Конспект урока русского языка, тема "Правописание разделительного Ъ"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
19.01.2017
Тип урока. ОНЗ.
Цели:
1.Образовательная: вывести правило правописания Ъ в словах и способ проверки данной орфограммы.
2. Развивающая: развивать умение планировать свою деятельность, работать по способу действия, орфографическую зоркость, зрительное и слуховое восприятие, навыки самоконтроля, работать над пониманием текста.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к школьному предмету «Русский язык», умение работать в паре и группе.
Оборудование для учителя:
Учись учиться, чтоб собой гордиться.
1. карточка с текстом поговорки
2. конверт со стихотворением
3. Карточки со словами.
Оборудование для учащихся: маршрут открытия, набор моделей, эталон для проговаривания, карточка с дом.заданием, карточка и шкала личных достижений.
Полноправными участниками учебного процесса на уроке являются учитель, учебник и ученики.
Лазарева конспект урока ОНЗ.doc
Лазарева О.В. МБОУ СОШ № 12 г. Волжский Волгоградская обл.
Класс: 3
Тема: « Правописание Ъ в словах» .
Тип урока. ОНЗ.
Цели:
1.Образовательная: вывести правило правописания Ъ в словах и способ проверки данной
орфограммы.
2. Развивающая: развивать умение планировать свою деятельность, работать по способу действия,
орфографическую зоркость, зрительное и слуховое восприятие, навыки самоконтроля, работать над
пониманием текста.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к школьному предмету «Русский язык», умение работать в
паре и группе.
Оборудование для учителя:
1. карточка с текстом поговорки
Учись учиться, чтоб собой гордиться.
2. конверт со стихотворением
3. Карточки со словами.
Оборудование для учащихся: маршрут открытия, набор моделей, эталон для проговаривания,
карточка с дом.заданием, карточка и шкала личных достижений.
Полноправными участниками учебного процесса на уроке являются учитель, учебник и
ученики.
На доске поговорка:
Учись учиться, чтобы собой гордиться.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
1)Организовать актуализацию
требований к ученику со
стороны учебной деятельности
(«надо»)
2)Организовать деятельность
учащихся по установке
тематических рамок (могу»)
3)Создать условия для
возникновения у ученика
внутренней потребности
включения в учебную
деятельность («хочу»)
Прочитайте поговорку.
Как вы понимаете её смысл?
( Учиться трудно. Но надо преодолевать эти
трудности. Человек, который много знает,
интересен другим, может выполнить хорошо
работу, добиться в жизни многого, им будут
гордиться другие и он сам.)
Чтобы добиться успеха в учёбе, какие шаги должен
сделать каждый ученик на пути к открытию нового
знания? Как он делает эти шаги? (Самостоятельно).
Чтобы узнать, что вы не знаете, что надо сначала
сделать? (Надо повторить, что мы уже знаем.)
А где эти знания могут вам помочь? (При
открытии новых знаний.)
Желаю вам успеха!
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
1)Организовать
актуализацию
изученных способов
действий,
достаточных для
построения нового
Слайд 2 ( Ъ и Ь знаки)
Сегодня к нам на урок русского языка пришли в гости два брата. Кто они?(Ь и Ъ )
Верно. Буквы мягкий знак и твёрдый знак.
Что вы знаете о них? (Ь и Ъ знаки не обозначают звуков.)
Где живут (употребляются) эти буквы? (В словах)
С каким из знаков у вас ранее состоялась встреча на уроках русского языка, и вы знания.
2)Зафиксировать
актуализированные
способы действия в
речи.
3)Зафиксировать
актуализированные
способы действий в
знаках (эталоны)
4)Организовать
обобщение
актуализированных
способов действий.
5)Организовать
актуализацию
мыслительных
операций,
достаточных для
построения нового
знания.
6)Мотивировать к
пробному действию
(надомогухочу)
7)Организовать
самостоятельное
выполнение пробного
учебного действия.
8)Организовать
фиксацию
индивидуальных
затруднений в
выполнении
учащимися пробного
учебного действия
или в его
обосновании.
знаете правила, по которым он употребляется, пишется в словах? (Мы встречались с
Ь)
А что вы знаете о Ъ? А хотели бы узнать, что это за загадочная буква?
Вы ,наверное, догадались. Какой урок у нас сегодня?(Урок открытия новых знаний.)
А как вы будете получать новое знание? (Я выясню, что я не знаю, и сам найду
способ.)
Ребята, с чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
Перед вами карточки со стихотворением. Прочитайте его.
Что сказать про жизнь мою?
П…ю, пою, клюю и сплю.
Гнёзд не в…ю и слёз не л…ю.
Подумайте, какая буква пропущена в словах? (буква Ь)
Какую роль мягкий знак выполняет в данном случае? (Он разделяет написание буквы,
обозначающие согласные и гласные звуки).
Выберите эталон.
Е
Ё
Я
Ю
согл Ь
И
Когда пишется разделительный мягкий знак?( «Разделительный Ь пишется после
согласных перед гласными е,ё,и,ю,я»)
Найдите слова, в которых букв меньше, чем звуков? (Мою,пою,клюю)
В каких ещё словах буква ю обозначает два звука?(Лью,пью,вью)
Какие ещё вы знаете «хитрые» йотированные буквы? (Я,ё,е)
Когда эти буквы обозначают два звука?
е – [й’э]
ё – [й’о]
ю – [й’у]
я – [й’а]
В начале слова
После гласных
После ь
Итак, какое правило мы повторили мы повторили? (Правописание разделительного Ь
в словах, о йотированных гласных)
А теперь послушайте стихотворение:
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника.
Сел он башню, сел он дом,
Сел он мельницу…
А потом и говорит:
У меня болит живот!
Вы ничего странного не заметили? (Вы неправильно сказали. Надо – «скушал», а не «сел».Скушал, т.е. съел.
Пробное действие
Запишите слово «съел» (Дети записывают на планшетах)
Проверьте себя.
Слайд 3
съел
Поднимите руку. Кто не смог выполнить?
Что ты не смог сделать? (Записать слово съел)
Поднимите руку. Кто допустил ошибку? Почему?
(Я не знаю правило написания Ъ)
Кто написал правильно слово? Вы можете обосновать, Почему вы так написали?
(Нет. Я не знаю правила написания Ъ в слове)
В каком месте возникло затруднение?
(Какую букву писать после С)
Почему оно возникло? (Мы не знаем правило написания Ъ в словах.)
Верно. Вы не знаете правила (эталона) для записи слов с Ъ.
3.Выявление места и причины затруднения
1)Организовать восстановление
выполненных операций
2)Организовать фиксацию места
(шага, операции),где возникло
затруднение
3)Организовать соотнесение своих
действий с используемыми
эталонами(алгоритмом, понятием
и т.д.)
4)На этой основе организовать
выявление и фиксацию во внешней
речи причины затруднения – тех
конкретных знаний, умений или
способностей, которых недостаёт
для решения исходной задачи и
задач такого класса или типа
вообще
4.Построение проекта выхода из затруднения
Организовать построение проекта
выхода из затруднения:
1)Учащиеся ставят цель проекта
(целью всегда является
устранение причины возникшего
затруднения)
2)Учащиеся уточняют и
согласовывают тему урока
3)Учащиеся определяют средства
(алгоритмы, модели, справочники и
т.д.)
4)Учащиеся формулируют шаги,
которые необходимо сделать для
реализации поставленной цели
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (1.Узнать правило
написания Ъ в словах.
2.Научиться правильно писать слова с Ъ)
Сформулируйте тему урока. Учитель записывает на доске:
«Правописание Ъ в словах»
Как вы будете открывать новое правило? (Сами.)
Я вам, ребята, предлагаю работу в группах по плану.
Слайд 4
1.Провести анализ предложенных слов и разбить их на две группы.
2.Сравнить между собой группы слов, выполняя разбор по составу.
3.Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с
темой урока.
4.Сформулировать правило (эталон) о правописании ъ в словах.
5.Реализация построенного проекта
1)Организовать реализацию
построенного проекта в
соответствии с планом
2)Организовать фиксацию нового
способа действия в речи
3)Организовать фиксацию нового
способа действия в знаках (с
Ребята работают в группах.
Карточка
1.Прочитайте.
Выезд, съезд, въезд, наезд, подъезд, разъезд, поезд, переезд.
2.Разделите слова на две группы, записывая их в два столбика.
3. Разберите все слова по составу.
4. Ответьте на три вопроса: помощью эталона)
4)Организовать фиксацию
преодоления затруднения
5)Организовать уточнение общего
характера нового знания
(возможность применения нового
способа действий для решения всех
заданий данного типа)
На какую букву оканчиваются приставки в словах каждого столбика?
С какой буквы начинается корень каждого слова?
В какой ситуации в слове употребляется Ъ?
5.Сформулируйте вывод, заполняя пропуски:
а) Ъ показывает,что согласный звук и следующий за ним звук
произносятся_____________________
(раздельно или слитно)
б) Ъ знак пишется после__________________,которые оканчиваются на
_____________________ перед гласной__________ .
Учитель.
Как называются слова, данные для разбора по составу? (Однокоренные,
родственные)
Докажите. (Слова близкие (по смыслу, одинаковый корень –езд.)
Какие группы слов у вас получились?(С ъ, без ъ; с приставкой ,которая
оканчивается на гласную, с приставкой, которая оканчивается на
согласную)
Прочитайте первую часть вывода.
Прочитайте вторую часть вывода.
Ребята, так какой Ъ? (Разделительный)
Когда пишется разделительный Ъ в словах?
Ребята, вы получили(открыли) новое правило. А как проверить своё
открытие? (Посмотреть в учебнике)
Откройте в учебнике стр. 57
Проверьте, читая про себя правило в рамочке.
Прочитаем вслух хором. Какое дополнение нам нужно внести? (Пишется
перед Е, Ё, Ю,Я)
Какая цель была перед нами ? (Получить правило написания Ъ в словах)
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что можете теперь делать? (Писать слова с Ъ по правилу(эталону).
А для чего нам нужно это правило? (Чтобы писать правильно слова с Ъ)
Так какой следующий важный шаг(этап) на уроке? (Учиться, применяя
правило, писать слова с Ъ)
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Организовать усвоение детьми
нового способа действий при
решении данного класса с их
проговариванием во внешней речи:
Слайд 5
Спишите, объясняя на месте пропуска постановку ъ.
об..явление
с..едобный
с..ёжился
в парах
(Работая в парах ученики комментируют постановку в слове Ъ)
Ребята, так почему на месте пропуска стоит Ъ?
(Стоит на месте раздельного произношения согласного и гласного
звуков .Пишется после приставок, оканчивающихся на согласную:
об,с,раз перед гласными я,е,ё.)
Чем является ъ? (Орфограммой)
По какому правилу пишется данная орфограмма? (Звучит правило)
7.Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.
1)Организовать
самостоятельное
выполнение учащимися
типовых заданий на новый
способ действия.
Спишите слова, вставляя орфограмму:
Раз…яснил, с…ехал, под…ём.
Сейчас каждый попытается сам выполнить задание по эталону для самопроверки: Ъ
Е
Ё
Ю
Я
Кто ошибся? Поднимите руку.
Какие слова у вас вызвали затруднение?
Каким правилом вы должны были воспользоваться?
(О разделительном Ъ)
А что необходимо определить в слове, чтобы написать Ъ? (Приставку с согласной
на конце)
Какой вывод сделаете для себя, те ребята, которые ошиблись? (Нужно ещё
тренироваться)
У кого задание выполнено без ошибок?
Какой вывод вы сделаете для себя?
(Я понял правило.)
сЪехал
подЪём
разЪяснил
2) Организовать
соотнесение работы с
эталоном для
самопроверки (в случае,
когда учащиеся начинают
осваивать процедуру
грамотного самоконтроля
возможно соотнесение
работы с подробным
образцом).
3)Организовать
сопоставление работы с
эталоном для
самопроверки
4) По результатам
выполнения
самостоятельной работы
организовать рефлексию
деятельности по
применению нового
способа действия.
* В случае, когда
учащиеся начинают
осваивать процедуру
грамотного самоконтроля
возможно вербальное
сопоставление работы с
подробным образцом.
8.Включение в систему знаний и повторение.
1)Организовать выявление типов
заданий, где используется новый
способ действия
2)Организовать повторение
учебного содержания,
необходимого для обеспечения
содержательной непрерывности
Я сейчас вам предложу для выполнения такое задание.
1 вариант
Составьте и запишите предложение, используя слова: Школа и
объявление.
2 вариант
Составьте и запишите предложение, используя слова: Коля и съел.
Какое правило вам помогло в написании этих слов в предложениях?
9.Рефлексия учебной деятельности.
1)Организовать фиксацию нового
содержания, изученного на уроке.
2)Организовать рефлексивный
анализ учебной деятельности с
точки зрения выполнения
требований, известных учащимся.
3)Организовать оценивание
учащимися собственной
деятельности на уроке.
4)Организовать фиксацию
неразрешённых затруднений на
уроке как направлений будущей
учебной деятельности.
5)Организовать обсуждение и
запись домашнего задания.
Какую цель перед собой ставили?(Открыть правило написания Ъ в
словах)
Удалось ли достичь поставленной цели? (Да. Мы открыли правило
написания ъ. Учились писать слова с Ъ)
Соотнесите свою оценку с нужной картинкой.
Твоя оценка позволит успешно поработать дома. Для выполнения
домашнего задания возьми карточку, номер которой соответствует номеру
картинки.
Слайд 6
Картинки:
1. Я понял правило написания Ъ в словах, но у меня есть сомнение.
2. Я понял правило написания Ъ в словах и могу работать по
эталону.
3. Я понял правило написания Ъ в словах и могу объяснить другим. Молодцы! Вы отлично поработали на уроке.
Конспект урока русского языка, тема "Правописание разделительного Ъ"
Конспект урока русского языка, тема "Правописание разделительного Ъ"
Конспект урока русского языка, тема "Правописание разделительного Ъ"
Конспект урока русского языка, тема "Правописание разделительного Ъ"
Конспект урока русского языка, тема "Правописание разделительного Ъ"
Конспект урока русского языка, тема "Правописание разделительного Ъ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.