Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
24.06.2019
В файле содержится конспект урока русского языка на тему "Учимся рассуждать. Построение сочинений-рассуждений", проведенного в 4 классе по программе УМК "Гармония". Материал поможет учителю обобщить изученный материал по теме "Текст. Типы текстов" и продолжить обучать учеников 4 класса написанию текстов-рассуждений.
Урок русского языка, 4 класс, УМК Гармония.docx
Урок русского языка
Тема: «Учимся рассуждать. Построение рассуждений»
Класс: 4.
УМК: «Гармония»
Цель: учить младших школьников логически мыслить и оформлять свои мысли в
определенном типе речи – рассуждении.
Задачи:
Обобщить знания о текстах и их видах.
Повторить особенности строения текстарассуждения.
Познакомить с языковыми средствами текстарассуждения.
Обучать написанию сочинениярассуждения по заданной теме.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок подарит нам радость
общения друг с другом.
II. Целеполагание.
Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.
Как вы понимаете, что такое мастерская?
Кто в ней работает?
Я предлагаю вам стать мастерами слова, писателями или учеными.
III. Определение учебной задачи.
Писатели или ученые должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь
определять тип текста и подбирать его в зависимости от ситуации. Тексты, как вы
знаете, бывают разными.
В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами «рисуют» картины
природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А втретьих,
авторы размышляют о чёмнибудь важном и интересном, иногда даже спорят. И мы
сегодня будем продолжать учиться работать с текстами, которые понадобятся
нам.
V. Актуализация знаний.
1. Определение типа текста.
Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают
тексты.
Дайте определение, что такое текст.
/Текст последовательность предложений, построенная согласно правилам
данного языка и образующая сообщение./
а) Чтение текста учителем.
Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь,
которую можно было сжевать, резиновую пробку. Ею был заткнут клапан,
выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между
лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.
О чём или о ком этот текст? Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о
событиях, поступках героев? (Текстповествование)
На доску вывешивается табличка красного цвета, на которой написано –
ПОВЕСТВОВАНИЕ.
б) Чтение текста учителем.
Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз
Мурзикову морду. Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время
подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок
разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза
покраснели от усталости и слёз.
А о чём или о ком этот текст?
Что можно представить, читая его?
Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа,
предметы? (Текстописание)
На доску вывешивается табличка синего цвета, на которой написано –
ОПИСАНИЕ.
в) Чтение текста учителем.
И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли,
какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было
страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с
дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.
Что объясняется в этом тексте?
Тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается
чтолибо, о чемто размышляется, называются рассуждением.
На доску вывешивается табличка желтого цвета, на которой написано –
РАССУЖДЕНИЕ.
Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин
Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных
приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках
литературного чтения.
Вывод: Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили, с какими типами
текстов мы знакомы.
Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в нашей работе сегодня?
2. Определение типа текста в зависимости от ситуации.
Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они
соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте
внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу
текста в данной ситуации:
а) Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе
привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. (Текст
описание, синяя карточка.)
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы
рассказать об этом. (Текстповествование, красная карточка.) в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты
объясняешь ему причину своего отсутствия. (Текстрассуждение, желтая
карточка.)
Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно говорить в
зависимости от ситуации).
Если мы с вами сегодня мастера слова, то должны не только отлично различать
типы текстов, но и уметь выделять в них важные части.
VI. Повторение о текстерассуждении
Для этого давайте еще раз вспомним, как строится текстрассуждение.
1. – Прочитайте сообщение на с. 80 учебника.
– Как строятся рассуждения?
– Запомните ступеничасти рассуждения.
– Все ли эти «ступени» должны соблюдаться в
рассуждении?
– Сейчас мы потренируемся в составлении текстоврассуждений.
VII. Написание сочиненийрассуждений
1 . с . 1 3 3 1 3 4 , у п р а ж н е н и е
Какое время года вы любите больше всего? Если можете, назовите его; если не
можете – объясните, почему?
Используйте свой ответ как мысль, которую надо раскрыть в рассуждении.
Обдумайте рассуждение, помните, как оно строится.
Вы сегодня будете писать сочинениерассуждение на тему «Моё любимое время
года».
Проверка. Зачитывание сочинений учащимися (по желанию).
IX. Итог урока. Рефлексия.
– О каком типе речи говорили сегодня на уроке?
– Что вы знаете о рассуждении?
X. Домашнее задание: упражнение 652, с. 134.
651.
Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"
Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"
Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.