Конспект урока русского языка, тема "Правописание разделительного Ъ"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока. ОНЗ. Цели: 1.Образовательная: вывести правило правописания Ъ в словах и способ проверки данной орфограммы. 2. Развивающая: развивать умение планировать свою деятельность, работать по способу действия, орфографическую зоркость, зрительное и слуховое восприятие, навыки самоконтроля, работать над пониманием текста. 3. Воспитывающая: воспитывать интерес к школьному предмету «Русский язык», умение работать в паре и группе. Оборудование для учителя: Учись учиться, чтоб собой гордиться. 1. карточка с текстом поговорки 2. конверт со стихотворением 3. Карточки со словами. Оборудование для учащихся: маршрут открытия, набор моделей, эталон для проговаривания, карточка с дом.заданием, карточка и шкала личных достижений. Полноправными участниками учебного процесса на уроке являются учитель, учебник и ученики.
Иконка файла материала Лазарева конспект урока ОНЗ.doc
Лазарева О.В.  МБОУ СОШ № 12  г. Волжский Волгоградская обл. Класс: 3 Тема: « Правописание Ъ в словах» . Тип урока. ОНЗ. Цели: 1.Образовательная: вывести правило правописания Ъ в словах и способ проверки данной  орфограммы. 2. Развивающая: развивать умение планировать свою деятельность, работать по способу действия,  орфографическую зоркость, зрительное и слуховое восприятие, навыки самоконтроля, работать над  пониманием текста. 3. Воспитывающая: воспитывать интерес к школьному предмету «Русский язык», умение работать в  паре и группе. Оборудование для учителя:   1. карточка с текстом  поговорки Учись учиться, чтоб собой гордиться.  2. конверт со стихотворением  3. Карточки со словами. Оборудование для учащихся: маршрут открытия, набор моделей, эталон для проговаривания,  карточка с дом.заданием, карточка и шкала личных достижений. Полноправными участниками учебного процесса на уроке являются учитель, учебник и  ученики. На доске поговорка: Учись учиться, чтобы собой гордиться. 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 1)Организовать актуализацию  требований к ученику со  стороны учебной деятельности  («надо») 2)Организовать деятельность  учащихся по установке  тематических рамок (могу») 3)Создать условия для  возникновения у ученика  внутренней потребности  включения в учебную  деятельность («хочу») ­ Прочитайте поговорку. ­ Как вы понимаете её смысл? ( Учиться трудно. Но надо преодолевать эти  трудности. Человек, который много знает,  интересен другим, может выполнить хорошо  работу, добиться в жизни многого, им будут  гордиться другие и он сам.) ­ Чтобы добиться успеха в учёбе, какие шаги должен  сделать каждый ученик на пути к открытию нового  знания? Как он делает эти шаги? (Самостоятельно). ­ Чтобы узнать, что вы не знаете, что надо сначала сделать? (Надо повторить, что мы уже знаем.) ­   А   где   эти   знания   могут   вам   помочь?   (При открытии новых знаний.) ­ Желаю вам успеха! 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 1)Организовать  актуализацию  изученных способов  действий,  достаточных для  построения нового     Слайд 2 ( Ъ и Ь знаки)  ­Сегодня к нам на урок русского языка пришли в гости два брата. Кто они?(Ь и Ъ ) ­ Верно. Буквы мягкий знак  и твёрдый знак. ­ Что вы знаете о них? (Ь и Ъ знаки не обозначают звуков.) ­Где живут (употребляются) эти буквы? (В словах) ­С каким из знаков у вас ранее состоялась встреча на уроках русского языка, и вызнания. 2)Зафиксировать  актуализированные  способы действия в  речи. 3)Зафиксировать  актуализированные  способы действий в  знаках (эталоны) 4)Организовать  обобщение  актуализированных  способов действий. 5)Организовать  актуализацию  мыслительных  операций,  достаточных для  построения нового  знания. 6)Мотивировать к  пробному действию  (надо­могу­хочу) 7)Организовать  самостоятельное  выполнение пробного  учебного действия. 8)Организовать  фиксацию  индивидуальных  затруднений в  выполнении  учащимися пробного  учебного действия  или в его  обосновании. знаете правила, по которым  он употребляется, пишется в словах? (Мы встречались с  Ь) ­ А что вы знаете о Ъ? А хотели бы узнать, что это за загадочная буква? ­Вы ,наверное, догадались. Какой урок у нас сегодня?(Урок открытия новых знаний.) А как вы будете получать новое знание? (Я выясню, что я не знаю, и сам найду  способ.) ­Ребята, с чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.) ­ Перед вами карточки со стихотворением. Прочитайте его. Что сказать про жизнь мою? П…ю, пою, клюю и сплю. Гнёзд не в…ю и слёз не л…ю. ­ Подумайте, какая буква пропущена в словах? (буква Ь) ­Какую роль мягкий знак выполняет в данном случае? (Он разделяет написание буквы, обозначающие согласные и гласные звуки). ­ Выберите эталон. Е Ё Я Ю   согл  Ь   И ­Когда пишется разделительный мягкий знак?( «Разделительный Ь пишется после  согласных перед гласными е,ё,и,ю,я») ­Найдите слова, в которых букв меньше, чем звуков? (Мою,пою,клюю) ­В каких ещё словах буква ю обозначает два звука?(Лью,пью,вью) ­Какие ещё вы знаете «хитрые» йотированные буквы? (Я,ё,е) ­Когда эти буквы обозначают два звука? е – [й’э] ё – [й’о] ю – [й’у] я – [й’а]  В начале слова  После гласных  После     ь  ­Итак, какое правило мы повторили мы повторили? (Правописание разделительного Ь в словах, о йотированных гласных) ­ А теперь послушайте стихотворение: Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого мясника. Сел он башню, сел он дом, Сел он мельницу… А потом и говорит: ­У меня болит живот! ­ Вы ничего странного не заметили?(Вы неправильно сказали. Надо – «скушал», а не «сел».Скушал, т.е. ­ съел. Пробное действие ­Запишите слово «съел» (Дети записывают на планшетах) ­Проверьте себя. Слайд 3 съел ­Поднимите руку. Кто не смог выполнить? ­Что ты не смог сделать? (Записать слово съел) ­ Поднимите руку. Кто допустил ошибку? Почему? (Я не знаю правило написания Ъ) ­ Кто написал правильно слово? Вы можете обосновать, Почему вы так написали? (Нет. Я не знаю правила написания Ъ в слове) ­В каком месте возникло затруднение? (Какую букву писать после С) ­Почему оно возникло? (Мы не знаем правило написания Ъ в словах.) ­Верно. Вы не знаете правила (эталона) для записи слов с Ъ. 3.Выявление места и причины затруднения 1)Организовать восстановление  выполненных операций 2)Организовать фиксацию места  (шага, операции),где возникло  затруднение 3)Организовать соотнесение своих  действий с используемыми  эталонами(алгоритмом, понятием  и т.д.) 4)На этой основе организовать  выявление и фиксацию во внешней  речи причины затруднения – тех  конкретных знаний, умений или  способностей, которых недостаёт  для решения исходной задачи и  задач  такого класса или типа  вообще 4.Построение проекта выхода из затруднения Организовать построение проекта  выхода из затруднения: 1)Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является  устранение причины возникшего  затруднения) 2)Учащиеся уточняют и  согласовывают тему урока 3)Учащиеся определяют средства  (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) 4)Учащиеся формулируют шаги,  которые необходимо сделать для  реализации поставленной цели ­Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (1.Узнать  правило  написания Ъ  в словах. 2.Научиться правильно писать слова с Ъ) ­Сформулируйте тему урока. Учитель записывает на доске:  «Правописание Ъ в словах» ­Как вы будете открывать новое правило? (Сами.) ­Я вам, ребята, предлагаю работу в группах по плану. Слайд 4 1.Провести анализ предложенных слов и разбить их на две группы. 2.Сравнить между собой группы слов, выполняя разбор по составу. 3.Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока. 4.Сформулировать правило (эталон) о правописании ъ в словах. 5.Реализация построенного проекта 1)Организовать реализацию  построенного проекта в  соответствии с планом 2)Организовать фиксацию нового  способа действия в речи 3)Организовать фиксацию нового  способа действия в знаках (с  Ребята работают в группах. Карточка 1.Прочитайте. Выезд, съезд, въезд, наезд, подъезд, разъезд, поезд, переезд. 2.Разделите слова на две группы, записывая их в два столбика. 3. Разберите все  слова по составу. 4. Ответьте на три вопроса:помощью эталона) 4)Организовать фиксацию  преодоления затруднения 5)Организовать уточнение общего  характера нового знания  (возможность применения нового  способа действий для решения всех заданий данного типа) ­На какую букву оканчиваются приставки в словах каждого столбика? ­С какой буквы начинается корень каждого слова? ­В какой ситуации в слове употребляется Ъ? 5.Сформулируйте  вывод, заполняя пропуски: а) Ъ показывает,что согласный звук и следующий за ним звук  произносятся_____________________                                                               (раздельно или слитно) б) Ъ знак пишется после__________________,которые оканчиваются на  _____________________ перед гласной__________ . Учитель. ­Как называются слова, данные для разбора по составу? (Однокоренные,  родственные) Докажите. (Слова близкие (по смыслу, одинаковый корень –езд.) ­Какие группы слов у вас получились?(С ъ, без ъ; с приставкой ,которая  оканчивается на гласную, с приставкой, которая оканчивается на  согласную) ­Прочитайте первую часть вывода. ­Прочитайте вторую часть вывода. ­Ребята, так какой Ъ? (Разделительный) ­Когда пишется разделительный Ъ  в словах? ­Ребята, вы получили(открыли) новое правило. А как проверить своё  открытие? (Посмотреть в учебнике) ­Откройте в учебнике стр. 57 Проверьте, читая про себя  правило в рамочке. ­Прочитаем вслух хором. Какое дополнение нам нужно внести? (Пишется  перед Е, Ё, Ю,Я) ­Какая цель была перед нами ? (Получить правило написания Ъ в словах) ­Смогли  вы преодолеть затруднение? (Да.) ­Что можете теперь делать? (Писать слова с Ъ  по правилу(эталону). ­ А для чего нам нужно это правило? (Чтобы писать правильно слова с Ъ) ­Так какой следующий важный шаг(этап) на уроке? (Учиться, применяя  правило, писать слова с Ъ) 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организовать усвоение детьми  нового способа действий при  решении данного класса с их  проговариванием во внешней речи: Слайд 5 ­Спишите, объясняя на месте пропуска постановку ъ. об..явление  с..едобный  с..ёжился ­в  парах  (Работая в парах  ученики комментируют постановку в слове Ъ) ­Ребята, так почему на месте пропуска стоит Ъ? (Стоит на месте раздельного произношения согласного и гласного  звуков .Пишется после приставок, оканчивающихся на согласную:  об­,с­,раз­ перед гласными я,е,ё.) ­Чем является ъ? (Орфограммой) ­По какому правилу пишется данная орфограмма? (Звучит правило) 7.Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону. 1)Организовать  самостоятельное  выполнение учащимися  типовых заданий на новый  способ действия. ­ Спишите слова, вставляя орфограмму:   Раз…яснил, с…ехал, под…ём. ­Сейчас каждый попытается сам выполнить задание по эталону для самопроверки:Ъ Е Ё Ю Я ­Кто ошибся? Поднимите руку. ­Какие слова у вас вызвали затруднение? ­Каким правилом вы должны были воспользоваться? (О разделительном Ъ) ­А что необходимо определить в слове, чтобы написать Ъ? (Приставку с согласной на конце)   ­Какой вывод сделаете для себя, те ребята, которые ошиблись? (Нужно ещё  тренироваться) ­У кого задание выполнено без ошибок? ­Какой вывод вы сделаете для себя?  (Я понял правило.) сЪехал подЪём разЪяснил 2) Организовать  соотнесение работы с  эталоном для  самопроверки (в случае,  когда учащиеся начинают  осваивать процедуру  грамотного самоконтроля  возможно соотнесение  работы с подробным  образцом). 3)Организовать   сопоставление работы с  эталоном для  самопроверки 4) По результатам  выполнения  самостоятельной работы  организовать рефлексию  деятельности по  применению нового  способа действия. * В случае, когда  учащиеся начинают  осваивать процедуру  грамотного самоконтроля  возможно вербальное  сопоставление работы с  подробным образцом. 8.Включение в систему знаний и повторение. 1)Организовать выявление типов  заданий, где используется новый  способ действия 2)Организовать повторение  учебного содержания,  необходимого для обеспечения  содержательной непрерывности ­ Я сейчас вам предложу для выполнения такое задание. 1 вариант ­ Составьте и запишите предложение, используя слова: Школа и  объявление. 2 вариант ­ Составьте и запишите предложение, используя слова: Коля  и съел. ­ Какое правило вам помогло в написании этих слов в предложениях? 9.Рефлексия учебной деятельности. 1)Организовать фиксацию нового  содержания, изученного на уроке. 2)Организовать рефлексивный  анализ учебной деятельности с  точки зрения выполнения  требований, известных учащимся. 3)Организовать оценивание  учащимися собственной  деятельности на уроке. 4)Организовать фиксацию  неразрешённых затруднений на  уроке как направлений будущей  учебной деятельности. 5)Организовать обсуждение и  запись домашнего задания. ­ Какую цель перед собой ставили?(Открыть правило написания Ъ в  словах) ­Удалось ли достичь поставленной цели?  (Да. Мы открыли правило  написания ъ. Учились писать слова с Ъ) ­Соотнесите свою оценку с нужной картинкой. ­ Твоя оценка позволит успешно поработать дома. Для выполнения  домашнего задания возьми карточку, номер которой соответствует номеру картинки. Слайд 6 Картинки: 1. Я понял правило написания  Ъ в словах, но у меня есть сомнение. 2. Я понял правило написания Ъ в словах и могу работать по  эталону. 3. Я понял правило написания Ъ в словах и могу объяснить другим.­ Молодцы! Вы отлично поработали на уроке.

Посмотрите также