Конспект урока русского языка на тему: «Работа с паронимами на уроках русского языка»" 10 класс
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с паронимами на уроках русского языка»" 10 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
16.12.2018
Конспект урока русского языка на тему: «Работа с  паронимами  на уроках русского языка»" 10 класс
Думаю, что каждый из учителей-практиков не раз сталкивался в своей работе с тем, что учащиеся с трудом различают паронимы в речи - как в устной, так и в письменной. Работа в данном направлении поможет школьникам научиться употреблять паронимы в речи, а также успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку.
Урок РЯ 10 класс Использование_паронимов_в_реч1.docx
Урок на тему: «Работа с  паронимами  на уроках русского языка» Цели и задачи: помочь  школьникам научиться употреблять паронимы в  речи; формировать  лингвистическое чутьё; содействовать формированию познавательной активности и самореализации  учащихся; успешно выполнить тестовые задания в ходе подготовки к  ЕГЭ по русскому  языку. Ход урока. 1. Слово учителя. Паронимы требуют к себе особого внимания, поскольку в речи недопустимо их   смешение.   Например,   нередко   можно   столкнуться   с   неправильным употреблением паронимов подпись ­ роспись: "Поставьте свою роспись"; "Это ваша роспись на справке?" [роспись означает ­ 'живопись на стенах, потолках, предметах   быта   и   т   п.'   или   'действие   по   глаголу   расписать'   (в  значении   ­ 'записать  в  разные  места':   расписать   примеры   на  карточки)].  Эти   значения закреплены в толковых словарях русского языка. Здесь же разъясняются и значения   слова   подпись   1.   'Действие   по   глаголу   подписать   (в   значении   ­ 'подтвердить,   заверить,   поставить   подпись')   2.   'Надпись   под   чем­нибудь' (подпись под картиной) 3. 'Собственноручно написанная фамилия' (поставить свою подпись) Правильное   употребление   паронимов   ­   необходимое   условие   грамотной, культурной   речи,   и,   напротив,   смешение   их   ­   признак   невысокой   речевой культуры. Художники   слова   учат   нас   бережному   обращению   с   паронимами.   Можно привести немало примеров их удачного использования: И прежний сняв венок ­ они венец терновый, увитый лаврами, надели на него. (Л.), Сбоку, поближе к скотным дворам,  выкапывался  небольшой  пруд,  который  служил  скотским водопоем. (С.­Щ.) В тексте иногда сталкивают паронимы, чтобы обратить внимание на их  смысловое различие: Знающий язык своего народа писатель не спутает  пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустыри застраивают (А. Югов) Паронимы используют и для выделения соответствующих понятий: Молодые  Тургеневы олицетворяют собой честь и честность (М. Марич); Из дверей  сарая... вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха (Шол.).  Паронимы нередко сопоставляются в тексте: Служить бы рад,­  прислуживаться тошно (Гр.); возможно и их противопоставление: Я жаждал  дел, а не деяний. Но где он, подлинный успех, успех, а не преуспеянье? (Евт.). В художественной речи могут встретиться и совершенно особые  индивидуально­авторские образования. Они построены на основе  паронимических связей с какими­либо словами литературного языка. Такие  окказиональные "паронимы" заменяют в устойчивых словосочетаниях свои  корреляты, создавая тем самым каламбур: памятник первоопечатнику (ср.  первопечатнику), содрание сочинений (ср. собрание), червь самомнения (ср.  сомнения), тела давно минувших дней (ср. дела). Комический эффект от  сближения таких созвучных слов достигается благодаря совершенно  неожиданной игре слов в знакомых и устойчивых выражениях, которые  приобретают при этом новую образность и выразительность. 2.Тренировочные упражнения     1. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках. 1. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные ­  командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо ­ личность) этого человека.  3. На мебель были ... (одеты ­ надеты) чехлы.  4. Молодая актриса играет ... (главную ­ заглавную) роль в спектакле "Анна  Каренина".  5. Напрягая последние (силы ­ усилия), мы достигли вершины горы.  6. На выставке представлен большой выбор красивой и ... (практичной ­  практической) обуви.  7. Группа школьников ... (пришла ­ зашла) в музей на лекции.  8. Мы все ... завтра (придем ­ выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру  своей любимой команды. 9. В порту судно ... (стало ­ встало) на якорь.  10. Перед подвигом защитников отечества мы ... (преклоняем ­ склоняем)  голову.  11. Он внимательно слушал лекцию, делая ... (пометы ­ заметки) в блокноте.  12. Мы так давно не виделись, что вначале я его не ... (узнал ­ признал). 2. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками  обращайтесь к словарям трудностей русского языка. Добрый ­ добротный, дружеский ­ дружественный, дефектный ­ дефективный, конструкторский ­ конструктивный, эффектный ­ эффективный, блудить ­  блуждать, отражать ­ отображать, проводить ­ производить, представить ­  предоставить, опробовать ­ апробировать, укрывать ­ скрывать, осудить ­  обсудить; новшество ­ новинка, урожай ­ урожайность, существо ­ сущность. 3. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.  Устраните их, правильно выбирая слова. 1. Изменения,  прошедшие в стране за последние 5­6 лет,  необратимы.  2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных.  3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.  4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной  деятельности заметны и поныне.  5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты.  6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.  7. Первое время научная работа поддавалась нелегко.  8. Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесенного в связи с  этим ущерба урожайность в этом году значительно уменьшилась.  9. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке  на длительные расстояния. 10. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим  спросом у покупателей.  11. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой  заинтересованностью.  12. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.  13. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись.  14. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского  утра.  15. Стены имеют неприглядный вид, они не покрашены, вместо вешалок  набиты гвозди.  16. Произведение ­ та же жилая площадь, поэтому перенаселять ее очень  опасно.  17. Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а  желание глубже осмыслить существо происходящего.  18. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и  биологию. Тест 1  В  одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено  выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. Перед выходом на полигон нам выдали военные ботинки и форму  БОЛОТНОГО цвета. 2. В водах Антарктики проводится масштабная СПАСИТЕЛЬНАЯ  операция. 3. Широко распространено мнение, что вложение в недвижимость  обеспечивает ГАРАНТИРОВАННЫЙ доход. 4. ГЛУБИННЫЕ социальные процессы коснулись всех сторон  жизни. 5. Марине присуща ГОРДЕЛИВАЯ уверенность в себе. 6. ЖЕСТКИЙ голос преподавателя пресекал все баловство. Тест 2  В  одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено  выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. В зависимости от социальной опасности для общества, за  административные ПОСТУПКИ законодательством предусмотрена  различная степень ответственности. 2. Среди товарищей Алексей слыл НЕИСПРАВИМЫМ идеалистом. 3. Трудно, но необходимо ОСВОИТЬ новую технологию труда. 4. Получив ПОНЯТНЫЙ, хороший ответ, учитель похвалил ученика. 5. На СБОРНОМ пункте было уже много людей. 6. Кочевники гнали стада в ТРАВЯНИСТЫЕ степи. Тест 3  В  одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено  выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. Члены комиссии выразили благодарность за ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ в их  распоряжение материалы. 2. Эти ОРГАНИЧЕСКИЕ свойства соединения нами уже изучены. 3. На солнце блестят ИГОЛЬЧАТЫЕ кристаллы снежинок. 4. Маша помогла мне ОДЕТЬ мальчика по погоде. 5. Знакомый мне пейзаж ПРЕОБРАЗИЛСЯ, как только выпал снег. 6. Натура его противоречивая, ДВОЙСТВЕННАЯ. Тест 4  В  одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено  выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. Для изменения типа предоставляемых услуг АБОНЕМЕНТУ требуется  заполнить особую форму в главном офисе компании. 2. Зимние каникулы ­ ЖЕЛАННАЯ пора для каждого школьника. 3. Для конферансье очень важна связь со ЗРИТЕЛЬНЫМ залом. 4. Доклад произвел на аудиторию ДВОЙСТВЕННОЕ впечатление. 5. Вы должны обладать как ПРАКТИЧЕСКИМИ навыками, так и  глубинными теоретическими знаниями. 6. После дождя лес сказочно ПРЕОБРАЗИЛСЯ. Тест 5 В  одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено  выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. ГАРАНТИРОВАННОЕ обслуживание автомобиля включает в себя  бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя  комплектующих. 2. Все думали о том, что эта ГОНОЧНАЯ дистанция очень сложна. 3. У мальчика была хорошая ЗРИТЕЛЬНАЯ память. 4. Президент высказал резкую критику в отношении  ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ деятельности посла в Канаде. 5. На ПАМЯТНОМ вечере будут подведены итоги и названы победители  творческого конкурса. 6. Влезать на броневик, вставать в ЭФФЕКТНУЮ позу и говорить речь я  решительно не хотел. Тест 6  В  одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено  выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. В этих сырых, БОЛОТНЫХ местах можно легко изрезать ноги  болотной осокой. 2. Мне было не уйти от двойки, но тут прозвучал СПАСИТЕЛЬНЫЙ  звонок. 3. Если у человека нет воли, то его слова никогда не превращаются в  ПОСТУПКИ. 4. Началась продажа годовых АБОНЕМЕНТОВ в плавательный бассейн. 5. Широко распространено мнение, что вложения в недвижимость  обеспечивают ГАРАНТИРОВАННЫЙ доход. 6. Ассортимент продукции, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ на нашем сайте,  необычайно широк. Тест 7  В  одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено  выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. В весеннюю пору наш старый ЯБЛОНЕВЫЙ сад весь был охвачен  густым цветением. 2. Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ улучшить память­ создать себе  мощную мотивацию. 3. КРАСОЧНЫЙ цвет этих утесов в зависимости от солнечного  освещения очень разный. 4. Вместе с тихою вечернею прохладою в воздухе разнеслась ЖИВАЯ  свежесть. 5. Чага­это ДРЕВЕСНЫЙ  гриб, который растет на стволе березы. 6. Маленькие ИГРИВЫЕ волны, рождаемые ласковым дыханием ветра,  тихо бились о борт. Тест 8  В  одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено  выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. Быть может, этот поступок сошел бы ему с рук, если бы перед отъездом он  справился со своей ГОРДЫНЕЙ. 2. Мемориал включает музей Демидовых, монумент, просторный  ПАМЯТЛИВЫЙ сквер. 3. После зарослей ивняка начинался ВЕЧНЫЙ платановый лес, за ним­  кленовый. 4. Долг историка выяснить, наиболее ли УДАЧЛИВЫЙ путь к цели был  избран, с какими жертвами был пройден. 5. Человек не устает поражаться ВЕЛИКОМУ разнообразию флоры и  фауны. Тест 9  В   одном   из   приведенных   ниже   предложений   НЕВЕРНО   употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. Семен был  человек  неплохой, только  мало  проворный  и не очень УДАЧНЫЙ в жизни. 2. Появилась   задумка­мечта:   реконструировать   РЕДКОСТНЫЙ памятник деревянного зодчества. 3. Есть теория, что Земля­ это ЖИВОЙ   организм, который устает и болеет. 4. Изящные   ажурные   башенки   и   мост   вместе   с   разбитым   на   берегу парком составляет ЦЕЛЬНЫЙ образ. 5. Решается задача путем манипуляций и ЛОГИЧЕСКИХ рассуждений. Тест 10  В   одном   из   приведенных   ниже   предложений   НЕВЕРНО   употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1. С   палубы   открывается   ВЕЛИКАЯ   панорама   СОЛОВЕЦКОГО монастыря. 2. Сквозь их жидковатые кусты с моря задувает СПАСИТЕЛЬНЫЙ ветерок. 3. ВЕЧНЫЕ   деревья, густые заросли листвы создавали идеальную среду Арденского леса. 4. ЭФФЕКТИВНАЯ   одежда   обращает   внимание   сама   на   себя,   а безупречная­ на своего носителя. 5. На школьной доске висел КРАСОЧНЫЙ плакат с изображением самолетов.

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с паронимами на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с  паронимами  на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с паронимами на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с  паронимами  на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с паронимами на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с  паронимами  на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с паронимами на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с  паронимами  на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с паронимами на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с  паронимами  на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с паронимами на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с  паронимами  на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с паронимами на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с  паронимами  на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с паронимами на уроках русского языка»" 10 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Работа с  паронимами  на уроках русского языка»" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2018