Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
13.02.2018
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных"  (3 класс)
Урок открытия нового знания. Цель: Познакомить учащихся со склонением имен существительных, с названиями падежей; падежными вопросами, формировать умение устанавливать связь между словами в предложении. Развивать словарный запас учащихся, память, внимание, наблюдательность, академическую одаренность. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, коллективизм. Продуман каждый этап урока, содержит приложение.Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)
Урок РМО 2.docx
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема урока: Склонение имён существительных. Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: дать представление о склонении имён существительных. Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами  падежных вопросов, способами определения падежей. 2. Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать  навыки самооценки, самоконтроля. 3. Создавать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со  сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку. Планируемые результаты Личностные УУД: ­ проявлять учебно­познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности. Познавательные УУД: ­ осуществлять для решения учебной задачи действия анализа, сравнения, обобщения. Регулятивные УУД: ­ самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; ­ принимать цели и задачи учебной деятельности ­ оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Коммуникативные УУД: ­ учиться строить высказывания в соответствии с задачами; ­ активно участвовать в обсуждении. 1. Орг.момент. Звонко прозвенел звонок, Начинаем  наш урок! ­ На уроке не зевай – Сразу всё запоминай! Чтоб минутка не пропала,  Мысль чтоб точно в цель попала!  Чтобы в русском языке                     Равных не было тебе! ­Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать  очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши  знания. 2.Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности. «Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам». ­Что это? Значит,  секреты,  какой части речи мы будем раскрывать? ­ Давайте проверим, насколько глубоки ваши знания  об именах существительных. Игра «Да – нет» ­ Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять  нужную карточку. Имя  существительное – это часть речи? (Да!) Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!) Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!) Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!) Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!) Обобщение ­ Что такое имя существительное? ( Ответы детей. Составление кластера) ­ Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)  ­ Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные? ­ Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам). ­ А число имён существительных – это постоянный признак? (нет) ­ А что имеют имена существительные? (род) ­ А какие окончания имеют существительные ж.р., м.р., ср.р? ­ Как вы думаете, а все ли мы знаем об имени существительном? Вот такое испытание ­ Это первое задание: Буквы ты определи И красиво напиши. Орфографическая минутка (самостоятельная работа). ­ Ребята, запишите слова, места пропусков замените буквами (слова записаны на доске)  Заря.ка, дев.чка, М.сква, со.нце, с.рока,  гн.здо, праз.ник, сер.це,   лоша.., Ро..ия, с.сна. ­ «Цепочкой» назовите орфограммы, подберите проверочные слова. ­ Что объединяет эти слова? Это имена существительные. ­ Что вы можете рассказать о каждом имени существительном? (учащиеся рассказывают)  Зарядка ­ имя существительное, отвечает на вопрос что, обозначает предмет, неодуш.,  нарицательное, женского рода, ед ч. и  т.д) Составьте предложение со словом сосна. Возникло затруднение. ­ Что произошло с этим именем существительным, когда оно оказалось в предложении  рядом с другими словами? ­ Оно изменило форму. А почему вы уверены, что это форма слова, а не родственные  слова? (изменяется только окончание) ­ А для чего служит окончание? (для связи слов в предложении) Итак, имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в  предложении рядом с другими словами. Почему изменилось окончание?  Изменился вопрос. ­  О чём же мы будем говорить сегодня на уроке (Об изменении имён существительных по  вопросам). III. Сообщение темы урока. Определение целей урока  ­ Сформулируйте тему урока (изменение окончаний имён существительных по вопросам).  Какая сложная формулировка. Нельзя  ли  назвать это изменение короче. ­ Итак, наша цель узнать, как называют изменение окончаний имён существительных по  вопросам  знатоки русского языка. IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом ­ А поможет нам следующее упражнение.  Работать будете в парах. Рассуждайте,  анализируйте, обсуждайте, но друг другу не мешайте. Учитель раздаёт детям карточки. Учащиеся читают задания. Карточка 1 Задание.  В предложения нужно вписать имя существительное щенок. Реши, оставишь ли  слово в начальной форме или будешь его изменять. 1)У меня есть  __________________.  2) У друга нет___________________.   3) Я  даю_______________  угощение.  4) Я  ругаю ____________________. 5) Я горжусь _________________.   6) Я думаю  о _____________________. Карточка 2 Задание.  В предложения нужно вписать имя существительное  река. Реши, оставишь ли  слово в начальной форме или будешь его изменять. 1)У нас есть_______________.      2) А у нас нет ______________________. 3)_______________дали название. 4) Мы увидели ______________________. 5) Мы любуемся _______________. 6) Хорошо купаться  в ______________! ­ Прочитайте, что у вас получилось. ­ Что заметили? ­  Что произошло с именем существительным? ­  Какая часть слова изменилась? Почему? ­ Давайте понаблюдаем, как изменяются имена существительные  по вопросам.  ­ Выпишите из каждого предложения  в тетрадь повторяющееся имя существительное с вопросом и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите окончания. К доске пойдут. ­ Начнём вместе. Никита, прочитай 1 предложение.  На какой вопрос отвечает это слово  в 1 предложении?   В какой форме оно стоит?  Каким членом предложения оно является?  С каким словом связано по смыслу в предложении это слово? Поставьте вопрос от слова  есть к  слову щенок?   Запишите в тетради                             Есть (кто?) щенок.   Посмотрите,  на какие вопросы отвечает существительное друг в других предложениях?   Выпишите из каждого предложения повторяющееся имя существительное с вопросом и  тем словом, от которого ставится вопрос. На доске запись Есть ( кто?) щенок, окончание нулевое. Нет  ( кого?) щенка, окончание –а. Есть (что?) река, окончание ­а. Дают  (кому?) щенку, окончание –у. Нет (чего?) реки, окончание ­и. Ругаю  (кого?) щенка, окончание –а. Дали (чему?) реке, окончание ­е. Горжусь ( кем?) щенком, окончание –ом. Увидели (что?) реку, окончание ­у. Мечтаю  (о ком?) о щенке, окончание –е. Любуемся (чем?) рекой, окончание ­ой. Купаться в (чём?) в реке, окончание ­е. ­ Прочитайте, что у вас получилось? Называйте окончания. ­ Какие изменения вы заметили? Что изменилось? Выделите окончания. ­ Почему изменились окончания. ­ А как называется такое изменение имён существительных по вопросам?  ­ Прочитаем сведения о языке в учебнике на стр.36.  ­ Изменение имён существительных по вопросам знатоки русского языка назвали  изменением по падежам или склонением.  Уточните тему нашего урока.     ­ Повторите, как же называется изменение имён существительных по вопросам? ­ Знаем ли мы, сколько падежей в русском языке?  ­ Сколько раз существительное щенок изменило окончание? Значит, сколько падежей в  русском языке? 6 раз меняли форму слова.    Для связи с другими словами имена существительные изменяются по командам 6 пар  вопросов. Такие изменения учёные назвали изменением по падежам. Падеж – от  греческого слова со значением падать. Изменяясь, имя существительное как бы падает со  ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов­командиров­6 падежей. ­ А есть ли у них названия?  Первый из падежей – главный, потому что он даёт имя предмету, именует его,  требуя ответа на вопросы: это кто? что? За такую работу он и получил название:  именительный падеж. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Таким было исходное  значение этого падежа. Затем он приобрёл другие оттенки значения. Дательный ­  от слова «дать», так как первоначальное  его значение – обозначить  адресата, для которого, ради которого делается что­нибудь. Винительный – некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина»,  что значило в древнерусском языке «причина». Творительный – связан с глаголом «творить» и имеет значение орудия, которым что­ нибудь делают. Писать (чем?) карандашом. Ловил (чем?) неводом. Шить (чем?)  иголкой. Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе  место после именительного. Давайте прочитаем сведения о языке на с.37. – В русском языке 6 падежей: именительный,  родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам из греческого языка и переводится «выпадение». Еще древние ученые заметили, что  слова в речи «падают», то есть изменяют форму. Почему у каждого падежа 2 вопроса? ­ Но знаете ли вы, почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот  вопрос, послушайте сказку «Откуда пошли падежи» (Е.Мережинская) ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ? Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал  Винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный. Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена ­ падежи. ­  Повторите названия падежей.  ­  Наши бабушки и дедушки запоминали названия падежей, используя поговорку.    Иван рубит дрова, Варвара топит печку.    Давайте хором её повторим. VI.Физминутка. Продолжим нашу работу по учебнику с.37. ­ Что вы видите на этой странице? Как она называется? Что мы можем из неё узнать? – Прочитайте названия падежей, падежные вопросы, на которые отвечают имена  существительные в этом падеже, имена существительные в данной падежной форме. – Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Объясните ответ.  ­ Прочитайте вопросы,  по которым изменяются или склоняются одушевлённые имена  существительные, а неодушевлённые. ­ Что же нужно знать, чтобы быстро определять падеж и изменять имена  существительные по падежам? «Шуточный тест». ­ Какой падеж : а) без предлога не употребляется; б) щедрый падеж; в) падеж родства; г) падеж для подлежащего; д) падеж ­ работяга; е) провинившийся падеж ? VI. Первичное закрепление. Упражнение.66 ­ Давайте просклоняем 2 имени существительных, одно одушевлённое другое  неодушевлённое. ­ К доске пойдут, остальные работают в тетради. Таблица будет нашим главным  помощником. (Работа у доски и в тетрадях) ­ Названия падежей будем записывать кратко, рядом с падежом будем записывать  падежный вопрос, окончания выделяем. ­ Скажите, легко ли было  вам склонять имена существительные? Какие трудности у вас  возникли?  ­ Что же делать? Оказывается, у каждого падежа есть свои секреты. Прочитаем рубрику  «Обратите внимание» на стр.38. ­Чтобы расширить наши знания о падежах предлагаю вам их представить. Каждая группа получила 3 стихотворения о каком­то падеже.  Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные  вопросы, найти слова­подсказки для облегчения определения падежа существительного. Итак, давайте представим падежи имени существительного: 1. Есть именительный падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто. С каким падежом познакомились ребята первой группы? На какие вопросы отвечают  существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное слово  они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами? 2. А я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из –  До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда,  Но в тексте различите вы Два падежа всегда. С каким падежом познакомились ребята второго варианта? На какие вопросы отвечают  существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими  предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться  различать эти падежи. Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу. С каким падежом познакомились ребята третьего варианта? На какие вопросы отвечают  существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются  с предлогами? Какими? 4. А я – винительный падеж  И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить. С каким падежом познакомились ребята четвёртого варианта? На какие вопросы отвечают  существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут  употребляться с предлогами? 5. А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад. С каким падежом познакомились ребята пятого варианта? На какие вопросы отвечают  существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? 6.   Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при –  Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять? С каким падежом познакомились ребята шестого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово  они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ­е в пр. падеже? ­ Открою вам секрет, у каждого падежа есть слова ­ помощники. Сейчас я раздам вам  памятки.   ­ Назовите слова помощники каждого падежа.  ­ Какие имена существительные  изменяются по вопросам кто? кого? кому? кого? кем? о  ком?, а какие ­ по вопросам что, чего, чему? И т.д. ­ В каком падеже стоит имя существительное, если оно отвечает на вопросы: кого? или  чего?; кем? или чем?; кому? или чему? – Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках падежи?  Да, в других языках мира тоже есть падежи: например, в немецком – 4, а в  финском – 15. Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.  И ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать легко,  грамотно, красиво.  Послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком падеже идёт речь. Именительный. Он – начинающий падеж,  Вопросы – «кто?» и «что?». В нем – мама, папа, слон, манеж,  И школа, и пальто.  Родительный. Вопросы: Нет «кого?», «чего?». Вот у меня нет брата  И хомяков – ни одного…  Всё мама виновата!  Дательный. Это яблоко, скажите,  Я отдам кому? чему?  Может, Лене? Или Вите?  Нет, пожалуй, никому…  Винительный. Ой! В игрушках – кавардак!  Не пойму сама никак:  Обвинить кого? и что?  Куклу? Кубики? Лото?  Творительный. Хочу я песни сочинять.  С кем? с чем мне ноты изучать?  Писать мне ручкой иль пером,  Или цветным карандашом?  Предложный. Я думаю о ком? о чем?  О школе, о глаголах.  Верней, я думаю о том,  Как надоела школа…  Зато теперь все падежи  Я твердо заучила.  Попробуй тоже так учи,  Ведь знанья – это сила!!!  VI. Итог урока. Рефлексия  – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Сколько падежей в русском языке? (6 падежей.) – Давайте назовем их с вопросами и со словами­помощниками. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените свою работу на уроке. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят  самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или  нет. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение. У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей, Они проходят чередой, За слово в бой готов любой! Вверяют окончаниям Судьбу и жизнь свою! И про свое призвание               На ушко им поют. ­ Как называется изменение имён существительных по падежам? ­ Сколько падежей в русском языке? ­ Назовите их с вопросами? ­ Зачем нам надо знать название падежей и падежные вопросы? Я узнал Я научился.... Мне понравилось на уроке … Мне удалось на уроке… Я порадовался на уроке за … Я могу похвалить себя за … Продолжите фразу...        Каким получился сегодняшний урок? Обоснуй свой вывод. VII.Домашнее  задание: 1. Выучить названия падежей, падежные вопросы. 2. Р.Т.   Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения  упражнения, дает сопутствующие комментарии. VIII.Выставление оценок. Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы  этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам  преодолеть все трудности учёбы. Памятка Падеж И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. Слово ­  помощник есть нет дать винить творить Падежные вопросы Смысловые  вопросы Предлоги кто?        что? кого?      чего? кому?     чему? кого?       что? кем?        чем? П.п думать о ком?   о чём?

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных"  (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных"  (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных"  (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных"  (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных"  (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных"  (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных"  (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных"  (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных"  (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных"  (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" (3 класс)

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных"  (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018