Конспект урока русского языка "Суффикс и его роль в слове"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Локальная цель урока: Дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове. На данном уроке я использовала технологию проблемного диалога. Была создана проблемная ситуация (Работа в парах. Нахождение суффикса в словах РОЗОЧКА и БАБОЧКА. Задание было одно, а получились разные варианты. Почему?) Поиск решения проблемы и открытие новых знаний; применение знаний и развитие умений. На уроке использовала систему заданий, которые реализуют принцип минимакса (разноуровневые задания) – учитывались возрастные особенности детей и класса в целом.
Иконка файла материала Конспект урока.docx

Русский язык

ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС.

 

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу.

Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.

Задачи:

- вывести алгоритм нахождения суффикса в слове.

- систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; значениях суффиксов.

Воспитывать культуру поведения при  фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат:

Предметные:

 Находить в словах суффикс.

Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.

Определять значение суффикса.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

 

 

 

 

Этапы урока

Ход урока

Цель, задачи, планируемые результаты этапа

 

 

1. Самоопределение деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривают девиз урока

Каждая проблема имеет решение.

 Единственная трудность  его найти.

                                                   Слайд 2

Цели: 

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Задачи:

-создать рабочую атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу.

 

 

2. Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Создание проблемной ситуации (с затруднением)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Открытие новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_-Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по городу, где живут части слова.

-Давайте вспомним, у каких частей слова мы побывали в гостях?

- Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы отправимся сегодня.

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначаю уголком
             Называю … (суффиксом)»

                                    Слайд 3

- Сформулируйте тему урока.

Тема: Суффикс и его роль в слове (помещаем в »голову» схемы)

                                                                    Слайд 4

-Что мы знаем о суффиксе?

 

Заполняют схему «Фишбоун»

                                 Суффикс

                    знаем                      не знаем

 

 

 

 

 

 


-Что такое суффикс     Суффикс –это часть слова

-Где стоит суффикс     Суффикс стоит после корня

-Для чего служит        Суффикс служит для образования новых слов

-Это новая тема для вас?

Какие цели и задачи вы перед собой поставите?

Уточнять  и расширять наши представления о понятии «суффиксы».

Работа в парах на нахождение суффикса в словах розочка и бабочка. Выслушиваются все мнения учащихся.

Задание было одно?

Как вы его выполнили?

Почему получились разные варианты?

Что мы не знаем?

-Не знаем как находить суффикс в словах.

 

Организует постановку цели урока детьми.

Какую цель вы поставите перед собой?

 Парная работа по выведению алгоритма нахождению суффикса в словах.

                                                     Слайд 5

      1. Прочитай слово.

      2.Измени форму слова.

      3. Найди и обозначь окончание.

      4. Обозначь основу слова.

      5. Подбери однокоренные (родственные) слова.

      6. Найди и обозначь корень.

      7. Найди и обозначь суффикс (часть слова между корнем и окончанием).

 

Разбор слов розочка  и бабочка по данному алгоритму.

-А какое значение имеют суффиксы –очк-? –к-?

-Что мы ещё не знаем?

             

 Суффиксы имеют значение.

Работа в группах

-Наблюдают над значением суффиксов.

-Создают таблицу значений суффиксов

1 группа

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

-тель-, -ник-, ист-

строи _____           плот ______                арт _______

учи ______              двор ______                 машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. - Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов 

 - очк-,    -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – Женечка                             Миша – Мишенька

Аня - …                                             Алёша -  …

Света - …                                          Федя - …

Дима - …                                           Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.    Имена звучат ласково.

-С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.

3 группа

Превращает слова в названия маленьких предметов.

Кот-  котик           дом-…          глаз -…            пёс -…

Нос-…                  хвост -…        мёд -…            день -…

- С помощью каких  суффиксов образовали новые слова?

-Какой оттенок вносят эти  суффиксы в значение новых  слов? Превращает слова в маленькие предметы

4 группа

- Превратите слова кот, слон, дом, хвост в очень большие предметы.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?  Увеличивает предметы

5 группа

Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы:

         -евич-, -ович-, -ич-, -ичн-, -евн-, -овн-

Андрей – Андреевич, Андреевна.

Роман –
Кузьма –

Александр-

Самопроверка по эталону.

 

 

 

 

 

Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся

Активизировать ранее полученные знания учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Создать проблемную ситуацию с затруднением.

Задачи:

-Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

-Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Планируемый результат: фиксировать затруднение. Отличать новое от уже известного  (Познавательные УУД)

 Цель: Фиксирование  целей.

Задачи: поставить цели.

Планируемый результат:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

 

 

Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Задачи:

-Вывести алгоритм нахождения суффиксов в словах.

--Провести наблюдение над значением суффиксов.

 

 

-Создать таблицу значений суффиксов

 

Планируемый результат :

- уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других.

На основании наблюдений делать умозаключения.

Сотрудничать в совместном решении проблемы. Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать

Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

 

5. Развитие умений – применение знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 уровень                                          Слайд 6

Выдели суффикс. Придумай  слово с таким же суффиксом   

 Столик – гвоздик,                        сынок - ____________ ,  

диванчик - ______________ ,      учитель - ___________ ,

маленький -    ___________ ,       осенний - ___________ ,                

медвежонок - ____________,      стульчик - ___________,

котище -           ___________ ,      доброта - ___________ .

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник,  дома,  бежит,  длинная,  подберёзовик, снега,  снежки,  заморозки,  ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

1)     Сладенький, вкусненький, тортик.

2)     Бежала, смотрели, писала.

3)     Пленник, мостик, странник

4)     Каменщик, бурильщик, учитель.

5)     Берёзка, лопатка, палка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели: Проверить уровень усвоения материала,  использование полученных знаний в практической деятельности.

Задачи:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по выбору;

- организовать самопроверку по эталону, самоанализ и  самооценку.

Задачи:

-Выбрать посильный уровень сложности самостоятельной работы и объем.

-Выполнить самостоятельную работу.

-Сравнить свою работу с эталоном.

-Выполнить самооценку.

 

6.Рефлексия

 

-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что же такое суффикс?

 

 

 


- С какими новыми суффиксами познакомились?

-Какие смысловые оттенки они вносят?

-Кто остался доволен своей работой?

- Дополните предложения.

Дополнение предложений (Слайд  6)  

Сегодня науроке:

1.Я узнал…

2.Я понял…

3.Мне понравилось…

4.Было трудно…

5.Для меня было открытием, что…

6.Могу порадоваться успехам…

 

        

 

 

 

Заполняют листы достижений

Копилка моих достижений

 

 

 

 

 


Работа    в паре

 

 

Моя работа

 

Работа в группе

 

 
                  

                                                                  

 

 

 

 

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

- Ответить на вопросы, поставленные в начале урока -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 -отметить эмоциональное состояние на уроке.

Планируемый результат:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Рефлексия (Познавательные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

 

 

 

 


Приложение №1

Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

 Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик.

Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Обоснуйте. Суффиксы выделите.

1)  рыбка, дубок, горка, норка;

2)  тракторист, пианист, танкист, печник;

3)  полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;

4)  хвостище, глазоньки, усище, когтище;

5)  шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;

6)  толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.

 

 

От каждого слова образуйте новое с помощью одного из данных суффиксов.

Образец: ёж- ёжик

Суффиксы: -ник, -ушк, -ёк, -еньк, -к, -ок, -ов, -ик.

  Путь,  зима, мёд, окунь, белый, игра, берёза, журавль, рябина, мяч.

Образованные слова запишите, выделите в них суффиксы.

 

 

 

 

Приложение №2

 

1 группа

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

                         -тель-, -ник-, ист-

строи _____             плот ______              арт _______

учи ______               двор ______              машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов 

           - очк-,    -ечк-, -оньк-, -еньк-

Женя – Женечка                     Миша – Мишенька

Аня - …                                  Алёша -  …

Света - …                                      Федя - …

Дима - …                                       Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

3 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов 

           - очк-,    -ечк-, -оньк-, -еньк-

Женя – Женечка                     Миша – Мишенька

Аня - Анечка                                 Алёша -Алёшенька

Света - Светочка                          Федя - Феденька

Дима -Димочка                             Люба - Любочка

4группа

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

-тель-, -ник-, ист-

строитель                 плотник         артист

учитель                     дворник          машинист