Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Падеж имен существительных."
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
20.01.2018
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Падеж имен существительных."(с использованием технологии развития критического мышления)Цель урока:познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; тренировать в определении падежа конкретного слова в предложении.
падеж существительных.docx
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Падеж имён существительных (с использованием технологии развития критического
мышления)
Цель урока:
познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени
существительного в предложении;
тренировать в определении падежа конкретного слова в предложении.
Задачи урока:
1. Развивать навыки грамотного письма.
2. Развивать и совершенствовать речь учащихся.
3. Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.
4. Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.
Ход урока:
Орг.момент
Ребята, улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную, активную работу!
– Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором
было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне:
« Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила
Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.
этих слов? Что это значит?
Постановка задач урока.
Тема урока сегодня …. (Попробуйте сами догадаться каким будет сегодня новое знание, и тему
назовёте сами). Подсказка кроется в задании (листочки у каждого на столе)
Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл?
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________.
“______________” – это звучит серьезно. Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя
______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.
Вы уверены в том, что речь идёт об имени существительном? Можете доказать?
А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не
можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это
названо именами существительными, и все они живут своей жизнью. Хлеб – то, без чего нельзя
обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная,
главная, необходимая часть речи, основа языка)
Какой будет тема урока? (на доске появляется серединка ромашки)
Как вы считаете, мы будем открывать какието новые секреты этой части речи или повторять уже
Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и,
известные?(повторим, откроем)
обязательно, узнаем чтото новое.
2. Составление кластера
Сначала пишем слово «Имя существительное » в центре листа. От него рисуем стрелкилучи в
разные стороны, которые соединяют это слово с другими. 3. Пробуждение интереса к новой теме. Определение темы урока. Постановка учениками
собственных целей.
Давайте попробуем определить тему нашего урока и поставить задачи. А поможет нам в этом
Приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и
сделать в нём пометы.
Текст для чтения. Существительное
Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на
вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и
нарицательные. Имена существительные бывают мужского и среднего рода. Имена
существительные изменяются по числам. Чтобы имя существительное могло в
разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя
предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях,
отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.Такое
изменение имен существительных называется изменением по падежам.Слово падеж
произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам
называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике
Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.
А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в
китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.
( уже известно) – (не согласны) + (интересно, неожиданно) ? (хотим узнать больше)
V
– О чём вы не нашли информации (сколько падежей в рус.яз., как они называются, на какие
вопросы отвечают)
– Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.
– Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого
падеж. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в
правильном употреблении падежных форм имён существительных. Развивать навыки грамотного
письма).
– Знакомство с падежами русского языка. Работа в парах
Каждая пара получила стихотворение о какомто падеже. Задание: прочитать стихотворение,
узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти словаподсказки для облегчения
определения падежа существительного.
Итак, давайте представим падежи имени существительного:
1. Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. С каким падежом познакомились ? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже?
Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли
существительные в им. пад. с предлогами?
2. А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже?
Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж
похож?
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже?
Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про),
Но и без них могу прожить.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже?
Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?
6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже?
Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются суще в пр. падеже?
– Давайте просклоняем слова кот, дом
Алгоритмы – выводы: Как определить падеж имени существительного?
• Найди слово, к которому относится имя существительное.
• Поставь от этого слова нужный вопрос к имени существительному.
• По вопросу и предлогу определи падеж имени существительного.
• Если затрудняешься, вспомни слово – помощник.
Запись в тетрадь (только первой буквы падежа):
Пошел снег, на старой березе, наблюдала с интересом, сидел под деревом, стоит на
улице, мчатся на санках, с крутой горки, вела к лесу, потерял варежки, закончилась
зима, рады солнышку.
Проверка: И.п., П.п., Т.п., Т.п., П.п., П.п., Р.п., Д.п., В.п., И.п., В.п.
Рефлексия.
Какие задачи мы должны были решить на уроке?
Смогли ли мы достичь поставленных целей.
Блицопрос.
• Сколько падежей в русском языке? (6)
• Перечислите их.
• Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
• Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых
• В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?
существительных) Существительное.
Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и
отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и
нарицательные.
Имена существительные бывают мужского и среднего рода.
Имена существительные изменяются по числам.
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно
соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет
возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные
вопросы, существительное применяет разные окончания. Такое изменение
имен существительных называется изменением по падежам .Слово падеж
произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по
падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов –
15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно
справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив,
существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской
грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.
Существительное.
Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и
отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и
нарицательные.
Имена существительные бывают мужского и среднего рода.
Имена существительные изменяются по числам.
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно
соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет
возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные
вопросы, существительное применяет разные окончания. Такое изменение
имен существительных называется изменением по падежам .Слово падеж
произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по
падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов –
15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно
справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив,
существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской
грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название. 1. Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
2. А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про),
Но и без них могу прожить.
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад.
6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять? Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный Предложный
Кто? Что?
Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что? Кем? Чем?
О ком? О чем?
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Падеж имен существительных."
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Падеж имен существительных."
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Падеж имен существительных."
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Падеж имен существительных."
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Падеж имен существительных."
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Падеж имен существительных."
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Падеж имен существительных."
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Падеж имен существительных."
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Падеж имен существительных."
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: " Падеж имен существительных."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.