Конспект урока русского языка "Что такое слово." (4 кл)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Завершая тему "Что такое слово" по русскому языку в начальной школе ( 4 класс) ,был проведен данный урок.Ну и как всегда в начале урока повторение и закрепление. Дети повторяют, что такое слово, говорят о лексическом,грамматическом,фонетическом значении слова,а также повторяют понятия "предложение" и "текст". Вспоминают какие бывают предложения по цели высказывания – повествовательные, вопросительные и побудительные. Какими они бывают по интонации. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Какие члены предложения являются главными.Конспект урока русского языка.Система РО Эльконина-Давыдова
Иконка файла материала Конспект урока русс яз.doc
Конспект урока русского языка в 4 классе по системе РО Д.Эльконина­ В.Давыдова. Тема: Что такое слово? Цель: систематизировать знания о слове и его работе в речи. Ход урока.    этап­       постановка вопроса, проблемы на уроке. ­ Послушайте стихотворение Я.Козловского и определите, о чем оно, какое слово  пропущено. Слово. (они) умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно, сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать… …Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно (оно), изменяя лад. И проклинают, и клянутся (этим), Напутствуют, и славят, и чернят. ­ Да, действительно, речь в этом стихотворении идет о слове. Со словами мы сталкиваемся постоянно. Что же такое слово? Что мы о нем знаем? Слово? ­Вспомните 1 класс, когда вы не могли еще ответить на вопрос, что такое слово. А теперь, заканчивая 4 класс, интересно, что вы можете рассказать о слове. Но для начала скажите, какое сейчас время года. (весна) Посмотрите, какая чудесная  погода стоит на дворе: светит ласковое солнышко, чирикают птички! А какая сейчаскрасота в лесу. Пробуждается природа после долгой зимы. Все пришло в движение.  Душа так и просится туда. Хотите отправиться в лес с писателем М. Пришвиным? За грибами. Ранним утром мы напр_вля_мся к ближнему леску. Мы зна_м окрестные грибные  места и нап_лня_м наши лукошки до обеда разными грибами. В чащ_ мы нашли  сыр_ежки  рыжики  л_сички и маслята. На опушк_ нам встретились под_синовики и подб_резовики. (М. Пришвин.) ­ Проверьте пропущенные орфограммы, спишите текст, вставляя буквы и пропущенные знаки препинания. Какие орфограммы встретились?  С названиями каких грибов мы встретились, выполняя задание? Сыроежки Рыжики Лисички Маслята Подосиновики Подберезовики ­Что общего у этих грибов? (они съедобные) Но не забывайте, что среди грибов есть и  несъедобные, ложные грибы, которыми можно отравиться! Поэтому  грибы  нужно  собирать хорошо изучив их свойства.  ­Отгадайте, о каком грибе пойдет речь. Приставка у этого слова от слова подбежать. Корень – от слова березка. Первый суффикс ­ от слова садовый. Второй суффикс ­ от слова ежик. Окончание – от слова грибник. ­ Получилось слово подберезовик. (показать рисунок)    этап­       решение проблемы ­А теперь давайте используем название этого гриба, чтобы ответить на вопрос, что же  такое слово? Что можете рассказать о слове подберезовик? 1.Лексическое значение слова. Подберезовик ­ это гриб, который обычно растет под березами, за что и получил свое  название. (Использование толкового словаря.) Вывод: слово имеет лексическое значение. 2.Звуко­ буквенный ,фонетический разбор слова. ­ Определите количество слогов, букв и звуков в слове подберезовик. (Слово подберезовик состоит из 5 слогов, 12 букв, 12 звуков.) Это слово очень интересное. Для разбора его взяли ребята  из другого 4 класса. Проверьте, верно ли они сделали звуко­буквенный анализ слова подберезовик. Найдите ошибки и исправьте их. Работа в парах ­ на отдельных листках дан фонетический разбор слова подберезовик,  учащиеся в группах проверяют, ищут ошибки и исправляют их.  П­ п­ п­ согл., глух., парн., тверд., парн. О ­о ­а­ гласн., безударн. Д ­д­ д­ согл., глух., парн., тверд., парн. Б ­б’­б’­ согл., звонк., парн., мягк., парн. Е ­э­ и ­ гласн., безударн. Р ­р’­р ­ согл., звонк., непарн., мягк., непарн. Е ­о­ о ­ гласн., ударн.З ­з­ з ­ согл., звонк., парн., тверд., парн. О ­о­ а ­ гласн., безударн. В ­в’­в’ ­ согл., звонк., парн., тверд., парн. И ­и­ и ­ гласн., безударн. К ­ к­к ­ согл., глух., парн., тверд., парн. ­ Что можно посоветовать повторить ученикам 4 класса? (Повторить гласные звуки и  буквы, вспомнить звуки, имеющие пары по звонкости­глухости и по твердости –  мягкости, обозначение мягкости согласных.) Вывод: слово имеет «звуковой» и «фонемный» портрет, т.е. состоит из звуков и  букв. 3.Состав слова. ­ Разберите слово подберезовик по составу. Подберезовик ­Подберите однокоренные слова. (береза, березка, березовый) ­ Назовите способ образования слова. (приставочно­суффиксальный) Вывод: слово состоит из морфем. 4.Проверка орфограмм слабых позиций. ­ Определите сильные и слабые позиции звуков в слове. п о д б е р е з о в и к + ­ ­ + ­ + + +­ + ­ ­ ­ Проверьте орфограммы слабых позиций в слове. под­ ­подпись, поднос ­ ­ + +­берез­ ­словарное слово ­ов­ ­дубовый ­ + ­ик­ ­подберезовики(гласная –и­ в суффиксе во множественном числе не выпадает) ­ + Вывод: слово состоит из орфограмм сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков. 5.Слово как часть речи. ­ К какой части речи относится слово подберезовик? Подберезовик ­ это имя существительное. Это помогают определить грамматические  значения слова. ­Что в слове помогает определить грамматические значения? (окончание слова) 1. подберезовик(cid:127) ­м.р., ед.ч., И.п. 2.неодушевл. им. сущ., отвечает на вопрос что? 3.относится ко  склонению, т.к. м.р. с нулевым окончанием 4.относится ко 2 набору падежных окончаний, проверочное слово ­ стол Вывод: слово является частью речи. 6. Слово как член предложения. ­ Я считаю, что с падежом вы поторопились. Ведь в В.п. у им. сущ. подберезовик (вижу  что?) такая же форма, как и в И.п. ­ Как же точно определить падеж имен существительных? (из контекста предложения) ­ Определите падеж существительного подберезовик в предложении из текста. На опушке нам встретились подосиновики и подберезовики. ­ Определите, каким членом предложения является данное слово.(подлежащим)Докажите, почему. (т.к. отвечает на вопрос И.п. и является предметом сообщения в  предложении) Самостоятельная работа. ­ Определите, каким членом предложения является наше слово подберезовик в других  предложениях. 1. В траве виднелась шляпка подберезовика. (дополнение) 2. В густой траве спрятался молодой подберезовик. (подлежащее) 3. Мы нашли огромный подберезовик. (дополнение) ­ Что помогло определять, каким членом предложения является слово?(падеж) Вывод: слово является членом предложения. 7.Итог. ­ Как много мы знаем о слове. Попробуйте все же ответить на вопрос, что же такое слово? (единица языка или речи)     этап­       закрепление пройденного материала на уроке. Самостоятельная работа по группам. ­ Что можно рассказать о слове сыроежка? 1 группа ­ фонетический разбор слова (звуковой состав) 2 группа ­ морфологический разбор слова (как часть речи) 3 группа – морфемный разбор слова (по составу) 4 группа – синтаксический разбор (по членам предложения) 5 группа – проверка орфограмм слабых позиций Проверка результатов работы в группах.V      этап –       подведение итога урока. ­ Настало время подвести итог нашего урока. Что же такое слово? Суммируйте знания, полученные о слове и его работе в речи, и  сделайте вывод. Слово – это важная единица языка (речи). Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Выберите и продолжите  предложения: Наш урок подошел к концу и я хочу сказать что… Мне больше всего удалось… Для меня было открытием то,что…. На мой взгляд,  не удалось …….,потому что….. На будущее я учту ………….