Русский язык
ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС.
Тема: Суффикс и его роль в слове
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу.
Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.
Задачи:
- вывести алгоритм нахождения суффикса в слове.
- систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; значениях суффиксов.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат:
Предметные:
Находить в словах суффикс.
Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
Определять значение суффикса.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Этапы урока |
Ход урока |
Цель, задачи, планируемые результаты этапа |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1. Самоопределение деятельности.
|
Проговаривают девиз урока Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность его найти. Слайд 2 |
Цели: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Задачи: -создать рабочую атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний.
3.Создание проблемной ситуации (с затруднением)
4.Открытие новых знаний.
|
_-Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по городу, где живут части слова. -Давайте вспомним, у каких частей слова мы побывали в гостях? - Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы отправимся сегодня. После корня он стоит Перед окончанием Его я, если заменю, Другое слово получу. Обозначаю уголком Слайд 3 - Сформулируйте тему урока. Тема: Суффикс и его роль в слове (помещаем в »голову» схемы) Слайд 4 -Что мы знаем о суффиксе?
Заполняют схему «Фишбоун» Суффикс знаем не знаем
-Что такое суффикс Суффикс –это часть слова -Где стоит суффикс Суффикс стоит после корня -Для чего служит Суффикс служит для образования новых слов -Это новая тема для вас? Какие цели и задачи вы перед собой поставите? Уточнять и расширять наши представления о понятии «суффиксы». Работа в парах на нахождение суффикса в словах розочка и бабочка. Выслушиваются все мнения учащихся. Задание было одно? Как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Что мы не знаем? -Не знаем как находить суффикс в словах.
Организует постановку цели урока детьми. Какую цель вы поставите перед собой? Парная работа по выведению алгоритма нахождению суффикса в словах. Слайд 5 • 1. Прочитай слово. • 2.Измени форму слова. • 3. Найди и обозначь окончание. • 4. Обозначь основу слова. • 5. Подбери однокоренные (родственные) слова. • 6. Найди и обозначь корень. • 7. Найди и обозначь суффикс (часть слова между корнем и окончанием).
Разбор слов розочка и бабочка по данному алгоритму. -А какое значение имеют суффиксы –очк-? –к-? -Что мы ещё не знаем?
Суффиксы имеют значение. Работа в группах -Наблюдают над значением суффиксов. -Создают таблицу значений суффиксов 1 группа Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, ист- строи _____ плот ______ арт _______ учи ______ двор ______ машин ____ Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. - Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека. 2 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- . Женя – Женечка Миша – Мишенька Аня - … Алёша - … Света - … Федя - … Дима - … Люба - … Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. Имена звучат ласково. -С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания. 3 группа Превращает слова в названия маленьких предметов. Кот- котик дом-… глаз -… пёс -… Нос-… хвост -… мёд -… день -… - С помощью каких суффиксов образовали новые слова? -Какой оттенок вносят эти суффиксы в значение новых слов? Превращает слова в маленькие предметы 4 группа - Превратите слова кот, слон, дом, хвост в очень большие предметы. - С помощью какого суффикса образовали новые слова? -Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова? Увеличивает предметы 5 группа Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы: -евич-, -ович-, -ич-, -ичн-, -евн-, -овн- Андрей – Андреевич, Андреевна. Роман – Александр- Самопроверка по эталону.
|
Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся Активизировать ранее полученные знания учащихся.
Цель: Создать проблемную ситуацию с затруднением. Задачи: -Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. -Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Планируемый результат: фиксировать затруднение. Отличать новое от уже известного (Познавательные УУД) Цель: Фиксирование целей. Задачи: поставить цели. Планируемый результат: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации. Задачи: -Вывести алгоритм нахождения суффиксов в словах. --Провести наблюдение над значением суффиксов.
-Создать таблицу значений суффиксов
Планируемый результат : - уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем. -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. На основании наблюдений делать умозаключения. Сотрудничать в совместном решении проблемы. Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
5. Развитие умений – применение знания.
|
1 уровень Слайд 6 Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом Столик – гвоздик, сынок - ____________ , диванчик - ______________ , учитель - ___________ , маленький - ___________ , осенний - ___________ , медвежонок - ____________, стульчик - ___________, котище - ___________ , доброта - ___________ . 2 уровень Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели. Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит. 3 уровень Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс. 1) Сладенький, вкусненький, тортик. 2) Бежала, смотрели, писала. 3) Пленник, мостик, странник 4) Каменщик, бурильщик, учитель. 5) Берёзка, лопатка, палка.
|
Цели: Проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности. Задачи: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по выбору; - организовать самопроверку по эталону, самоанализ и самооценку. Задачи: -Выбрать посильный уровень сложности самостоятельной работы и объем. -Выполнить самостоятельную работу. -Сравнить свою работу с эталоном. -Выполнить самооценку.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
6.Рефлексия |
-Над какой темой
мы сегодня работали?
-Какие смысловые оттенки они вносят? -Кто остался доволен своей работой? - Дополните предложения. Дополнение предложений (Слайд 6) Сегодня науроке: 1.Я узнал… 2.Я понял… 3.Мне понравилось… 4.Было трудно… 5.Для меня было открытием, что… 6.Могу порадоваться успехам…
Заполняют листы достижений Копилка моих достижений
|
Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Задачи: - Ответить на вопросы, поставленные в начале урока -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. -отметить эмоциональное состояние на уроке. Планируемый результат: Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Рефлексия (Познавательные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Приложение №1
Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.
Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик.
Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Обоснуйте. Суффиксы выделите.
1) рыбка, дубок, горка, норка;
2) тракторист, пианист, танкист, печник;
3) полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;
4) хвостище, глазоньки, усище, когтище;
5) шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;
6) толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.
От каждого слова образуйте новое с помощью одного из данных суффиксов.
Образец: ёж- ёжик
Суффиксы: -ник, -ушк, -ёк, -еньк, -к, -ок, -ов, -ик.
Путь, зима, мёд, окунь, белый, игра, берёза, журавль, рябина, мяч.
Образованные слова запишите, выделите в них суффиксы.
Приложение №2
1 группа
Задание.
Образуйте новые слова с помощью суффиксов:
-тель-, -ник-, ист-
строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
2 группа
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов
- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-
Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня - … Алёша - …
Света - … Федя - …
Дима - … Люба - …
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
3 группа
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов
- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-
Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня - Анечка Алёша -Алёшенька
Света - Светочка Федя - Феденька
Дима -Димочка Люба - Любочка
4группа
Задание.
Образуйте новые слова с помощью суффиксов:
-тель-, -ник-, ист-
строитель плотник артист
учитель дворник машинист
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.