Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова" (1 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова" (1 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
08.07.2018
Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова" (1 класс)
Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Однокоренные слова" (система "Начальная школа XXI века"). По типу урока, данный урок можно отнести к уроку закрепления изученного материала. На уроке дети вспомнят, что такое однокоренные слова и выполнят ряд упражнений на нахождение родственных слов.
конспект урока.doc
Урок русского языка в 1­м классе по теме "Однокоренные слова" Цель урока: развитие умения находить и подбирать однокоренные слова, выделять в них корень ХОД УРОКА У. ­ Посмотрите на меня, улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу. Спасибо. Садитесь. У. ­ Обратите внимание на доску. Смотрите какое дерево у меня выросло. Что за  слова на нём растут? Прочитайте.  Д. ­ Деревце, деревянный, деревяшка, деревобработка У. ­ Все ли слова вам понятны? Дети отвечают. (деревце — маленькое дерево деревянный — сделанный из дерева деревяшка — небольшой кусок дерева деревообработка — процесс обработки дерева для того, чтобы сделать из дерева  различные предметы.) У. ­ Что общего заметили во всех этих словах?  Д. ­ Во всех них есть часть дерев. У. ­ Верно. А чем является часть дерев во всех этих словах? Д. ­ Это корень слова.  (прикрепляю к дереву корень) У. ­ А как называются все слова, растущие на данном дереве? Д. ­ Однокоренные слова. У. ­ Правильно. Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?  Д. ­ Об однокоренных словах. На доске появляется тема урока: Однокоренные слова.  У. ­ Какие слова будем сегодня учиться находить? Д. ­ Будем учиться находить однокоренные слова. У. ­ Правильно. Молодцы! Что же такое однокоренные слова? Д. ­ Однокоренные слова — слова, которые имеют общую часть — корень. У. ­ Молодцы! Под табличкой «Однокоренные слова» появляется надпись: «Корень». У. ­ Подул ветер и слова рассыпались на части, давайте соберём их. Работа у доски У. ­ Кто нашёл первое слово? Выходи к доске (аналогично с другими словами). У. ­ Какая общая часть у этих слов? Д. ­ Сад. У. ­ Чем часть сад является для всех слов? Д. ­ Корнем. Учителя начальных классов Софроновой Н.А. У. ­ Значит, как можно сказать, какие слова мы собирали? Д. ­ Однокоренные. У. ­ Правильно. Мы с вами собирали однокоренные слова. У. ­ Давайте потренируемся в нахождении общей части в словах. «Найди лишнее» (на слайде) 1) стол, столик, кукла У. ­ Молодцы! Почему слово кукла лишнее?  Д. ­ В словах стол и столик есть одинаковая часть стол­, а в слове кукла — нет.  У. ­ Как можно назвать слова стол и столик? Д. ­ Однокоренные слова. (2 и 3 выполняются аналогично) 2) берёза, берёзовый, машина, подберёзовик 3) снег, снеговик, снеговой, лёд, Снегурочка У. ­ Что мы сейчас находили в словах? Д. ­ Корень.  У. ­ А что такое корень? Д. ­ Общая (одинаковая) часть однокоренных слов. У. ­ Молодцы! Сейчас задание посложнее. Находим лишнее слово. «Найди лишнее» (на слайде) 1) рис, рисунок, рисовать У. ­ Верно! А почему слово рис лишнее? Д. ­ У слов рисунок и рисовать значение похоже: рисунок — это картинка,  изображение, а рисовать — значит выполнить рисунок/картинку. А рис — это крупа. У. ­ Получается, что не всегда если есть в словах одинаковая часть, эти слова  однокоренные. Что ещё необходимо, чтобы слова были однокоренными? Д. ­ У однокоренных слов ещё значение должно быть похожим. 2) море, морской, морковь, моряк (все слова, кроме слова морковь, связаны с  морем) 3) вода, водяной, водитель, водичка, подводная (все слова, кроме слова водитель,  связаны с водой). У. ­ Умницы! Справились с заданием. У. ­ Что мы сейчас находили? Д. ­ Однокоренные слова. У. ­ А что такое однокоренные слова? Д. ­ Однокоренные слова — это слова, у которых есть общая часть — корень, в  которой заключено общее значение всех однокоренных слов. У. ­ Хорошо потрудились, а сейчас немного поиграем! Игра «Собери цветок» На столе лежат 2 серединки цветов. На одной серединке изображён гриб, на  другой рыба. Каждом ребёнку даётся лепесток, на котором записано слово.  Детям необходимо прикрепить свой лепесток к нужной серединке: слова с  корнем гриб к одной серединке, с корнем рыб — к другой.  Слова: 1) грибок, грибочек, грибной, грибница, грибник, грибоед, гвоздь, грусть; 2)  рыбка, рыбный, рыбалка, рыбак, рыбачить, рыболов, радость, река. Дети собирают цветы. Учителя начальных классов Софроновой Н.А. У. ­ Давайте посмотрим на цветы, которые у вас получились. Здорово! Эти цветы  останутся жить в нашем классе, со временем на них будут появляться новые  лепестки. Присаживайтесь на свои места. Двое детей остаются, зачитывают слова, которые у них получились.  У. ­ Какие слова вы приклеили к цветку? Прочитай У. ­ Какой корень в словах на вашем цветке? Д. ­ Корни гриб и рыб. У. ­ Когда вы собирали цветы, что вы подбирали к словам­картинкам? Д. ­ Однокоренные слова. У. ­ Что должно быть у однокоренных слов? Д. ­ Одинаковая часть — корень и общее значение. У. ­ Все ли лепестки вы прикрепили к цветку?  Д. ­ Нет. У. ­ Какие слова вы не прикрепили и почему? Д. ­ Слова грусть, гвоздь, радость и река. Потому что эти слова не являются  однокоренными к словам гриб и рыба. У. ­ Молодцы! Предлагаю выполнить следующее задание в парах.  Вам необходимо будет найти к словам, записанным в первом столбике однокоренные слова из второго столбика. Будьте внимательны, в этом задании я приготовила для  вас ловушку.  Карточка. Соедини стрелками однокоренные слова: дуб                 котёнок школа            стульчик лес                 дубовый кот                 полка стул               ученик     поле               лесной                        полевая (мышь) У. ­ У всех ли слов нашлась пара? Д. ­ Нет. У. ­ К какому слову вы не нашли пару? Д. ­ У слова школа нет однокоренного слова. У. ­ А разве слово ученик не однокоренное? Ученик ведь ­ это ребёнок, который  учится в школе? Д. ­ У этих слов нет одинаковой части. У. ­ Правильно. Не попались в мою ловушку. Давайте подберём однокоренное слово  к слову школа. Д. ­ Школьник, школьная и т.д. У. ­ А к слову поле, какое однокоренное слово вы подобрали? Д. ­ Полевая. Слово полка не является однокоренным, потому что обозначает  предмет мебели. У. ­ Замечательно! Что мы находили? Д. ­ Мы находили пары однокоренных слов. У. ­ Что такое однокоренные слова? Учителя начальных классов Софроновой Н.А. Д. ­ Однокоренные слова — это слова, у которых есть общая часть — корень, в  которой заключено  общее значение всех однокоренных слов. Карточка Прочитай текст. Найди однокоренные слова к слову лес, подчеркни их простым  карандашом. Выдели в них корень. Валя и Наташа пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За  домиком начинался молодой лесок. У. ­ Проверьте себя по образцу. Оцените, пожалуйста, свою работу цветным кружочком. Если вы справлялись без  ошибок — зелёным, если вы  допустили 1 ошибку — жёлтым, если больше 2 ошибок  — красным. (Спросить у детей, если такие будут, почему оценили себя жёлтым кружочком) У. ­ Чему мы с вами сегодня учились? Д. ­ Учились находить однокоренные слова. У. – Что такое однокоренные слова? Д. – Однокоренные слова ­ это слова, у которых есть общая часть — корень, в  которой заключено  общее значение всех однокоренных слов. У. ­ Спасибо за урок! Учителя начальных классов Софроновой Н.А.

Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова" (1 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова" (1 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова" (1 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова" (1 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова" (1 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова" (1 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова" (1 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018