Конспект урока русского языка по теме "Корень" в 3 классе
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
05.11.2018
Данная разработка урока поможет учителю в интересной форме провести урок закрепления полученных знаний по теме "Корень". В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Материал, подобранный для урока доступен для всех учащихся. Каждое задание преследовало цель достигнуть результатов каждым ребенком. Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы.
Урок русского языка в 3 классе.docx
Открытый урок русского языка в 3 А классе
Учитель Манакова Н.А.
Тема: Корень слова
Цель:
1.Актуализировать знания: о понятии «корень слова» с опорой на смысловую связь однокоренных
слов и общность написания корней; об алгоритме проверки безударных гласных, парных и
непроизносимых согласных.
2.Ввести: понятие «чередование согласных в корне слова»; правила о написании корня в
однокоренных словах.
3. Научить: выделять графически корень в родственных словах; раскрывать смысл понятия
«чередование согласных в корне слова» и обосновывать своё мнение; писать корни с чередованием
согласных; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах и обосновывать
своё мнение; подбирать однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова;
образовывать однокоренные имена прилагательные и глаголы; писать слова с изученными
орфограммами; выполнять учебное задание, используя правило; действовать по правилам
сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Задачи:
Образовательные:
умения распознавать и подбирать родственные слова ,учить выделять и характеризовать корень;
Развивающие: развивать речь учащихся, расширять кругозор;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
УУД:
ЛичностныеУУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя правило.
Коммуникативные УУД: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание
позиции партнёров.
Познавательные УУД: определять чередование в корне однокоренных слов и обосновывать своё
мнение; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах и обосновывать своё
мнение.
Планируемые результаты: определять группы родственных слов и выделять корень графически;
писать корни с чередованием
согласных; образовывать однокоренные имена прилагательные и глаголы; подбирать однокоренные
проверочные слова к орфограммам в корне слова; писать слова с изученными орфограммами.
формировать понятие «корень слова», «однокоренные слова»; развитие 1.Организационный момент
Ход урока
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем.
С какого этапа начинаем урок? (запись даты)
2. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Запишите под диктовку сочетания букв с различными видами соединений: око, лом, ура, лес, они,
пью.
Подчеркните в каждом сочетании среднюю букву.
Какое слово получилось? (корень)
Запишите слово корень, определите сколько в данном слове букв и звуков (трансклипция)
Както много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово – корень.
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Очень интересно гулять в саду словесном!
Образуйте от слова корень однокоренные слова, запишите, выделите корень.
Что называется корнем?
Как найти корень слова?
Словарная работа. Работа в парах. Отработка орфографических умений.
У вас на партах лежит раздаточный материал – полоски со словами. Первый вариант берет себе
группу существительных, второй – группу прилагательных. Каждый из вас должен решить
орфографическую задачу: вставить нужную букву.
Праз..ник. д..кабрь. а..уратный, ф..милия, ж..лтое, уч..ник, чудес..ный, инт..ресная, м..розный,
ябл..ко.
прилагательные).
С соседом по парте составьте словосочетания из данных слов.
Запишите словосочетания, выделите главное и зависимое слова.
Проверяем по цепочке имена существительные, объясняем орфограмму (аналогично 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Отгадайте загадку и с помощью отгадки сформулируйте тему нашего урока.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
Сегодня слово корень будет встречаться при выполнении различных заданий
Составьте из слов, записанных на доске предложение.
Дерево, человек, корнями, друзьями, а, держится.
Запишите предложение, подчеркните орфограммы.
Какие орфограммы встретились при написании данного предложения?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Много лет назад появилось на свете слово «друг». Нашли его люди и думают, что же с ним делать.
А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали.
Стало это слово расти. Много родственников появилось, все они похожи. Посмотрели люди,
сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно
сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как
сердце в слове.
Запишите слова с корнем друг, выделите корень.
Что заметили интересного, когда выделяли корень?
Что происходит с последним согласным в корне?
Прочитайте, что говорит об этом профессор Самоваров в учебнике на с. 96.
Какие согласные чередуются?
Запишите пары чередующихся согласных в тетрадь (гж, хш, цч).
5. Физминутка
Слушайте внимательно пары слов, которые я буду произносить. Если я назову пары однокоренных
или родственных слов, разводите руки в стороны. Если в парах слов нет однокоренных или
родственных – руки вверх:
Место – местный, гриб – сруб, лес – лесник, дождь – ложь, книга – журнал, мел – мель, река –
речной, игла – икра, ёж – ежовый, грач – врач.
6. Первичная проверка понимания
Чтобы правильно выделить корень, что мы должны сделать? (Нужно подобрать как можно больше
родственных слов и посмотреть, какая часть в них является общей).
Послушайте одну историю
Вы кто такие?
Я гусь, это Гусыня, а это наши дети Гусята.
А ты кто? А я ваша родственница Гусеница!
Права ли Гусеница назвав себя родственницей гусей. Почему? Давайте
докажем.
Запишите однокоренные слова, которые нам встретились в этой истории. Выделите корень.
Как безошибочно определить корень в однокоренных словах?
7. Закрепление
Поиграем в игру «Доскажи словечко».
Знает наша детвора: Прятки лучшая ( игра).
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы ( играть).
Наш щенок такой шалун,
Забияка и ( игрун).
Мой котенок шаловливый
Очень ласковый, ( игривый).
У малышки погремушка,
Очень шумная ( игрушка).
Как назовем досказанные слова?
Какие слова называются однокоренными?
Как еще мы называем такие слова?
Как называется общая часть в однокоренных словах?
Как правильно определить корень слова?
Запишите однокоренные слова из стихотворения, выделите корень.
Игра «Исключи лишнее»
Спишите стихотворение, в каждой строчке найдите однокоренные слова, обозначьте в них
корень, «лишнее» слово зачеркните
1 вариант: Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
2 вариант: Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Горка, горный, городок.
Проверяем.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подобрать однокоренные слова к словам: зима, земля, выучить правило.
9. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что мы сегодня повторили?
На партах у вас лежат листочки зеленого и желтого цвета. Выберите соответствующий листочек.
Если урок понравился, вы не испытывали трудностей – зеленый, а если трудности возникали –
желтый.
На листочках напишите тему сегодняшнего урока.
Прикрепите листочки к дереву, которое выросло на доске за время нашего урока.
Конспект урока русского языка по теме "Корень" в 3 классе
Конспект урока русского языка по теме "Корень" в 3 классе
Конспект урока русского языка по теме "Корень" в 3 классе
Конспект урока русского языка по теме "Корень" в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.