Конспект урока русского языка "Что такое слово." (4 кл)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
06.02.2018
Завершая тему "Что такое слово" по русскому языку в начальной школе ( 4 класс) ,был проведен данный урок.Ну и как всегда в начале урока повторение и закрепление. Дети повторяют, что такое слово, говорят о лексическом,грамматическом,фонетическом значении слова,а также повторяют понятия "предложение" и "текст". Вспоминают какие бывают предложения по цели высказывания – повествовательные, вопросительные и побудительные. Какими они бывают по интонации. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Какие члены предложения являются главными.Конспект урока русского языка.Система РО Эльконина-Давыдова
Конспект урока русс яз.doc
Конспект урока русского языка в 4 классе
по системе РО Д.Эльконина В.Давыдова.
Тема: Что такое слово?
Цель: систематизировать знания о слове и его работе в речи.
Ход урока.
этап
постановка вопроса, проблемы на уроке.
Послушайте стихотворение Я.Козловского и определите, о чем оно, какое слово
пропущено.
Слово.
(они) умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно, сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать…
…Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно (оно), изменяя лад.
И проклинают, и клянутся (этим),
Напутствуют, и славят, и чернят.
Да, действительно, речь в этом стихотворении идет о слове.
Со словами мы сталкиваемся постоянно. Что же такое слово? Что мы о нем знаем?
Слово?
Вспомните 1 класс, когда вы не могли еще ответить на вопрос, что такое слово.
А теперь, заканчивая 4 класс, интересно, что вы можете рассказать о слове.
Но для начала скажите, какое сейчас время года. (весна) Посмотрите, какая чудесная
погода стоит на дворе: светит ласковое солнышко, чирикают птички! А какая сейчас красота в лесу. Пробуждается природа после долгой зимы. Все пришло в движение.
Душа так и просится туда. Хотите отправиться в лес с писателем М. Пришвиным?
За грибами.
Ранним утром мы напр_вля_мся к ближнему леску. Мы зна_м окрестные грибные
места и нап_лня_м наши лукошки до обеда разными грибами. В чащ_ мы нашли
сыр_ежки рыжики л_сички и маслята. На опушк_ нам встретились под_синовики
и подб_резовики.
(М. Пришвин.)
Проверьте пропущенные орфограммы, спишите текст, вставляя буквы и пропущенные
знаки препинания.
Какие орфограммы встретились?
С названиями каких грибов мы встретились, выполняя задание?
Сыроежки
Рыжики
Лисички
Маслята
Подосиновики
Подберезовики
Что общего у этих грибов? (они съедобные) Но не забывайте, что среди грибов есть и
несъедобные, ложные грибы, которыми можно отравиться! Поэтому грибы нужно
собирать хорошо изучив их свойства.
Отгадайте, о каком грибе пойдет речь.
Приставка у этого слова от слова подбежать.
Корень – от слова березка.
Первый суффикс от слова садовый.
Второй суффикс от слова ежик.
Окончание – от слова грибник.
Получилось слово подберезовик. (показать рисунок) этап
решение проблемы
А теперь давайте используем название этого гриба, чтобы ответить на вопрос, что же
такое слово?
Что можете рассказать о слове подберезовик?
1.Лексическое значение слова.
Подберезовик это гриб, который обычно растет под березами, за что и получил свое
название. (Использование толкового словаря.)
Вывод: слово имеет лексическое значение.
2.Звуко буквенный ,фонетический разбор слова.
Определите количество слогов, букв и звуков в слове подберезовик.
(Слово подберезовик состоит из 5 слогов, 12 букв, 12 звуков.)
Это слово очень интересное. Для разбора его взяли ребята из другого 4 класса.
Проверьте, верно ли они сделали звукобуквенный анализ слова подберезовик.
Найдите ошибки и исправьте их.
Работа в парах на отдельных листках дан фонетический разбор слова подберезовик,
учащиеся в группах проверяют, ищут ошибки и исправляют их.
П п п согл., глух., парн., тверд., парн.
О о а гласн., безударн.
Д д д согл., глух., парн., тверд., парн.
Б б’б’ согл., звонк., парн., мягк., парн.
Е э и гласн., безударн.
Р р’р согл., звонк., непарн., мягк., непарн.
Е о о гласн., ударн. З з з согл., звонк., парн., тверд., парн.
О о а гласн., безударн.
В в’в’ согл., звонк., парн., тверд., парн.
И и и гласн., безударн.
К кк согл., глух., парн., тверд., парн.
Что можно посоветовать повторить ученикам 4 класса? (Повторить гласные звуки и
буквы, вспомнить звуки, имеющие пары по звонкостиглухости и по твердости –
мягкости, обозначение мягкости согласных.)
Вывод: слово имеет «звуковой» и «фонемный» портрет, т.е. состоит из звуков и
букв.
3.Состав слова.
Разберите слово подберезовик по составу.
Подберезовик
Подберите однокоренные слова. (береза, березка, березовый)
Назовите способ образования слова. (приставочносуффиксальный)
Вывод: слово состоит из морфем.
4.Проверка орфограмм слабых позиций.
Определите сильные и слабые позиции звуков в слове.
п о д б е р е з о в и к
+ + + + + +
Проверьте орфограммы слабых позиций в слове.
под подпись, поднос
+ + берез словарное слово
ов дубовый
+
ик подберезовики(гласная –и в суффиксе во множественном числе не выпадает)
+
Вывод: слово состоит из орфограмм сильных и слабых позиций гласных и
согласных звуков.
5.Слово как часть речи.
К какой части речи относится слово подберезовик?
Подберезовик это имя существительное. Это помогают определить грамматические
значения слова.
Что в слове помогает определить грамматические значения? (окончание слова)
1. подберезовик(cid:127) м.р., ед.ч., И.п.
2.неодушевл. им. сущ., отвечает на вопрос что?
3.относится ко склонению, т.к. м.р. с нулевым окончанием
4.относится ко 2 набору падежных окончаний, проверочное слово стол
Вывод: слово является частью речи.
6. Слово как член предложения.
Я считаю, что с падежом вы поторопились. Ведь в В.п. у им. сущ. подберезовик (вижу
что?) такая же форма, как и в И.п.
Как же точно определить падеж имен существительных? (из контекста предложения)
Определите падеж существительного подберезовик в предложении из текста.
На опушке нам встретились подосиновики и подберезовики.
Определите, каким членом предложения является данное слово.(подлежащим) Докажите, почему. (т.к. отвечает на вопрос И.п. и является предметом сообщения в
предложении)
Самостоятельная работа.
Определите, каким членом предложения является наше слово подберезовик в других
предложениях.
1. В траве виднелась шляпка подберезовика. (дополнение)
2. В густой траве спрятался молодой подберезовик. (подлежащее)
3. Мы нашли огромный подберезовик. (дополнение)
Что помогло определять, каким членом предложения является слово?(падеж)
Вывод: слово является членом предложения.
7.Итог.
Как много мы знаем о слове.
Попробуйте все же ответить на вопрос, что же такое слово? (единица языка или речи)
этап
закрепление пройденного материала на уроке.
Самостоятельная работа по группам.
Что можно рассказать о слове сыроежка?
1 группа фонетический разбор слова (звуковой состав)
2 группа морфологический разбор слова (как часть речи)
3 группа – морфемный разбор слова (по составу)
4 группа – синтаксический разбор (по членам предложения)
5 группа – проверка орфограмм слабых позиций
Проверка результатов работы в группах. V этап –
подведение итога урока.
Настало время подвести итог нашего урока.
Что же такое слово? Суммируйте знания, полученные о слове и его работе в речи, и
сделайте вывод.
Слово – это важная единица языка (речи).
Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Выберите и продолжите предложения:
Наш урок подошел к концу и я хочу сказать что…
Мне больше всего удалось…
Для меня было открытием то,что….
На мой взгляд, не удалось …….,потому что…..
На будущее я учту ………….
Конспект урока русского языка "Что такое слово." (4 кл)
Конспект урока русского языка "Что такое слово." (4 кл)
Конспект урока русского языка "Что такое слово." (4 кл)
Конспект урока русского языка "Что такое слово." (4 кл)
Конспект урока русского языка "Что такое слово." (4 кл)
Конспект урока русского языка "Что такое слово." (4 кл)
Конспект урока русского языка "Что такое слово." (4 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.