Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения" (7 класс)

  • Разработки курсов
  • docx
  • 11.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Изучение темы "Однородные члены предложения" - достаточно сложный материал для учащихся школы с интеллектуальным недоразвитием. Весь материал не просто сообщается, но и иллюстрируется для лучшего восприятия и запоминания. Урок содержит достаточное количество упражнений по закреплению знаний. Уделяется внимание рефлексии и выработке практических навыков.
Иконка файла материала КОНСПЕКТ УРОКА Однородные члены предложения.docx
Конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной) школы  для детей с ограниченными возможностями здоровья. Тема урока: «Однородные члены предложения» Цель: работа  с понятием однородные члены предложения.   Задачи урока: 1) образовательная: вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с  однородными членами,  в нахождении однородных членов в готовых  предложениях; 2) развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность,  самостоятельность; 3) воспитательная: воспитывать  сознательное отношение к учебе, интерес к  изучению русского языка. Методы обучения: деятельностный, наглядно­словесный. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Оборудование:  учебник   «Русский   язык»   для   7   класса   специальных (коррекционных)   образовательных учреждений VIII вида, карточки с заданиями, слайды презентации урока. ХОД  УРОКА I.  ОРГАНИЗАЦИЯ   КЛАССА  И  РАБОЧИХ МЕСТ УЧАЩИХСЯ. 1. Приветствие учителя и учащихся. 2. Проверка наличия на рабочих столах необходимых предметов: книга,  тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик. 3. Запись в тетради даты. II. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ.  ­ Внимательно рассмотрите рисунок на странице 328.   ­ На какую тему этот рисунок (весенние хлопоты, дети мастерят скворечник).  ­  Составьте предложения к рисунку.­  Наступила весна. Скоро прилетят перелетные птицы. В нашем саду  поселятся скворцы.  ­ Прочитайте стихотворение на странице 328: Мы не зря весь день пилили И стучали у крыльца. Мы с Алёшкой смастерили Дом с окошком для скворца. Прилетай, дружок­скворец, Посмотреть на свой дворец.  ­ У вас на столах карточки со схемами. Покажите мне карточку, на которой  изображена схема предложения с  обращением. …, О, ….  ­ Найдите в стихотворении  и прочитайте предложение с обращением.  Докажите правильность своего выбора.  ­ Прилетай, дружок­скворец, посмотреть на свой дворец. Дети обращаются к  птице, называют его дружок­скворец.  ­ Покажите мне карточку, на которой изображена схема предложения с   однородными членами.  О и О ­ Найдите в стихотворении  и прочитайте предложение с однородными  членами. Докажите правильность своего выбора.  ­ Мы не зря весь день пилили и стучали у крыльца. К подлежащему мы  относятся два сказуемых пилили, стучали. Оба они отвечают на вопрос  что делали?  ­ Каким членом предложения являются однородные члены.  ­ Это сказуемые.  ­ Запишите в тетрадь предложение с однородными членами, подчеркните их.  (Для более сильных детей дополнительное задание – нарисовать схему  предложения).  ПРОВЕРКА  ВЫПОЛНЕНИЯ  РАБОТ, ВЫСТАВЛЕНИЕ  ОЦЕНОК С  КОММЕНТАРИЯМИ (при необходимости). III. СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  И  УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ УРОКА.­ Ребята, только что вы работали с предложением, в котором два слова  относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот  же вопрос. Произнесите еще раз, как называются такие члены предложения.  ­ Это однородные члены предложения.   ­ Дополните объяснение, записанное на доске (слайде): Однородные члены предложения относятся к одному и тому же  ….   в предложении и отвечают на один и тот же …..  ­ Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову в  предложении и отвечают на один и тот же вопрос.  ­ Кто может сказать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ВЫВОД: сегодня на уроке мы будем говорить об однородных членах  предложения.  IV.  РАБОТА  НАД НОВОЙ  ТЕМОЙ. 1. Работа с учебником.  ­ Откройте учебник на странице  244, упражнение  319.  Прочитайте  предложения.  1. Из калиток, из подъездов, из ворот рано утром отправляется народ. 2. Пассажир сдавал в багаж сумку, шляпу, саквояж. 3. Девчонки котенка любят, голубят, ласкают, таскают. 4. Эта серенькая мышка любит сыр, печенье, книжки. 5. В зёрнышке­малышке прячутся бублики, пирожки, пышки. 6. Дедке, бабке, внучке, Жучке, кошке мышка помогла. 7. К нам шлет весна своих гонцов – крикливых, радостных скворцов.  ­ Назовите в каждом предложении однородные члены, при ответе используйте образец:  Отправляется (откуда?) из калиток, из подъездов, из  ­ Выпишите из каждого предложения однородные члены по образцу,  подчеркните однородные члены, пользуясь памяткой­схемой. ворот.ПАМЯТКА­СХЕМА В работе с предложением используй следующие обозначения: кто? что? – подлежащее что делает? – сказуемое  другие вопросы – второстепенные члены предложения ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­   ПРИМЕЧАНИЕ: к доске выходят учащиеся, умеющие хорошо читать. Запись на доске и в тетради будет выглядеть таким образом: Отправляется (откуда?) из калиток, из подъездов, из ворот.                                              ­­­­­­­­­­­­­­­­  ­­­­­­­­­­­­­­­­­   ­­­­­­­­­­­­ Сдавал (кого? что?) сумку, шляпу, саквояж.                                    ­­­­­­­­­­  ­­­­­­­­­­   ­­­­­­­­­­ Девчонки (что делают?)  любят, голубят, ласкают, таскают. Любит (кого? что?) сыр, печенье, книжки. ------ -------------- -------------- Прячутся (кто?  что?)  бублики, пирожки, пышки. Помогла  (кому?)  дедке, бабке, внучке, Жучке, кошке.                                                         ­­­­­­­­­  ­­­­­­­­  ­­­­­­­­  ­­­­­­­­­  ­­­­­­­­ Скворцов (каких?)  крикливых, радостных.                                  ­­­­­­­­­­­­­­­­   ­­­­­­­­­­­­­­­  ­ Какие знаки препинания стоят между однородными членами?  ­ Между однородными членами предложения стоят запятые.  ­ Начертите схемы однородных членов к 1,2,4, 5 предложениям. Пользуйтесь  памяткой­схемой: ПАМЯТКА­СХЕМА В работе с предложением используй следующие обозначения: О,  О,  О   ­ однородные члены предложения.Запись на доске и в тетради будет выглядеть таким образом: 1. О, О, О… 2. О,  О,  О. 3. О, О, О. 4. О, О, О.  ­ Что общего в предложениях?  ­ В каждом из них по три однородных члена предложения. 2. Познакомься со словом и его значением.  ­ Посмотрите на предложенную вам картинку. Что на ней изображено?  ­ На картинке изображен чемодан.  ­ Что такое чемодан? Прочитайте в книге на странице 246 значение слова   чемодан.  ­ Чемодан – прямоугольный ящик с откидной крышкой и ручкой.  Используется для перевозки вещей.   ­ Укажите в слове орфограммы (ошибкоопасные места).   ­ Составьте и запишите предложения с данным словом, используя схему. ЧЕМОДАН Мама положила в чемодан О, О и О.ПРОВЕРКА  ВЫПОЛНЕНИЯ  РАБОТ, ВЫСТАВЛЕНИЕ  ОЦЕНОК С  КОММЕНТАРИЯМИ (при необходимости). V. Разбор домашнего задания.  ­ На самоподготовке вы будете выполнять упражнение 322 на странице 246.  ­ Вначале прочитайте слова в рамке. кричат  хмурое   ласково  переливается   шумит  плещет  мрачное  ­ Эти слова вы будете использовать для дополнения предложений  однородными членами.    Я  вынимаю  из  чемодана  ракушку, прикладываю  к  уху.  В  ракушке   бушует,  …,   … море.  Закрываю  глаза  и  вижу  его  как  наяву.  Море   каждый день  разное.  Носятся,  …  над волнами  белокрылые чайки.    Скрывается солнце,  море  становится  серым, …,  … .  Иногда придешь к  морю печальная,  а  оно сияет,  … тысячами искринок.  Войдешь  в  воду.   Море  нежно,  …  похлопает  тебя  по  плечу.  (По  А. Фаворской)  ­ Вставьте в текст слова из рамки.     Я  вынимаю  из  чемодана  ракушку, прикладываю  к  уху.  В  ракушке  бушует,  шумит,  плещет   море.  Закрываю  глаза  и  вижу  его  как   наяву.  Море  каждый день  разное.  Носятся,  кричат  над волнами   белокрылые чайки.    Скрывается солнце,  море  становится  серым, хмурым,  мрачным.   Иногда придешь к морю печальная,  а  оно сияет,  переливается   тысячами искринок.  Войдешь  в  воду.  Море  нежно, ласково   похлопает  тебя  по  плечу.­ Дома вы запишите предложения, устно докажете, что вставленные слова  однородные члены и подчеркнете их. VI. Закрепление изученного материала.  ­ У каждого из вас на столе лежат карточки с заданиями. Вам надо прочитать  предложения, записанные в левом столбике. Затем рассмотреть предложенные в правом столбике схемы  с однородными членами. Стрелками вы соедините  предложение с подходящей  схемой. ПРИМЕЧАНИЕ: задания на карточках дифференцированные, они учитывают  уровень обучаемости ребенка: карточка № 1 – сильный уровень, карточка № 2 – средний уровень, карточка № 3 – слабый уровень. КАРТОЧКА  №  1  Поле, речку и овраги я  рисую на бумаге Возле яркой лампы  мошки греют крылышки  и ножки. Качались, скрипели,  шумели в чаще ели. Болезнь ходит не по  лесу, а по людям. Линь в глубине  холодных вод легко, но  медленно плывет. О, О, О О, а О О и О О, но О О, О и О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  ВОПРОС  К КАРТОЧКЕ № 1:  ­ Какие союзы могут стоять перед однородными членами? КАРТОЧКА  №  2Поле, речку и овраги я  рисую на бумаге Возле яркой лампы  мошки греют крылышки  и ножки. Качались, скрипели,  шумели в чаще ели. О, О, О О, О и О О и О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  ВОПРОС К КАРТОЧКЕ № 2:  ­ Каким членом предложения являются  однородные члены в предложении  Качались, скрипели, шумели в чаще ели. Поле, речку и овраги я  рисую на бумаге Качались, скрипели,  шумели в чаще ели. КАРТОЧКА  №  3 О, О, О О, О и О ПРОВЕРКА  ВЫПОЛНЕНИЯ  РАБОТ, ВЫСТАВЛЕНИЕ  ОЦЕНОК С  КОММЕНТАРИЯМИ (при необходимости). VII. РЕФЛЕКСИЯ. ­   Какие   же   члены   предложения   мы   называем   однородными   членами предложения? ­Чем связаны однородные члены предложения? ­ Как оформляются при письме (если нет союзов)? ­ Давайте сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами? ­ Покажите зеленый флажок, если вы считаете, что урок прошёл для вас с пользой. Вы научились находить однородные члены предложения и можете помочь другим.­   Покажите  жёлтый   флажок,   если   вы   считаете,   что   научились   находить однородные члены предложения, но иногда вам ещё нужна помощь. ­Покажите красный флажок, если вы считаете, что на уроке было трудно.