Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
31.05.2017
Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс
Образовательные цели данного урока заключаются в систематизировании сведений о синонимах и антонимах; углублении сведений о синонимах, антонимах, видах словарей и лексикографии как науке;развитии навыка определения контекстуальных, лексических и стилистических синонимов и антонимов,совершенствовании умения использовать синонимы и антонимы в речи; углублении деятельности, способствующей выполнению заданий формата ЕГЭ
Конспект Мамбетовой.docx
Урок русского языка в 10 классе по теме: «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография» Тип урока:    углубление  знаний. Вид урока:  урок­практикум Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая,  фронтальная.  Цели:  Образовательные:   систематизировать сведения о синонимах и антонимах;  углубить сведения о синонимах, антонимах, видах словарей и лексикографии как науке;  развивать навык определения контекстуальных, лексических и стилистических  синонимов и антонимов.  совершенствовать умение использовать синонимы и антонимы в речи;  начать  работу, способствующую выполнению  заданий формата ЕГЭ (№ 22, 23,24). Развивающие:  развивать ключевые компетенции учащихся:    коммуникативную (формулирование  основной мысли своего  высказывания,  аргументация своей точки зрения, умение воспринимать  чужую речь и создавать собственные высказывания);   языковую (практическое владение родным языком, его словарем,  соблюдением языковых норм),   интеллектуальную ( умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и  систематизацию языковых единиц)     развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени,   развивать речемыслительные и творческие способности учащихся;  способствовать удовлетворению познавательных интересов обучающихся в  различных сферах человеческой деятельности. Воспитательные:  1  воспитывать любовь к родному русскому языку, к художественному слову;  воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;  совершенствовать  навыки  этичного межличностного общения;   формировать  навыки  контроля и самоконтроля;  активизировать познавательную деятельность  в коллективе и формировать навык  сотрудничества в решении поисковых задач; Методы работы:   по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный,  проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с  необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной  ситуации), частично­поисковый;  по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;  по источнику знаний: словесные, практические;  по стимулированию и мотивации: познавательные, эмоциональные;   по организации деятельности: индивидуальные, групповые,  фронтальные. Оборудование:      слайдовая презентация,   медиапроектор,    онлайн­тест,   раздаточный материал.   Прогнозируемые  результаты:   учащиеся владеют предложенным   теоретическим  материалом;   учащиеся владеют соответствующими грамматическими нормами  русского  литературного языка;  учащиеся осознают   практическую значимость предложенного материала.   Ход урока. Хрономет раж 2 I. Организационный момент II.  Мотивация учебной деятельности 1. Беседа.  (слайд №1) Здравствуйте. Тема нашего урока ­ «Синонимы. Антонимы. Работа со  словарями. Лексикография». Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова китайского философа  Лао­цзы.   Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.  Лао­цзы Определите основную мысль эпиграфа.  Какими мотивами вы объяснили бы выбор эпиграфа?  Как он помогает определить тему урока?  О чем мы сегодня будем говорить на уроке? ­ Что, по­вашему, может последовать за эпиграфом? (слайд №2) Ученик , готовящийся к экзаменам. Эта тема, первый взгляд, далека от нас, но через 2 года нам предстоит  сдавать ЕГЭ, в КИМах которого есть задания, связанные с темой нашего  урока. (слайд №3) Задания 22.23, 24,  в которых выделены  термины. Посмотрите на материал демоверсии 2015 года. III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.  Проверка домашнего задания.  Как вы считаете, полезна ли будет тема  урока для работы над тестом  ЕГЭ?    Что может дать сегодняшний урок?  А вот можно ли найти чисто практическое, утилитарное (имеющее  практическое назначение или направленное на достижение  практических целей, извлечение материальной пользы) применение  знаниям уже сегодня? Сегодняшний наш урок может дать возможность ориентироваться в  лингвистическом материале и выполнять эти задания. 2. Вы поняли, что и домашнее задание было связано с этим материалом.  Вы должны были в тексте упр.29 найти и выделить средства  выразительности. (Текст с построчной  нумерацией  давался на дом) 1 минута 3 минуты 2 минуты 5 минут 3 (слайд №4) Текст упражнения. Отдельно на слайде термины 1 .Слова умеют плакать и смеяться,       2. Приказывать, молить и заклинать 3. И, словно сердце, кровью обливаться, 4. И равнодушно холодом дышать. 5. Хорошо, когда хулят и хвалят,  6. Превозносят или наземь валят,  7. Хорошо стыдиться и  гордиться 8. И на что­ нибудь годиться. Антонимы                                             Книжная лексика                                 Лексические синонимы                       Сравнение                                             Олицетворение                                     Градация                     Метафора                                             Анафора                                                Полисиндетон                                     Сниженная лексика (разг.)                 Устаревшие слова                               Контекстные синонимы ( на дом не давалось)                                     Стилистические антонимы ( на дом не давалось)   Работа по двое. Даю пример с № предложения . ­Я считаю, что в третьей строке используется градация 1­ градация­ это… 2­ называет ее и зачеркивает ИВС. IV. Углубление  материала по теме «Синонимы. Антонимы. Работа со  словарями. Лексикография». Вы определили лексические синонимы. 1. Остались антонимы и синонимы двух видов: контекстные и  стилистические. В домашнем списке ИВС нет контекстных и стилистических синонимов  и антонимов. Как вы понимаете разницу между лексическими и контекстными,  стилистическими  синонимами и антонимами? 4 минуты 4 2. Чтобы помочь разобраться, предлагаю вам таблицу. Попробуйте найти  в ней стилистические синонимы и антонимы. Почему вы так решили? А контекстуальные? Назначенный ученик  внимательно слушает и пробует сформулировать  определение  этих понятий.     (слайд № 5).Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на  кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню  за соломой, потом в кухню за чашечкой молока».  Он не ел, а вкушал.                   Ученик формулирует правило. Правило ( сверяем).   Синонимы, антонимы  стилистические – это синонимы, антонимы,   совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к  различным стилям речи, степенью употребительности, экспрессивной  окраской и т. п слайд6    "Волки и овцы". Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу  под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает  покой тайги. Ученик формулирует правило. Правило ( сверяем).. Контекстуальные синонимы, АНТОНИМЫ – это слова, которые  приобретают одинаковое ИЛИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ  значение в  условиях определенного контекста. 3. Теперь я вам предлагаю групповую работу с данным лексическим  материалом. Посмотрим, как вы самостоятельно справитесь с ней.  Вам необходимо разделиться на 3 группы  ( по рядам), у каждой­  индивидуальное задание. 1группа определяет в тексте лексические синонимы и антонимы, 2 группа­ стилистические, 3 группа­ контекстуальные 5 минут 5 Необходимый лексический материал выделен курсивом. (слайд № 7).   (1)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании  достижение  известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ.  (22)Но ведь если человек достиг  известного положения  в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» уче­ ния становится для него прямой реальной действительностью (3)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлека­ ется, убивает время, даже если он является ценителем искусства (4) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, ко­ торые выделяют безликую толпу  бездарных  людей и противопоставляют ей людей талантливых (5)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как  «почётно­непочётно», «интересно­неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каж­ дого. (6)Есть книги, не  сокращающие  жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника,  куропаткой  такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (2)Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри.   Контекстуальные:  материальные выгоды, достижение, материальных  преимуществ ; орёл  куропаткой ; наблюдать, жить.  Стилистические: развлекается, убивает время. Лексические:  бездарных  талантливых ; почётно­ непочётно»,  «интересно­ неинтересно»; сокращающие­ удлиняющие; снаружи, а изнутри. После групповой работы  представители групп  на слайде подчеркивают синонимы своей группы ( с объяснением). 4. А сейчас мне хотелось бы узнать, стоит ли так много внимания уделять  этим понятиям, нужны ли синонимы и антонимы в современной жизни. Я предлагаю провести лингвистический эксперимент.  Цель: анализ изобразительно­выразительных возможностей синонимов  и антонимов. Творческое применение   знаний, освоение способов  деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. (слайд № 8).  Фото Балашовой А.   4 минуты 6 Мы знаем, что Аня Балашова сейчас учится в Америке,  она по моей  написала нам письмо, выразительное, меня удивило, что ей удалось  избежать повторов. Из письма понятно, как она относится к событиям в ее  жизни. Конечно, вам хочется его прочитать, но сначала нужно  восстановить. Для этой работы я предлагаю вам воспользоваться  словарями.  (слайд № 9). Деформированное письмо и слова для справок. (Это же на руках) Здравствуй, мой любимый 10А! Очень рада встрече с тобой (пусть и заочной). Что у вас нового? Как начался учебный год? Интересно? У меня жизнь проходит очень увлекательно. Я не только учусь, но  и рисую, танцую в танцевальной команде, катаюсь на велосипеде. Перед отъездом строила планы­…, …,  … . Не все оказалось так, как представлялось. Несмотря на новые  впечатления, иногда, конечно, хочется домой, ведь Россия­ моя …,   …., ...  . И природа у нас на Волге другая: она…, …, … своей тихой  красотой. Дни мои летят стремительно: 100 баллов за тест по  математике, дискуссия о ресурсах по экономике, музыкальный  фестиваль, салют… С одной стороны, кажется, что тебя несет  широкая река событий, с другой­ … . Очень … в наш класс. …  увидеться с вами. Какой … , … , …  я  представляю нашу встречу! Желаю успехов, Анна. Слова для справок : выдуманные , вычурные, …. Родина , родная земля,….  очаровывает ,пленяет, ….  веселой, радостной хочется, … . Я надеюсь, что после этой работы нам станут понятны функции синонимов и антонимов.  Я читаю свой вариант, урезанный, а вы­ что получилось (по 1  предложению). Начнем с самого легкого. Что помогает Анне избежать лексического  повтора?   Какую функцию выполняют в этом  в этом предложении?  В каких словах видно отношение автора?   7 Какие слова делают речь богаче, выразительнее?  ­Где вы увидели антитезу?   (слайд № 10).  Для  чего нужны синонимы и антонимы в тексте?  Чтобы сделать нашу речь богаче и выразительнее;  Чтобы избежать повторов;  Чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;  Чтобы использовать синонимы и антонимы как средство  выразительности (эпитет, градация, антитеза);  Чтобы использовать как средство связи предложений. Слайд11  Фото Ани Спасибо Анне. С ее помощью мы собрали важную составляющую нашей  темы­ функции синонимов и антонимов­ и можем увидеть и услышать, как  важны в речи эти лексические средства.    Сравните ваш вариант с письмом одноклассницы.  ПРОЧИТАТЬ Здравствуй, мой любимый 10А!     Очень рада встрече с тобой (пусть и заочной).    Что у вас нового? Как начался учебный год? Интересно?    У меня жизнь проходит очень увлекательно. Я не только учусь, но и рисую, танцую в танцевальной команде, катаюсь на велосипеде. Перед отъездом строила планы­ выдуманные, вычурные,  невероятные. Не все оказалось так, как представлялось.       Несмотря на новые впечатления, иногда, конечно, хочется домой, ведь Россия­ моя Родина, родная земля, мое Отечество.  И природа  у нас на Волне другая: она очаровывает, пленяет, сводит с ума своей тихой красотой.     Дни мои летят стремительно: 100 баллов за тест по  математике, дискуссия о ресурсах на экономике, музыкальный  фестиваль, салют… С одной стороны, кажется, что тебя несет  широкая река событий, с другой­ ручеек повседневной жизни.     Очень хочется в наш класс. Тянет увидеться с вами. Какой  веселой, радостной, звонкой я представляю нашу встречу! Желаю успехов, Анна. 5. (слайд № 12).  Газеты, журналы….. Чтобы убедить вас в нужности этого пласта лексики, я попросила Даниила Петрова на материалах СМИ подсчитать частотность употребления  2минуты 2 минуты 1 минута 8 синонимов и антонимов.  Выступление Петрова. 6. (слайд № 13).Словари  с названиями, выплывающие Я заметила, что работа с письмом Ани вызвала некоторые затруднения, и  вы их разрешали, обратившись к словарям.  Какой словарь помог  вам избежать повторов?  Какие виды словарей вам известны? Вы знаете, что типов словарей очень много, и есть целый раздел  языкознания, который называется лексикография. (слайд № 14) определение лексикографии. Лексикография (гр. lexicon ­ словарь + grapho ­ пишу) ­ раздел  языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их  изучения. Чтобы понять, насколько важен этот этот раздел науки, вы попробуете проанализировать статью учебника на стр. 31 А   чтобы   визуально   закрепить   информацию,   составьте   в   схему.   Ее направление дано на слайде. (слайд № 13) Схема.  Предлагаю обучающимся  поменяться выполненными заданиями и  провести взаимоконтроль по слайду. 3 минуты V.Контроль за усвоением  материала. Обратная связь.  1. Выполнение онлайн­теста группами по 3 человека, выведение на экран  процесса выполнения, его результата. 5 минут Мы поработали с информацией, узнали много о словарях, и словари  синонимов и антонимов для  выполнения он­лайн теста пригодились бы.  Обратитесь к компьютерам, я предлагаю решить вам он­лайн тест. (Групповая работа) Читайте, выполняйте. Подведение итога теста. Это промежуточный результат. Главный­ через два года на  государственном экзамене. VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.  В начале урока мы говорили, что путешествие в тысячу миль начинается с  первого шага. Сегодня мы сделали первый шаг, приближающий нас к успешной итоговой  аттестации.  Шаг этот, как мне показалось, оказался насыщенным и  2минуты 9 необходимым. Теоретический материал сегодняшнего урока вам сейчас раздаст Дженнет,  рекомендую вклеить его в тетрадь для схем. Слайд14  Известный французский писатель  Оноре де Бальзак  говорил: «Чтобы  дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.» Идти, не останавливаясь, шаг за шагом приближаясь к своей цели. Я  надеюсь, дорога эта  для вас не только важна, но и интересна.   Если остановиться на качестве вашей работы, то наиболее объективно о  ней может сказать Дженнет (подводит итог –наиболее активные). А оценки за этот материал вы получите на следующем уроке, получив  задания, связанные с этой темой, и используя материал домашнего задания. VII. Домашнее задание будет дифференцированным. 2 минуты 1. Петрову предлагаю найти в СМИ примеры  контекстуальных и стилистических синонимов 2. Группе …. составить аннотацию к  лингвистическим словарям 3. П.6,7, вы расскажете мне о разнокорневых  антонимах, идеографических синонимах, мы  поработаем с синонимическими рядами, упр.21 Что понравилось? Над чем заставил задуматься этот урок? Я рада, что мы свами не разочаровали друг друга. Спасибо. Урок окончен.   10 11

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс

Конспект урока русского языка «Синонимы. Антонимы. Работа со словарями. Лексикография». 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017