Завершая тему "Что такое слово" по русскому языку в начальной школе ( 4 класс) ,был проведен данный урок.Ну и как всегда в начале урока повторение и закрепление. Дети повторяют, что такое слово, говорят о лексическом,грамматическом,фонетическом значении слова,а также повторяют понятия "предложение" и "текст". Вспоминают какие бывают предложения по цели высказывания – повествовательные, вопросительные и побудительные. Какими они бывают по интонации. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения. Какие члены предложения являются главными.Конспект урока русского языка.Система РО Эльконина-Давыдова
Конспект урока русского языка в 4 классе
по системе РО Д.Эльконина В.Давыдова.
Тема: Что такое слово?
Цель: систематизировать знания о слове и его работе в речи.
Ход урока.
этап
постановка вопроса, проблемы на уроке.
Послушайте стихотворение Я.Козловского и определите, о чем оно, какое слово
пропущено.
Слово.
(они) умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно, сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать…
…Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно (оно), изменяя лад.
И проклинают, и клянутся (этим),
Напутствуют, и славят, и чернят.
Да, действительно, речь в этом стихотворении идет о слове.
Со словами мы сталкиваемся постоянно. Что же такое слово? Что мы о нем знаем?
Слово?
Вспомните 1 класс, когда вы не могли еще ответить на вопрос, что такое слово.
А теперь, заканчивая 4 класс, интересно, что вы можете рассказать о слове.
Но для начала скажите, какое сейчас время года. (весна) Посмотрите, какая чудесная
погода стоит на дворе: светит ласковое солнышко, чирикают птички! А какая сейчаскрасота в лесу. Пробуждается природа после долгой зимы. Все пришло в движение.
Душа так и просится туда. Хотите отправиться в лес с писателем М. Пришвиным?
За грибами.
Ранним утром мы напр_вля_мся к ближнему леску. Мы зна_м окрестные грибные
места и нап_лня_м наши лукошки до обеда разными грибами. В чащ_ мы нашли
сыр_ежки рыжики л_сички и маслята. На опушк_ нам встретились под_синовики
и подб_резовики.
(М. Пришвин.)
Проверьте пропущенные орфограммы, спишите текст, вставляя буквы и пропущенные
знаки препинания.
Какие орфограммы встретились?
С названиями каких грибов мы встретились, выполняя задание?
Сыроежки
Рыжики
Лисички
Маслята
Подосиновики
Подберезовики
Что общего у этих грибов? (они съедобные) Но не забывайте, что среди грибов есть и
несъедобные, ложные грибы, которыми можно отравиться! Поэтому грибы нужно
собирать хорошо изучив их свойства.
Отгадайте, о каком грибе пойдет речь.
Приставка у этого слова от слова подбежать.
Корень – от слова березка.
Первый суффикс от слова садовый.
Второй суффикс от слова ежик.
Окончание – от слова грибник.
Получилось слово подберезовик. (показать рисунок) этап
решение проблемы
А теперь давайте используем название этого гриба, чтобы ответить на вопрос, что же
такое слово?
Что можете рассказать о слове подберезовик?
1.Лексическое значение слова.
Подберезовик это гриб, который обычно растет под березами, за что и получил свое
название. (Использование толкового словаря.)
Вывод: слово имеет лексическое значение.
2.Звуко буквенный ,фонетический разбор слова.
Определите количество слогов, букв и звуков в слове подберезовик.
(Слово подберезовик состоит из 5 слогов, 12 букв, 12 звуков.)
Это слово очень интересное. Для разбора его взяли ребята из другого 4 класса.
Проверьте, верно ли они сделали звукобуквенный анализ слова подберезовик.
Найдите ошибки и исправьте их.
Работа в парах на отдельных листках дан фонетический разбор слова подберезовик,
учащиеся в группах проверяют, ищут ошибки и исправляют их.
П п п согл., глух., парн., тверд., парн.
О о а гласн., безударн.
Д д д согл., глух., парн., тверд., парн.
Б б’б’ согл., звонк., парн., мягк., парн.
Е э и гласн., безударн.
Р р’р согл., звонк., непарн., мягк., непарн.
Е о о гласн., ударн.З з з согл., звонк., парн., тверд., парн.
О о а гласн., безударн.
В в’в’ согл., звонк., парн., тверд., парн.
И и и гласн., безударн.
К кк согл., глух., парн., тверд., парн.
Что можно посоветовать повторить ученикам 4 класса? (Повторить гласные звуки и
буквы, вспомнить звуки, имеющие пары по звонкостиглухости и по твердости –
мягкости, обозначение мягкости согласных.)
Вывод: слово имеет «звуковой» и «фонемный» портрет, т.е. состоит из звуков и
букв.
3.Состав слова.
Разберите слово подберезовик по составу.
Подберезовик
Подберите однокоренные слова. (береза, березка, березовый)
Назовите способ образования слова. (приставочносуффиксальный)
Вывод: слово состоит из морфем.
4.Проверка орфограмм слабых позиций.
Определите сильные и слабые позиции звуков в слове.
п о д б е р е з о в и к
+ + + + + +
Проверьте орфограммы слабых позиций в слове.
под подпись, поднос
+ +берез словарное слово
ов дубовый
+
ик подберезовики(гласная –и в суффиксе во множественном числе не выпадает)
+
Вывод: слово состоит из орфограмм сильных и слабых позиций гласных и
согласных звуков.
5.Слово как часть речи.
К какой части речи относится слово подберезовик?
Подберезовик это имя существительное. Это помогают определить грамматические
значения слова.
Что в слове помогает определить грамматические значения? (окончание слова)
1. подберезовик(cid:127) м.р., ед.ч., И.п.
2.неодушевл. им. сущ., отвечает на вопрос что?
3.относится ко склонению, т.к. м.р. с нулевым окончанием
4.относится ко 2 набору падежных окончаний, проверочное слово стол
Вывод: слово является частью речи.
6. Слово как член предложения.
Я считаю, что с падежом вы поторопились. Ведь в В.п. у им. сущ. подберезовик (вижу
что?) такая же форма, как и в И.п.
Как же точно определить падеж имен существительных? (из контекста предложения)
Определите падеж существительного подберезовик в предложении из текста.
На опушке нам встретились подосиновики и подберезовики.
Определите, каким членом предложения является данное слово.(подлежащим)Докажите, почему. (т.к. отвечает на вопрос И.п. и является предметом сообщения в
предложении)
Самостоятельная работа.
Определите, каким членом предложения является наше слово подберезовик в других
предложениях.
1. В траве виднелась шляпка подберезовика. (дополнение)
2. В густой траве спрятался молодой подберезовик. (подлежащее)
3. Мы нашли огромный подберезовик. (дополнение)
Что помогло определять, каким членом предложения является слово?(падеж)
Вывод: слово является членом предложения.
7.Итог.
Как много мы знаем о слове.
Попробуйте все же ответить на вопрос, что же такое слово? (единица языка или речи)
этап
закрепление пройденного материала на уроке.
Самостоятельная работа по группам.
Что можно рассказать о слове сыроежка?
1 группа фонетический разбор слова (звуковой состав)
2 группа морфологический разбор слова (как часть речи)
3 группа – морфемный разбор слова (по составу)
4 группа – синтаксический разбор (по членам предложения)
5 группа – проверка орфограмм слабых позиций
Проверка результатов работы в группах.V этап –
подведение итога урока.
Настало время подвести итог нашего урока.
Что же такое слово? Суммируйте знания, полученные о слове и его работе в речи, и
сделайте вывод.
Слово – это важная единица языка (речи).
Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Выберите и продолжите предложения:
Наш урок подошел к концу и я хочу сказать что…
Мне больше всего удалось…
Для меня было открытием то,что….
На мой взгляд, не удалось …….,потому что…..
На будущее я учту ………….