Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Однокоренные слова" (система "Начальная школа XXI века"). По типу урока, данный урок можно отнести к уроку закрепления изученного материала. На уроке дети вспомнят, что такое однокоренные слова и выполнят ряд упражнений на нахождение родственных слов.
Иконка файла материала конспект урока.doc
Урок русского языка в 1­м классе по теме "Однокоренные слова" Цель урока: развитие умения находить и подбирать однокоренные слова, выделять в них корень ХОД УРОКА У. ­ Посмотрите на меня, улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу. Спасибо. Садитесь. У. ­ Обратите внимание на доску. Смотрите какое дерево у меня выросло. Что за  слова на нём растут? Прочитайте.  Д. ­ Деревце, деревянный, деревяшка, деревобработка У. ­ Все ли слова вам понятны? Дети отвечают. (деревце — маленькое дерево деревянный — сделанный из дерева деревяшка — небольшой кусок дерева деревообработка — процесс обработки дерева для того, чтобы сделать из дерева  различные предметы.) У. ­ Что общего заметили во всех этих словах?  Д. ­ Во всех них есть часть дерев. У. ­ Верно. А чем является часть дерев во всех этих словах? Д. ­ Это корень слова.  (прикрепляю к дереву корень) У. ­ А как называются все слова, растущие на данном дереве? Д. ­ Однокоренные слова. У. ­ Правильно. Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?  Д. ­ Об однокоренных словах. На доске появляется тема урока: Однокоренные слова.  У. ­ Какие слова будем сегодня учиться находить? Д. ­ Будем учиться находить однокоренные слова. У. ­ Правильно. Молодцы! Что же такое однокоренные слова? Д. ­ Однокоренные слова — слова, которые имеют общую часть — корень. У. ­ Молодцы! Под табличкой «Однокоренные слова» появляется надпись: «Корень». У. ­ Подул ветер и слова рассыпались на части, давайте соберём их. Работа у доски У. ­ Кто нашёл первое слово? Выходи к доске (аналогично с другими словами). У. ­ Какая общая часть у этих слов? Д. ­ Сад. У. ­ Чем часть сад является для всех слов? Д. ­ Корнем. Учителя начальных классов Софроновой Н.А.У. ­ Значит, как можно сказать, какие слова мы собирали? Д. ­ Однокоренные. У. ­ Правильно. Мы с вами собирали однокоренные слова. У. ­ Давайте потренируемся в нахождении общей части в словах. «Найди лишнее» (на слайде) 1) стол, столик, кукла У. ­ Молодцы! Почему слово кукла лишнее?  Д. ­ В словах стол и столик есть одинаковая часть стол­, а в слове кукла — нет.  У. ­ Как можно назвать слова стол и столик? Д. ­ Однокоренные слова. (2 и 3 выполняются аналогично) 2) берёза, берёзовый, машина, подберёзовик 3) снег, снеговик, снеговой, лёд, Снегурочка У. ­ Что мы сейчас находили в словах? Д. ­ Корень.  У. ­ А что такое корень? Д. ­ Общая (одинаковая) часть однокоренных слов. У. ­ Молодцы! Сейчас задание посложнее. Находим лишнее слово. «Найди лишнее» (на слайде) 1) рис, рисунок, рисовать У. ­ Верно! А почему слово рис лишнее? Д. ­ У слов рисунок и рисовать значение похоже: рисунок — это картинка,  изображение, а рисовать — значит выполнить рисунок/картинку. А рис — это крупа. У. ­ Получается, что не всегда если есть в словах одинаковая часть, эти слова  однокоренные. Что ещё необходимо, чтобы слова были однокоренными? Д. ­ У однокоренных слов ещё значение должно быть похожим. 2) море, морской, морковь, моряк (все слова, кроме слова морковь, связаны с  морем) 3) вода, водяной, водитель, водичка, подводная (все слова, кроме слова водитель,  связаны с водой). У. ­ Умницы! Справились с заданием. У. ­ Что мы сейчас находили? Д. ­ Однокоренные слова. У. ­ А что такое однокоренные слова? Д. ­ Однокоренные слова — это слова, у которых есть общая часть — корень, в  которой заключено общее значение всех однокоренных слов. У. ­ Хорошо потрудились, а сейчас немного поиграем! Игра «Собери цветок» На столе лежат 2 серединки цветов. На одной серединке изображён гриб, на  другой рыба. Каждом ребёнку даётся лепесток, на котором записано слово.  Детям необходимо прикрепить свой лепесток к нужной серединке: слова с  корнем гриб к одной серединке, с корнем рыб — к другой.  Слова: 1) грибок, грибочек, грибной, грибница, грибник, грибоед, гвоздь, грусть; 2)  рыбка, рыбный, рыбалка, рыбак, рыбачить, рыболов, радость, река. Дети собирают цветы. Учителя начальных классов Софроновой Н.А.У. ­ Давайте посмотрим на цветы, которые у вас получились. Здорово! Эти цветы  останутся жить в нашем классе, со временем на них будут появляться новые  лепестки. Присаживайтесь на свои места. Двое детей остаются, зачитывают слова, которые у них получились.  У. ­ Какие слова вы приклеили к цветку? Прочитай У. ­ Какой корень в словах на вашем цветке? Д. ­ Корни гриб и рыб. У. ­ Когда вы собирали цветы, что вы подбирали к словам­картинкам? Д. ­ Однокоренные слова. У. ­ Что должно быть у однокоренных слов? Д. ­ Одинаковая часть — корень и общее значение. У. ­ Все ли лепестки вы прикрепили к цветку?  Д. ­ Нет. У. ­ Какие слова вы не прикрепили и почему? Д. ­ Слова грусть, гвоздь, радость и река. Потому что эти слова не являются  однокоренными к словам гриб и рыба. У. ­ Молодцы! Предлагаю выполнить следующее задание в парах.  Вам необходимо будет найти к словам, записанным в первом столбике однокоренные слова из второго столбика. Будьте внимательны, в этом задании я приготовила для  вас ловушку.  Карточка. Соедини стрелками однокоренные слова: дуб                 котёнок школа            стульчик лес                 дубовый кот                 полка стул               ученик     поле               лесной                        полевая (мышь) У. ­ У всех ли слов нашлась пара? Д. ­ Нет. У. ­ К какому слову вы не нашли пару? Д. ­ У слова школа нет однокоренного слова. У. ­ А разве слово ученик не однокоренное? Ученик ведь ­ это ребёнок, который  учится в школе? Д. ­ У этих слов нет одинаковой части. У. ­ Правильно. Не попались в мою ловушку. Давайте подберём однокоренное слово  к слову школа. Д. ­ Школьник, школьная и т.д. У. ­ А к слову поле, какое однокоренное слово вы подобрали? Д. ­ Полевая. Слово полка не является однокоренным, потому что обозначает  предмет мебели. У. ­ Замечательно! Что мы находили? Д. ­ Мы находили пары однокоренных слов. У. ­ Что такое однокоренные слова? Учителя начальных классов Софроновой Н.А.Д. ­ Однокоренные слова — это слова, у которых есть общая часть — корень, в  которой заключено  общее значение всех однокоренных слов. Карточка Прочитай текст. Найди однокоренные слова к слову лес, подчеркни их простым  карандашом. Выдели в них корень. Валя и Наташа пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За  домиком начинался молодой лесок. У. ­ Проверьте себя по образцу. Оцените, пожалуйста, свою работу цветным кружочком. Если вы справлялись без  ошибок — зелёным, если вы  допустили 1 ошибку — жёлтым, если больше 2 ошибок  — красным. (Спросить у детей, если такие будут, почему оценили себя жёлтым кружочком) У. ­ Чему мы с вами сегодня учились? Д. ­ Учились находить однокоренные слова. У. – Что такое однокоренные слова? Д. – Однокоренные слова ­ это слова, у которых есть общая часть — корень, в  которой заключено  общее значение всех однокоренных слов. У. ­ Спасибо за урок! Учителя начальных классов Софроновой Н.А.

Посмотрите также