Конспект урока русского языка "Подлежащее- главный член предложения" 4 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
08.02.2017
Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Следующий этап – повторение раннее изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке, повысить активность учащихся.
Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод проблемно-поисковый. Знаний учащихся не хватает для выполнения заданий. Ученики высказывают свои гипотезы для выхода из ситуации непонимания, проверяют их. Задания даны на слайдах. Учитель выступает в роли консультанта.
На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа . По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе первичной проверки усвоения знаний использовалась компьютерная программа для снятия усталости и утомления:
Завершающим этапом было подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности, а также диагностика и рефлексия урока. Усвоение новой темы проверено через диагностические задания. А рефлексия урока позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке, и какие проблемы будут решать они на последующих уроках.
конспект урока русского языка Подлежащее.doc
Урок русского языка 4 класс
Тема: Главный член предложения подлежащее.
Цель: развитие умения находить подлежащее в предложении.
Предметные задачи:
1. Ознакомление с другими способами выражения подлежащего: прилагательным, глаголом в неопределенной форме, междометием.
2. Развитие речевой деятельности учащихся.
3. Воспитание интереса к задачной форме деятельности , навыков культурного общения
Метапредметные задачи:
1. Выход из ситуации непонимания
2. Самостоятельное преобразование способа, дополнение и фиксация алгоритма нахождения подлежащего.
Исходное состояние учащихся: ученики к началу урока знают, что подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и выражается обычно существительным или местоимением
в и.п.
Конечное состояние учащихся: освоение способов выражения подлежащего разными частями речи.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Чистописание. Словарная работа.
Запишите правильно сочетания букв: (Слайд 1)
Тру ры пру без не тащ
-Догадайтесь, о какой зашифрованной пословице идёт речь?
-О чём говорит эта пословица? Какие пословицы по теме «Труд»
вы знаете?
-Кроме пословиц и поговорок, какие выражения имеют не прямой,
а переносный смысл?
Учащиеся красиво записывают сочетания
Пословица: Без труда- не вытащишь и рыбку из пруда.
Терпенье и труд всё перетрут.
Любишь кататься- люби и саночки возить. и т.д.
Эти выражения- фразеологизмы.
Спустя рукава и др. -Какие фразеологизмы по теме «Труд» вы знаете?
Подготовительный этап.
Выявление того, что умеют делать дети на данный момент.
-Составьте повествовательное предложение по такой же теме,
используя сочетания букв и слова минутки чистописания (слайд 2)
-Определите главные члены предложения? Чем выражено
подлежащее?
Физкультминутка.
-Строители много трудились, они тащили тяжёлые мешки с
цементом.
-Главные члены: Строители трудились, они тащили. Это
предложение сложное. Подлежащее выражено существительным
и местоимением.
-Выделите подлежащее в других предложениях: (слайд 3)
Трава зеленела.
Мух пугали многочисленные сети пауков.
-трава
-сети
Ветер дует с моря и рогоз колышет.
? Расхождение мнений детей. .Возникновение задачной ситуации.
-Кто совершает действия в этом предложении?
-Какие действия ветер совершает?
-В каком падеже употреблено слово ветер? А рогоз?
ветер
он дует и колышет Подведение микроитога.
-Что такое подлежащее? Как его найти в предложении?
-ветер в и.п, рогоз-в в .п.
Значит ветер- подлежащее, а рогоз- дополнение.
III.Создание проблемной ситуации.
Учитель даёт задания на выделение существенных признаков
подлежащего.
-Найдите в предложениях подлежащее: (слайд 4)
Некоторые занимаются любимой работой, а остальные туда
просто ходят.
-О ком говорится в предложении?
-Совершают ли они направленное действие?
-Можем считать, что это подлежащие?
Следующее предложение: Взрослые шли на реку.
Вдалеке послышалось «ура»
Это задание для более сильных детей, которые понимают, о чём
идет речь в предложении, учитывают ситуацию, а не опираются
только на вопросы подлежащего.
Ещё предложение:
- Подлежащее отвечает на вопросы кто? Что? Оно называет, о чём
или о ком говорится в предложении. Само производит действие
на предмет. В предложении выражено существительным или
местоимением.
Учащиеся затрудняются, т.к не видят существительных в и.п.
-о некоторых, об остальных
-да, ходят, занимаются
-да
Некоторые уже определяют сразу, а некоторые затрудняются.
-взрослые
Учащиеся не знакомы с междометием и не могут точно
определить подлежащее.
-ура Жить -Родине служить.
-Несет ли слово жить большой смысл в данном предложении?
-Часто глаголы в инфинитиве являются подлежащим.
-Учащиеся говорят, что в данном предложении нет подлежащих.
-да, от этого идет понимание, что мы служим Родине.
прилагательное,
но выражено в значении
-Чем были выражены подлежащие в данных предложениях?
-Взрослые-
существительного.
Ура- это часть речи междометие
А в последнем предложении?
IV. Подведение итогов. Создание ситуации применения
новых знаний.
-Сделайте теперь ещё раз вывод, что нового о подлежащем вы
узнали?
-местоимениями,
-прилагательными.
-?
-глаголом в инфинитиве
Подлежащее может быть выражено различными частями речи:
глаголом, междометием, прилагательным и т.д
-Выполните задания для закрепления темы ( Слайд 5)
1 вариант
-Придумайте предложения, в которых подлежащее выражено
прилагательным в значении существительного.
2 вариант
-Составьте предложение, в котором подлежащее выражено
неопределенной формой глагола.
3 вариант
Например, Старшие пришли раньше других.
-Трудиться- всегда пригодиться. -Предложение, в котором подлежащее выражено междометием
«Ух».
«Ух» разнеслось кругом.
О чем или о ком говорится в предложении?
Проверить: производит ли оно само действие?
Подлежащее стоит в И.п или инфинитиве, если это глагол.
Подлежащее выражено любой частью речи, употребленного в значении
существительного.
-Выведем алгоритм определения подлежащего в
предложении.
-С чего начнем?
-Всегда ли подлежащее в начальной форме?
-Какой частью речи выражено оно?
V. Диагностические задания для учащихся на владение
понятием «подлежащее»
Найди и подчеркни подлежащее в предложениях:
1. Мама и папа пошли в магазин.
2. Аптека работает до восьми часов, а магазин –
круглосуточно.
3. Он разлил чай по стаканам.
4. Бывалые на привале быстро поставили палатку.
5. «Ау» слышалось в лесу.
6. Курить- здоровью вредить.
Оценивание: 6 баллов- не допустил ошибок
5,4 балла-1,2 ошибки
3 балла- 3 ошибки
2 балла- 4 ошибки
Более 4 ошибок- 0 баллов
Ошибки в 3-6 предложениях показывают ,что учащиеся
не выделяют сущность понятия «подлежащее»
VI. Рефлексия.
Справились ли с поставленной целью?
Какие задания вызвали особые затруднения? Над чем ещё надо поработать?
VII. Итог, домашнее задание
Придумать предложения, чтобы определить подлежащие можно было по выведенному нами алгоритму, способу действия.
Конспект урока русского языка "Подлежащее- главный член предложения" 4 класс
Конспект урока русского языка "Подлежащее- главный член предложения" 4 класс
Конспект урока русского языка "Подлежащее- главный член предложения" 4 класс
Конспект урока русского языка "Подлежащее- главный член предложения" 4 класс
Конспект урока русского языка "Подлежащее- главный член предложения" 4 класс
Конспект урока русского языка "Подлежащее- главный член предложения" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.