Конспект урока русского языка "Суффикс и его роль в слове"
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка "Суффикс и его роль в слове"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
10.01.2017
Конспект урока русского языка "Суффикс и его роль в слове"
Локальная цель урока: Дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове. На данном уроке я использовала технологию проблемного диалога. Была создана проблемная ситуация (Работа в парах. Нахождение суффикса в словах РОЗОЧКА и БАБОЧКА. Задание было одно, а получились разные варианты. Почему?) Поиск решения проблемы и открытие новых знаний; применение знаний и развитие умений. На уроке использовала систему заданий, которые реализуют принцип минимакса (разноуровневые задания) – учитывались возрастные особенности детей и класса в целом.
Конспект урока.docx

Русский язык

ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС.

 

Тема: Суффикс и его роль в слове

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу.

Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.

Задачи:

- вывести алгоритм нахождения суффикса в слове.

- систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; значениях суффиксов.

Воспитывать культуру поведения при  фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат:

Предметные:

 Находить в словах суффикс.

Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.

Определять значение суффикса.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

 

 

 

 

Этапы урока

Ход урока

Цель, задачи, планируемые результаты этапа

 

 

1. Самоопределение деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривают девиз урока

Каждая проблема имеет решение.

 Единственная трудность  его найти.

                                                   Слайд 2

Цели: 

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Задачи:

-создать рабочую атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу.

 

 

2. Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Создание проблемной ситуации (с затруднением)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Открытие новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_-Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по городу, где живут части слова.

-Давайте вспомним, у каких частей слова мы побывали в гостях?

- Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы отправимся сегодня.

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначаю уголком
             Называю … (суффиксом)»

                                    Слайд 3

- Сформулируйте тему урока.

Тема: Суффикс и его роль в слове (помещаем в »голову» схемы)

                                                                    Слайд 4

-Что мы знаем о суффиксе?

 

Заполняют схему «Фишбоун»

                                 Суффикс

                    знаем                      не знаем

 

 

 

 

 

 


-Что такое суффикс     Суффикс –это часть слова

-Где стоит суффикс     Суффикс стоит после корня

-Для чего служит        Суффикс служит для образования новых слов

-Это новая тема для вас?

Какие цели и задачи вы перед собой поставите?

Уточнять  и расширять наши представления о понятии «суффиксы».

Работа в парах на нахождение суффикса в словах розочка и бабочка. Выслушиваются все мнения учащихся.

Задание было одно?

Как вы его выполнили?

Почему получились разные варианты?

Что мы не знаем?

-Не знаем как находить суффикс в словах.

 

Организует постановку цели урока детьми.

Какую цель вы поставите перед собой?

 Парная работа по выведению алгоритма нахождению суффикса в словах.

                                                     Слайд 5

      1. Прочитай слово.

      2.Измени форму слова.

      3. Найди и обозначь окончание.

      4. Обозначь основу слова.

      5. Подбери однокоренные (родственные) слова.

      6. Найди и обозначь корень.

      7. Найди и обозначь суффикс (часть слова между корнем и окончанием).

 

Разбор слов розочка  и бабочка по данному алгоритму.

-А какое значение имеют суффиксы –очк-? –к-?

-Что мы ещё не знаем?

             

 Суффиксы имеют значение.

Работа в группах

-Наблюдают над значением суффиксов.

-Создают таблицу значений суффиксов

1 группа

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

-тель-, -ник-, ист-

строи _____           плот ______                арт _______

учи ______              двор ______                 машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. - Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов 

 - очк-,    -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – Женечка                             Миша – Мишенька

Аня - …                                             Алёша -  …

Света - …                                          Федя - …

Дима - …                                           Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.    Имена звучат ласково.

-С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.

3 группа

Превращает слова в названия маленьких предметов.

Кот-  котик           дом-…          глаз -…            пёс -…

Нос-…                  хвост -…        мёд -…            день -…

- С помощью каких  суффиксов образовали новые слова?

-Какой оттенок вносят эти  суффиксы в значение новых  слов? Превращает слова в маленькие предметы

4 группа

- Превратите слова кот, слон, дом, хвост в очень большие предметы.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?  Увеличивает предметы

5 группа

Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы:

         -евич-, -ович-, -ич-, -ичн-, -евн-, -овн-

Андрей – Андреевич, Андреевна.

Роман –
Кузьма –

Александр-

Самопроверка по эталону.

 

 

 

 

 

Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся

Активизировать ранее полученные знания учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Создать проблемную ситуацию с затруднением.

Задачи:

-Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

-Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Планируемый результат: фиксировать затруднение. Отличать новое от уже известного  (Познавательные УУД)

 Цель: Фиксирование  целей.

Задачи: поставить цели.

Планируемый результат:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

 

 

Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Задачи:

-Вывести алгоритм нахождения суффиксов в словах.

--Провести наблюдение над значением суффиксов.

 

 

-Создать таблицу значений суффиксов

 

Планируемый результат :

- уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других.

На основании наблюдений делать умозаключения.

Сотрудничать в совместном решении проблемы. Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать

Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

 

5. Развитие умений – применение знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 уровень                                          Слайд 6

Выдели суффикс. Придумай  слово с таким же суффиксом   

 Столик – гвоздик,                        сынок - ____________ ,  

диванчик - ______________ ,      учитель - ___________ ,

маленький -    ___________ ,       осенний - ___________ ,                

медвежонок - ____________,      стульчик - ___________,

котище -           ___________ ,      доброта - ___________ .

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник,  дома,  бежит,  длинная,  подберёзовик, снега,  снежки,  заморозки,  ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

1)     Сладенький, вкусненький, тортик.

2)     Бежала, смотрели, писала.

3)     Пленник, мостик, странник

4)     Каменщик, бурильщик, учитель.

5)     Берёзка, лопатка, палка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели: Проверить уровень усвоения материала,  использование полученных знаний в практической деятельности.

Задачи:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по выбору;

- организовать самопроверку по эталону, самоанализ и  самооценку.

Задачи:

-Выбрать посильный уровень сложности самостоятельной работы и объем.

-Выполнить самостоятельную работу.

-Сравнить свою работу с эталоном.

-Выполнить самооценку.

 

6.Рефлексия

 

-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что же такое суффикс?

 

 

 


- С какими новыми суффиксами познакомились?

-Какие смысловые оттенки они вносят?

-Кто остался доволен своей работой?

- Дополните предложения.

Дополнение предложений (Слайд  6)  

Сегодня науроке:

1.Я узнал…

2.Я понял…

3.Мне понравилось…

4.Было трудно…

5.Для меня было открытием, что…

6.Могу порадоваться успехам…

 

        

 

 

 

Заполняют листы достижений

Копилка моих достижений

 

 

 

 

 


Работа    в паре

 

 

Моя работа

 

Работа в группе

 

 
                  

                                                                  

 

 

 

 

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

- Ответить на вопросы, поставленные в начале урока -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 -отметить эмоциональное состояние на уроке.

Планируемый результат:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Рефлексия (Познавательные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

 

 

 

 


Приложение №1

Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

 Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик.

Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Обоснуйте. Суффиксы выделите.

1)  рыбка, дубок, горка, норка;

2)  тракторист, пианист, танкист, печник;

3)  полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;

4)  хвостище, глазоньки, усище, когтище;

5)  шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;

6)  толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.

 

 

От каждого слова образуйте новое с помощью одного из данных суффиксов.

Образец: ёж- ёжик

Суффиксы: -ник, -ушк, -ёк, -еньк, -к, -ок, -ов, -ик.

  Путь,  зима, мёд, окунь, белый, игра, берёза, журавль, рябина, мяч.

Образованные слова запишите, выделите в них суффиксы.

 

 

 

 

Приложение №2

 

1 группа

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

                         -тель-, -ник-, ист-

строи _____             плот ______              арт _______

учи ______               двор ______              машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов 

           - очк-,    -ечк-, -оньк-, -еньк-

Женя – Женечка                     Миша – Мишенька

Аня - …                                  Алёша -  …

Света - …                                      Федя - …

Дима - …                                       Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

3 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов 

           - очк-,    -ечк-, -оньк-, -еньк-

Женя – Женечка                     Миша – Мишенька

Аня - Анечка                                 Алёша -Алёшенька

Света - Светочка                          Федя - Феденька

Дима -Димочка                             Люба - Любочка

4группа

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

-тель-, -ник-, ист-

строитель                 плотник         артист

учитель                     дворник          машинист

 

 

 

 


 

Русский язык ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС

Русский язык ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять…

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять…

Этапы урока Ход урока

Этапы урока Ход урока

Создание проблемной ситуации (с затруднением) 4

Создание проблемной ситуации (с затруднением) 4

Создание проблемной ситуации (с затруднением) 4

Создание проблемной ситуации (с затруднением) 4

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по городу, где живут части слова

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по городу, где живут части слова

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы

Нос-… хвост -… мёд -… день -… -

Нос-… хвост -… мёд -… день -… -

Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся

Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся

Слайд 6 Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом

Слайд 6 Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом

Цели: Проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности

Цели: Проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности

Рефлексия - Над какой темой мы сегодня работали? -Что же такое суффикс? -

Рефлексия - Над какой темой мы сегодня работали? -Что же такое суффикс? -

Приложение №1 Прочитайте. Распределите слова на три равные группы

Приложение №1 Прочитайте. Распределите слова на три равные группы

Приложение №2 1 группа Задание

Приложение №2 1 группа Задание

Женя – Женечка

Женя – Женечка