Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
24.06.2019
Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"
В файле содержится конспект урока русского языка на тему "Учимся рассуждать. Построение сочинений-рассуждений", проведенного в 4 классе по программе УМК "Гармония". Материал поможет учителю обобщить изученный материал по теме "Текст. Типы текстов" и продолжить обучать учеников 4 класса написанию текстов-рассуждений.
Урок русского языка, 4 класс, УМК Гармония.docx
Урок русского языка Тема: «Учимся рассуждать. Построение рассуждений» Класс: 4. УМК: «Гармония» Цель: учить младших школьников логически мыслить и оформлять свои мысли в определенном типе речи – рассуждении. Задачи:  Обобщить знания о текстах и их видах.  Повторить особенности строения текста­рассуждения.  Познакомить с языковыми средствами текста­рассуждения.  Обучать написанию сочинения­рассуждения по заданной теме. Ход урока. I. Организационный момент. ­ Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. II. Целеполагание. ­ Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская. ­ Как вы понимаете, что такое мастерская? ­ Кто в ней работает?  ­ Я предлагаю вам стать мастерами слова, писателями или учеными. III. Определение учебной задачи.  ­ Писатели или ученые должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать его в зависимости от ситуации. Тексты, как вы знаете, бывают разными. В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами «рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в­третьих, авторы размышляют о чём­нибудь важном и интересном, иногда даже спорят. И мы сегодня   будем   продолжать   учиться   работать   с  текстами,  которые   понадобятся нам. V. Актуализация знаний.  1. Определение типа текста. ­ Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты. ­ Дайте определение, что такое текст.  /Текст   ­  последовательность   предложений,   построенная   согласно   правилам данного языка и образующая сообщение./ а) Чтение текста учителем. Однажды   щенок   Мурзик   полез   в   лодку   и   нашёл   там   единственную   вещь, которую можно было сжевать, ­ резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший   воздух   из   надувной   лодки.   Мурзик   лёг,   зажал   пробку   между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться. ­ О чём или о ком этот текст? ­   Давайте   вспомним,  как   называется   текст,   в   котором   повествуется   о событиях, поступках героев? (Текст­повествование) На   доску  вывешивается   табличка   красного   цвета,   на   которой   написано   – ПОВЕСТВОВАНИЕ.  б) Чтение текста учителем.  Я   поднял   голову   и   при   свете   костра   увидел   мохнатую,   мокрую   от   слёз Мурзикову морду. Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал   хвостом   сухую   хвою   на   земле.   На   шее   его   болтался   обрывок разгрызенной   веревки.   Он   дрожал,   в   шерсть   его   набился   мусор,   глаза покраснели от усталости и слёз. ­ А о чём или о ком этот текст? ­ Что можно представить, читая его? ­ Так  как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы? (Текст­описание) На   доску  вывешивается   табличка   синего   цвета,   на   которой   написано   – ОПИСАНИЕ. в) Чтение текста учителем. И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой   трудный   путь   он   проделал   в   ночном   лесу.   Ведь   ему,   щенку,   было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев. ­ Что объясняется в этом тексте? ­  Тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что­либо, о чем­то размышляется, называются рассуждением. На   доску  вывешивается   табличка   желтого   цвета,   на   которой   написано  – РАССУЖДЕНИЕ. ­   Автором   текстов,   с   которыми   мы   с   вами   работали,   является   Константин Паустовский.   Он   в   своих   произведениях   часто   рассказывает   о   забавных приключениях   животных.   С   некоторыми   из   них   мы   знакомились   на   уроках литературного чтения. Вывод:  Итак,   мы   повторили,   что   такое   текст   и   вспомнили,   с   какими   типами текстов мы знакомы.  ­ Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в нашей работе сегодня? 2. Определение типа текста в зависимости от ситуации.  ­   Для   следующей   работы   нам   понадобятся  сигнальные   карточки.   Они соответствуют   цвету   таблички,   на   которой   записан   тип   текста.   Слушайте внимательно   и   поднимите   карточку   такого   цвета,   которая   соответствует   типу текста в данной ситуации: а)  Твои  родители  собираются  ехать  в другой  город  и спрашивают, какой  тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. (Текст­ описание, синяя карточка.) б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом. (Текст­повествование, красная карточка.) в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты объясняешь   ему   причину   своего   отсутствия.   (Текст­рассуждение,   желтая карточка.) ­   Для   чего   нужно   различать   типы   текстов?   (Чтобы   грамотно   говорить   в зависимости от ситуации). ­ Если мы с вами сегодня мастера слова, то должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь выделять в них важные части. VI. Повторение о тексте­рассуждении ­ Для этого давайте еще раз вспомним, как строится текст­рассуждение.  1. – Прочитайте сообщение на с. 80 учебника.  – Как строятся рассуждения? – Запомните ступени­части рассуждения. –   Все   ли   эти   «ступени»   должны   соблюдаться   в рассуждении? – Сейчас мы потренируемся в составлении текстов­рассуждений. VII. Написание сочинений­рассуждений 1 . с .   1 3 3 ­ 1 3 4 ,   у п р а ж н е н и е   ­ Какое время года вы любите больше всего? Если можете, назовите его; если не можете – объясните, почему? ­   Используйте   свой   ответ   как   мысль,   которую   надо   раскрыть   в   рассуждении. Обдумайте рассуждение, помните, как оно строится. ­ Вы сегодня будете писать сочинение­рассуждение на тему «Моё любимое время года». Проверка. Зачитывание сочинений учащимися (по желанию). IX. Итог урока. Рефлексия. – О каком типе речи говорили сегодня на уроке? – Что вы знаете о рассуждении? X. Домашнее задание: упражнение 652, с. 134.        651.

Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"

Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"

Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"

Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"

Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"

Конспект урока русского языка "Учимся рассуждать. Построение текстов-рассуждений", 4 класс, УМК "Гармония"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2019