Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
03.11.2018
Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)
Тип урока- урок открытия нового знания. На уроке использованы технологии: здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения. Цели урока: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения.конспект урока русского языка 5 класс
грамматическая основа предложения 5 класс.docx
Открытый урок русского языка в 5 классе. Тема. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Тип урока        Урок открытия нового знания Технологии     Здоровьесбережения,  развивающего обучения,  развития исследовательских навыков,  группового обучения. Решаемые проблемы Какие члены предложения относятся к главным? Что такое подлежащее? Каковы   ? способы его выражения? Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения    Цели урока:    содержательная:  расширить понятийную базу о грамматической основе предложения;     познакомить учащихся   со   способами   выражения   подлежащего   и   сказуемого;   сформировать   умение   выделять грамматическую основу предложения;   деятельностная:   способствовать   развитию   критического   мышления   учащихся,   способности анализировать   и   обобщать   имеющиеся   знания;   формировать   у   учащихся   УУД:   личностные, познавательные,   коммуникативные   и   регулятивные   в   соответствии   с   типом   урока   (урок общеметодической направленности).   Предметные: ­ повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»; ­ усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами; ­ сделать первые шаги по применению  алгоритма при выполнении предложенных заданий; ­ научиться находить грамматическую основу предложения. Личностные: ­ формирование навыков организации и анализа своей деятельности в парах. УУД Коммуникативные:   устанавливать   рабочие   отношения,   эффективно   сотрудничать   и   способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные:  объяснять   языковые   явления,   процессы,   связи   и   отношения,   выявляемые   в   ходе исследования главных членов предложения. Содержание   учебного   материала   (СУМ):  определение   «грамматическая   основа»,   «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание». Единица содержания образования (СО) : способ нахождения подлежащего и сказуемого. Оборудование. Презентация.  Ход урока. Подготовительный этап.  I. Организационный  момент. (1­2 минуты) Мотивация к учебной деятельности. Приветствие, проверка готовности к уроку. 1. Высказывание добрых пожеланий ­ Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок! ­ Пожелаем удачи друг другу, ведь с малой удачи начинается большой успех. ­Перед вами рабочий лист урока. Сегодня мы будем работать по нему. Запишите число, классная работа.  ­ Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. II. Повторение. 1. Работа с эпиграфом. (слайд 1.)Книга ­ лучший товарищ. (записано на доске) ­ Выпишите из эпиграфа словосочетания. ( лучший товарищ). ­Разберите счт. Какое оно? Определите части речи. (у доски) Сделаем вывод. ­ Чем отличаются счт от предложения? ( предложение имеют законченную мысль, а счт состоит из  главного и зависимого слов). ­ Сейчас мы немного поиграем. Отгадайте загадки: Я его в основе встречу, Подчеркну одной чертой. На вопрос «Кто?», «Что?» ответит Этот главный член. Какой? (Подлежащее)   Этот главный член найду, Две черты я проведу. Он в основе есть, скажу я, Называется... (сказуемым). Учитель. (слайд 2) ­ Определите тему урока. (Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения.) (слайд 3) ­ Какую цель мы можем поставить себе? Что мы будем делать на уроке? ( составление цели уч­ся) Учитель.(слайд 4) (показ картины об осени) Перед вами стихотворение  Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.                         Сергей Александрович Есенин. ­ Это текс? (да) ­ Из чего состоит текст? (из предложений) ­ Кто автор этого стихотворения? (С.А.Есенин) ­ А что вы знаете о поэте?  ( в октябре этого года был юбилей С.А.Есенину, гениальный  русский поэт 20 века, а гениальный поэт  всегда современен. Стихи Есенина близки нам  и нашему времени. Для Есенина природа­ это вечная  красота и вечная гармония мира.) ­ Вставьте пропущенные буквы в слова ­ Найдите и подчеркните  подлежащее и сказуемое. ­ Какой частью речи выражено?  ­ Что составляет подлежащее и сказуемое? (грамматическую основу предложения) . . ­ Какие орфограммы вы встретили в этом тексте? ( безударные гласные в корне слова, непроизносимые  согласные в корне слова, чередование гласных в корне слова), приведите примеры из текста.  Организуется  выполнение  задания «Лови ошибку!»  Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний о правописании гласных в корнях слов, не  подчиняющихся главному правилу написания безударных гласных в корнях слов   (слайд 5) ( проверяем на слайде). ­ Поменяйтесь листочками и проверьте работу своего соседа:  1 ошибка –«5» 2 ошибки­«4» 3­4 ошибки – «3» 5 ошибок­ «2» Вывод. Итак, подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. III.Самостоятельная работа.  Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. ­ Выпишите из стихотворения все словосочетания.( к доске цепочкой) (Листва золотая, в розоватой воде, закружилась на пруду, легкая стая, летит на звезду, с замираньем  летит, в воде на пруду.) ­ Какие языковые средства встретились в стихотворении. Эпитет­  определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно  именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья  шум»), числительным («вторая жизнь»).  Сравн ниеее какому­либо общему для них признаку. (листва золотая­ Словно бабочек легкая стая). Вывод. Физминутка. IV.Исследовательская работа. ­ Заполните таблицу: Предложения  — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по  Сидеть без дела скучно. Своя земля и в горстке мила. Молоденький умок – вешний  ледок. Маленький, да удаленький. Он – веселого нрава.  Жизнь прожить – не поле  перейти Жить – родине служить. Подлежащее (часть речи) сидеть –глагол в н.ф. Сказуемое (часть речи) скучно­ наречие. земля­ существительное мила –крат. прилагательное . Умок­ существительное ледок ­ существительное. маленький­ прилагательное удаленький­ прилагательное он­ местоимение Жизнь прожить­ сочетанием  глагола и существ веселого нрава­ сочет.  прилагательного и  существительного не поле перейти­ сочетанием  глагола и существ Жить –глагол Служить­ глагол. (слайд 6) ­ Проверка по слайду. (выставление оценок) Вывод.  Итак, подлежащее и сказуемое могут выражаться разными частями речи.  Учитель. ­ Как вы думаете кто самый главный в предложении подлежащее или сказуемое? (ответы детей). А мы  сейчас узнаем кто самый главный. Инсценировка лингвистической сказки “Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:  ­ Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя ­  Субъект.  ­Нет, ­ сказало Сказуемое, ­ ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.  ­ Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!  ­ Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была  зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например,  “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.  Тогда Подлежащее огорчилось: ­А я­то думало, что я главное. ­Не расстраивайся, ­ успокоило его Сказуемое. ­ Ведь когда ты есть в предложении, именно ты  указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой  предложения. Учитель. ­ Вернемся к нашему эпиграфу урока. Разберем это предложение синтаксически. Почему мы поставили  тире в предложении? (подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им.пад.). ­ Какое сочетание слов не может быть счт? Почему? (книга­товарищ). Рефлексия. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка  результатов деятельности своей и всего класса. Учитель: организует самооценку учебной деятельности Учащиеся: отвечают на вопросы учителя, дают самооценку. 1 Какую цель ставили  в начале урока? Достигли ли цели? 2 Какая тема урока? 3 Что нового вы узнали? 4 Какие затруднения испытали? Учитель. Мы сегодня познакомились с великим русским поэтом Сергеем Есениным.  На его стихи  положена музыка и поются романсы. Послушаем один из них.  Расскажите по схеме: Я знаю….  Я запомнил..  Я смог... Итог урока. VI. VII. Оценки VIII. Дома. Написать сочинение- миниатюра из 5-6 предлжений на тему «Осень», если кому- то трудно составить 5 предложений на эту тему, а кто-то может попробовать свои силы в написании стихотворения. Тест.   1. Дополните предложения: Подлежащее – это… Сказуемое – это… Грамматическая основа – это… Словосочетание – это… 2. Составьте предложения из слов, выделите грамматическую основу. Осень - время собирать урожай. Поздней … одна ягода, да и то… рябина. Цыплят по… считают. Осень …, а за собою… ведёт. От осени к … поворота нету. Слова для справок: осенью, горькая, осени, идёт, дождь, лету. Оценка___________________  Тест.   1. Дополните предложения: Подлежащее – это… Сказуемое – это… Грамматическая основа – это… Словосочетание – это… 2. Составьте предложения из слов, выделите грамматическую основу. Осень - время собирать урожай. Поздней … одна ягода, да и то… рябина. Цыплят по… считают. Осень …, а за собою… ведёт. От осени к … поворота нету. Слова для справок: осенью, горькая, осени, идёт, дождь, лету. Оценка___________________ Тест.   1. Дополните предложения: Подлежащее – это… Сказуемое – это… Грамматическая основа – это… Словосочетание – это… 2. Составьте предложения из слов, выделите грамматическую основу. Осень - время собирать урожай. Поздней … одна ягода, да и то… рябина. Цыплят по… считают. Осень …, а за собою… ведёт. От осени к … поворота нету. Слова для справок: осенью, горькая, осени, идёт, дождь, лету. Оценка___________________

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Грамматическая основа предложения" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018