­ Прочитайте, как на этот же вопрос ответил А. Шибаев. Слайд 2:  Стихотворение Зачем нужна грамматика? Чтоб грамотно писать. Чтоб грубые ошибки В письме не допускать, Чтоб с детства знали дети И каждый ученик, Что лучше всех на свете Его родной язык!                                   А. Шибаев    Ученица читает вслух стихотворение. Учитель:  Для граждан России русский язык лучше всех на свете. Мы на этом языке общаемся, поэтому нужно знать о его строе и законах, чтобы грамотно выражать свои мысли, правильно говорить и писать.  II. Актуализация знаний 1)  Минутка чистописания Учитель: Запишите новое слово грамматика в тетради, соблюдая нормы каллиграфии: наклон, размер букв, правильные соединения. Обозначьте орфограммы.      Запишите еще словарные слова из предложений. Учитель диктует.                   Машина ехала по шоссе.  Пассажир ожидал  прибытие поезда. На   уроках   мы   знакомимся   с   природой   России.   В   субботу   мы   идём   в поход. В прошлом году мы трудились на  субботнике.  ( Выписали: грамматика, шоссе,   пассажир, Россия, суббота, субботник). ­Какая орфограмма в этих словах ? ­К какой части речи относятся эти слова? ­Какие бывают имена существительные? (постоянные признаки: одуш. и неодуш.,3х родов, собств. и нарицат.) (Дети берут карточки и перестраиваются). ­А   можно   ли   ещё   по   какому­то   признаку   поделить   имена существительные? Выслушиваются ответы детей.  Подсказка. На доске демонстрируется предложение . (Слайд)Окончание   и   род   имён   существительных   ­   это   _________ склонения. Учитель: Прочитайте предложение и догадайтесь, какое слово подходит по смыслу на месте пропуска (признаки). Прочитайте, что получилось? ­ О чем говорим сегодня на уроке?   Ученик: Говорим о признаках существительных III.  Тема урока / Целеполагание Учитель: Сформулируйте тему урока. Один ученик формулирует тему урока. Слайд 5: Признаки склонения имен существительных.  Учитель: Что вам предстоит сегодня запомнить прочно и надолго? Чему постараетесь научиться? Работа на карточках по вариантам. Учитель: А теперь вы будете исследователями. Интересно, кто из вас самый наблюдательный? Возьмите ручку и впишите окончания. (приложение 1 и 2 вариант) (Сравниваем только сущ .1 столбика) ­а ­ы ­е ­у ­ой ­е ­ Поднимите руку, у кого такие окончания? ­ Буквы –а и –я – это разные окончания или варианты одного и того же? ­ Разные. ­ А почему? ­ Буквы разные. ­А кто считает, что это варианты? ­ Объясните. ­   Мы   же   знаем:   если   буква   я   стоит   после   согласной,   то   обозначает мягкость предыдущего. Учитель: Теперь всем понятно, что это варианты одного и того же слова. Почему этими четырьмя словами мы перебрали все варианты? ­ Какими могут быть варианты основ? Ученики: Твёрдый вариант основы и мягкий вариант основы. Учитель: А какого рода?  Ученики: Мужского и женского рода. Учитель: Все слова , что мы сейчас рассматривали, разные? Почему? ­  А какое окончание у наших слов в нач. форме? Ученики: Окончание –а или –я. Учитель: Но их ещё что­то объединяет? Что? Ученики: Это слова женского или мужского рода. Учитель: Какой же вывод можно сделать? Ученики: Существительные мужского и женского рода ,оканчивающиеся на – а или –я, относятся к 1склонению. Учитель: Давайте запишем это в нашу таблицу. Аналогично рассматриваем сущ.2 и 3 склонения. IV.  Обобщение знаний о признаках имен существительных Слайд 6: Сводная таблица «Признаки существительных» Учитель:   Внимательно   рассмотрите   таблицу.   Прочитайте   заголовки столбиков. Перечислите типы склонений. Назовите, какого рода бывают существительные. Назовите признаки 1 скл.. Учитель:   Чтобы   определить   тип   склонения   существительного,   на   что нужно обратить внимание? Нужно   определить   род   и   посмотреть   на   окончание Ученик: существительного. Учитель: Сравните своё предположение с выводом на с 103. Так как можно ещё разбить на группы имена существительные? V.  Работа над пройденным материалом Сейчас мы проведем физ­ку, а заодно потренируемся в распознавании склонения мужского рода. Я буду называть существительные. Если 1скл.­ руки вверх, если 2скл.­ присесть. Саша, Вячеслав, Витя,  Дима, дядя, Иван, Ваня, брат, юноша, Игорь, Алёша.  А)Классификация имен существительных На листочках в таблице записаны слова ( поставьте + в колонке, к какому склонению относится это существительное) Проверьте друг у друга. Ученики: Мы не можем определить  склонение у одного слова? Учитель: Какого? ­ А почему? Ученики: У него окончание другое. Учитель: А как же выйти из положения? Ученики: Надо его поставить в нач. форму. Учитель:  Молодцы.1   Вот   видите   и   вы   нашли   выход.   Повторите алгоритм определения склонения у сущ. В косвенном падеже. (Слайд) Учитель: Так ли важно у сущ .1скл. определять род? А склонение –это постоянный признак существительного? Ученики: Да . Б) Придумайте и запишите в таблицу ещё по одному слову в каждое склонение. Проверьте друг у друга. В)  Тренажёр   (определение   склонения   у   сущ.)   Слова   записываем   в тетрадь.        Вывод: От чего зависит тип склонения имен существительных? (от рода и окончания) VI. Домашнее задание. Учебник: по группам: 1 группа(сильным учащимся) Придумать и записать три предложения о зиме, у существительных определить склонение.                                      2группа Придумать и записать по три  существительных каждого склонения. VI. Итог урока / Рефлексия Учитель:  выставление оценок по жетонам. Похвалите себя, кто доволен своей работой на уроке. Я желаю вам прочных знаний, хорошего настроения. Урок закончен.  Окончание урока  Литература:   1.С.И.Ожигов и Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка. Москва, 1993г. 2.А.Шибаев Грамматика (стих).

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка 4 класс "Три склонения имен существительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018