Конспект урока русского языка "Правописание приставок ПРЕ-ПРИ" (6 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка "Правописание приставок ПРЕ-ПРИ" (6 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
05.01.2017
Конспект урока  русского языка "Правописание приставок ПРЕ-ПРИ" (6 класс)
пре--при.doc

ЦЕЛЬ УРОКА:1.Познакомить с правописанием приставок ПРЕ-ПРИ, их                                           смыслоразличительной ролью.

                 2.Повторить правописание корней с чередующимися гласными, приставок на з-с.

                 3.Воспитание орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления и речи.

 Оборудование: перфокарты, компьютер , проектор (или нарисованные плакаты),магнитофон, пейзажная зарисовка

1.Оргмомент. Запись темы урока.

 

2.Проверка домашнего задания.

                  А) Перфокарта .

1. растительный       водоросли                    положение                                    1 аоо

2.касаться                  прикосновение            отрасль                                          2.аоа

3.коснуться                выросла                         отложить                                      3.ооо

4.расти                        слагать                            расположение                            4.аао

5.росток                      предположить              располагаться                             5.ооа

6.разрослись             выращенный                 предложение                              6.оао

7.излагать                   прилагать                       положить                                     7.аао

8.изложение              касательная                   неприкосновенность                8.оао

9.вырасти                   сложить                           Ростов                                           9.аоо

                     Б) 1 человек у доски работает со словами, в которых пропущены орфограммы на последние изученные правила: обыграть, разгореться, соприкасаться, межигровой, угорает, касание, заря, заиграть, безымянный,  растительность, загорать, зарница, предложение, слагать, сверхинтересный, разрослись.

ЗАДАНИЕ: графически обозначить орфограммы. 3 ученика с места задают 3 вопроса по правописанию слов .

 

3.Повторение пройденного  материала.  Вопросы классу.

 

       -Поднимите руку те, кто хочет улучшить своё внимание. Спасибо.

       -Теперь те, кто хочет развить свою память. Хорошо.

       -А  кто хочет улучшить свою грамотность? Отлично. Приятно это видеть.

Проверим, насколько вы внимательны, грамотны и какая у вас память.

 

На доске написаны слова на пройденные темы: заря ,присмотреться, прикасаться, прибираю, приходить, пригореть, росток ,вытирать, преломление, играться, хожу. Выберите и назовите из этих слов:

   1.Слова,образованные приставочным способом.

  2.Слово,в котором согласная корня изменится после приставки на согласную.

   3.Слова, в которых безударную гласную корня можно проверить ударением.

   4. Слова с чередующимися гласными..

   5. Слова- исключения.

   6.Однокоренные слова.

  7. Слова,  написание корня которых зависит от наличия суффикса.

   8.Слова, основа которых равна корню.

 

4. Объяснение нового материала

 

--Теперь, когда мы освоили правописание приставок на з-с, буквы ы-и после приставок на согласную, пора подумать и о правописании других приставок. Эта часть нашего путешествия связана с правописанием приставок пре- при-. Не скрою, тема эта не из лёгких и представляет из себя «страшную трудность». Но бояться нечего!

 

В левой части доски написать ПРИ-, в правой – ПРЕ-. ПЛАКАТ № 1

 

--Почему приставки при- и пре- самые трудные? По двум причинам:

Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове;

А во-вторых, о правописании их есть не одно правило, а целых шесть. Но самая большая трудность заключается в том, что многие слова не попадают ни под одно из шести правил, и эти слова приходится запоминать. Ну-ка, пофантазируйте, как можно попасть в помещение, в котором идут занятия? Кто интереснее сможет войти в кабинет? (прибежать, прискакать, приползти, прилететь, и т.д.).

 

ПЛАКАТ №2

 

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,                           На доске написать ПРИБЛИЖЕНИЕ

Космонавт прилетел из вселенной.

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при- несомненно!

 

--Приставку при- мы употребляем не только тогда, когда предмет приблизился сам, но и тогда, когда его приблизил кто-то: принёс, притащил, привёз.

 

ПЛАКАТ №3

 

--Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Что только они не придумали для этой работы! Верёвка, иголка с ниткой, молоток с гвоздями, клей – всем этим они пользуются, чтобы присоединять.

 

Не успев окончить драки,                                                На доске написать: ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Кот приклеился к собаке.

А к трамваю в тот же миг

Прилепился грузовик.

 

ПЛАКАТ №4

 

--В словах, обозначающих присоединение, тоже пишется приставка при-.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Пишем мы при- , говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

 

***МИНУТКА ШУТКИ

 

--Замените одним словом: а) присоединить с помощью слона; б) присоединить с помощью собаки.

 

       Одна школьница не поняла, что это шутка. У неё получились серьёзные слова, и она объяснила                                                                  их так: Прислонить – это привезти что-то на слоне, так делают в Индии; Присобачить – доставить на   собаках, так делают на севере. А ещё можно приверблюдить  - привезти на верблюдах, так делают в пустыне. Права ли она?

 

--Приблизиться или присоединиться можно очень ненадолго, не насовсем. Слова с этим значением также пишутся с приставкой при-.

 

ПЛАКАТ №5

 

--Можно подружиться с животным – приручить его. Полюбил человека – привязался к нему ( не верёвочкой, а душой). Проявил к кому-то доброе отношение – приласкал, приголубил. ПЛАКАТ №6.

Позвал в гости – пригласил. Устроил пожить у себя – приютил. Эти слова говорят о хороших отношениях между людьми.

 

---Третье значение приставки вы сейчас выясните сами. Как называется…

                         Участок при школе (пришкольный).

             Посёлок при городе (пригородный).                           На доске написать: БЛИЗОСТЬ К ЧЕМУ-ТО

             Город при море (приморский).

            Участок при усадьбе (приусадебный).

Вы поняли, что при- обозначает нахождение около чего-то.

 

--А теперь представьте, что у вас в духовке пирог и он не совсем сгорел, а только чуть-чуть

Поджарился – пригорел. Доктор не сжёг вам царапину, а только немного прижёг. Вы не открыли широко окно, а только немного приоткрыли.

 

   ПЛАКАТ №7

 

Язык прикусил – не совсем откусил,                             На доске написать: НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ

Пригорело – не значит сгорит.

Помни – что сделано, но не совсем,

Пишем с приставкой при-.

 

--Но есть в русском языке такие слова, где значение приставки ясно не выражено. Вы с ними встречались, и их надо запоминать: привык, привет, приключения, привилегия и другие. (На доске уже выписаны).

 

--Трудно поверить, но для того, чтобы что- нибудь хорошо запомнить, нужно постараться как можно дольше не думать об этом. А теперь закройте глаза и постарайтесь не думать о приставке при-. Вы действительно о ней не думаете?  Тогда о чём вы думаете? Догадываюсь, что о приставке пре-. Не так ли? Всё было бы хорошо с приставкой при-, если бы не было приставки пре-.

 

Как мы можем заменить слова: очень добрый-предобрый

                                                           Очень сильный-пресильный

                                                               Очень хороший-прехороший

Чтение стихотворения

В прекрасном замке на горе

Жила-была приставка пре-.

Особа преотважная,

Важная-преважная.

Гордая-прегордая,

Добрая-предобрая.

Её считали очень мудрой,

И называли все премудрой.

Был у неё прелестный пудель.

Прехрабрый пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставке пере-.

Она сказала:»На заре

Я уезжаю. Друг мой, пре-,

Меня не будет два-три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи. Я спешу».

 

--О каких значениях приставки пре- говорится в стихотворении (приставка пре- = ОЧЕНЬ)

                                          На доске написать = ОЧЕНЬ          ПЛАКАТ№8

 

Предлинный достанет до крыши рукой,

 Прежадный не даст вам конфету.

Если очень такой или очень сякой,

Пре- мы напишем при этом.

 

--И последнее правило о приставке пре-.

 

Дожди непрерывные льют в октябре,                        На доске написать = ПЕРЕ

Но грамотным дождь – не преграда.

Где очень похожий пере- и пре-,

Писать только пре- там надо.

 

--Пре- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой пере-.

                                       ПЛАКАТ№9.

 

                  Дождь не  перестаёт = идёт непрестанно.

                  Перегородить дорогу = преградить.

--Но иногда приходится видеть такие слова, в которых объяснить значение приставки пре- трудно: преследовать, пренебречь, презрение. Такие слова нужно запоминать. Ну вот и всё. Теперь давайте подведём итог тому, что мы узнали на сегодняшнем уроке. (просмотреть записи и обобщить).

 

5.Словарно- орфографическая работа. Словарь трудных слов.(СТС).

 

   ПРЕЗИДЕНТ ---ПРЕ- впереди,

                              СИДЕНС—сидящий ( лат.)

    ПРЕЗИДИУМ

Закройте глаза и мысленно перенесите это слово из правого угла доски в левый.

--Что вы представляете, когда произносите это слово?

 

***6.Творческое задание: Путешествие в картину( с музыкальной заставкой).

 

 А теперь представьте себя в уменьшенном виде, «зайдите»  в картины и опишите, что вы видите, что вы слышите, какие запахи вы чувствуете. Опираясь на написанные  НА ДОСКЕ слова, попробуйте нарисовать картину осеннего леса:

1.прислушаться, прикосновение, приглушённый, присмотреться, приятно.

2.Причудливый, пригревать, приземляется, приподнять, присесть, приглядеться, 3.притягивать, преломление лучей , прекрасный, превосходный, превратиться, преспокойно,

 

 Проверить творческие задания.

 

7.Домашнее задание.1. Опорные записи в тетради.

                                               2.Заполнить «Справочник», составить алгоритм ответа.

                                              3.П. 31, упр.


ЦЕЛЬ УРОКА:1. Познакомить с правописанием приставок

ЦЕЛЬ УРОКА:1. Познакомить с правописанием приставок

Почему приставки при- и пре- самые трудные?

Почему приставки при- и пре- самые трудные?

Позвал в гости – пригласил .

Позвал в гости – пригласил .

На доске написать = ОЧЕНЬ

На доске написать = ОЧЕНЬ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017