Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Морфология. Орфография. Синтаксис. или Ещё раз о правилах". Вид урока - лаборатория, в которой учащиеся должны повторить основные понятия разделов лингвистики, а также доказать необходимость соблюдения правил грамматики, синтаксиса и орфографии, проведя во второй части лаборатории исследование - опыт.
конспект.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 82»
КОНСПЕКТ
урока русского языка
5 класс
Составила Буракова Наталья Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
КОТЛАС
2019 Конспект урока русского языка в 5 классе.
ТЕМА: «Синтаксис. Морфология. Орфография, или Ещё раз о соблюдении правил»
ТИП: Обобщение изученного материала.
Вид: урок – лаборатория.
Цель: систематизация знаний о синтаксической, грамматической и орфографической норме.
Задачи: систематизировать, обобщить и углубить знания о синтаксических, грамматических и
орфографических нормах русского языка;
учиться правильно выражать свои мысли и делать выводы;
уметь работать в группе, быть ответственным перед группой;
воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карточки с заданиями, проектор + компьютер, презентация, картинка с
изображением цветочной поляны, разноцветные бабочки.
Технологии: обучение в сотрудничестве, ИКТ, проблемное обучение, развивающее обучение,
ТРИЗ, здоровьесберегающая.
План:
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний (2 мин)
3. Постановка учебной проблемы (3 мин)
4. Лаборатория (15 мин.)
5. Физминутка (1 мин.)
6. Лингвистический эксперимент (10 мин)
7. Представление результатов работы (10 мин.)
8. Подведение итогов урока (1 мин.)
9. Домашнее задание (1 мин.)
10. Рефлексия (1 мин.) ХОД УРОКА
1. Организационный момент: С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
Работать, думать, рассуждать!
2. Актуализация опорных знаний. (слайд 1)
В мир многа интиресный,
Мы не извесный абычьно.
Знания нет придел мир,
Скарей, друзя, дело за так!
(приём «Лови ошибку»): Задание Перед вами текст, сделайте его анализ.
(дети рассуждают)
3. Постановка учебной проблемы.
Почему нельзя утверждать, что это текст? (ответы детей – вспоминают
признаки текста, находят ошибки в словах, в согласовании, построении
предложений)
Есть тут слова, словосочетания, предложения?
Как можно «превратить» это в текст?
Выход на тему, цель и задачи урока:
Что нужно знать и уметь, чтобы это сделать? (правила написания слов,
правила согласования слов и построения предложений
Сформулируйте тему урока. Какую цель мы должны поставить перед собой?
Какие задачи необходимо решить для достижения цели? (всё написано на
доске – открыть боковые части доски).
Посмотрите теперь на экран – что изменилось, можно сейчас говорить, что
это текст. (да)
(слайд 2) В мире много интересного,
Нам обычно неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело! 4.Лаборатории.
Задание – разделиться на группы, выбрать руководителя.
Обращение учителя к руководителям групп (должно быть
распечатано для каждой группы вместе с заданиями).
-Ребята! Вас выбрали руководителями групп. Это говорит о доверии к
вам и признании ваших хороших знаний русского языка. НО это
возлагает на вас ответственность за каждого члена группы. Поэтому я
прошу вас придерживаться следующих правил:
1) стремитесь получить как можно больше знаний;
2) с радостью передавайте эти знания своим товарищам;
3) стремитесь, чтобы товарищи усвоили знания также хорошо, как и
вы;
4) сопереживайте своим товарищам в процессе контроля знаний;
5) помните: плохой ответ товарища - ваша недоработка;
6) всегда и во всем проявляйте такт.
7) следите за временем сами или назначьте ответственного в группе.
А) Задание для синтаксической лаборатории:
1) Соберите данные слова в предложения. Поставьте необходимые знаки
препинания.
2) Предложения расставьте так, чтобы получился связный текст.
3) Сделайте синтаксический разбор первого предложения. Выпишите все
словосочетания из второго предложения.
4) Сделайте выводы.
КАРТОЧКА
Ночь, землю, беззвучная, накрывает.
Замолкнут, полночь, только, птицы, в, заснут, и, дневные. Червячков,
вертятся, жучков, и, возле, синички, дятла, шустрые, подбирают. Лесу,
скоро, ночь, в, темная, наступит. Дятла, слышишь, стук, торопливый.
Скрылось, птицы, лесу, деревьями, вечернее, солнце, но, еще, в, дальними,
за, спят, не. Б) Задание для орфографической лаборатории:
1) Вставьте буквы и раскройте скобки (карточка № 1).
2) Исправьте ошибки в словах (карточка № 2).
3) Выполните тестовую работу ( карточка № 3).
4) Сделайте выводы.
КАРТОЧКА №1
Утро (на) ступило. Лизавета Ивановна (в) стала вынула (из) комода ключ..
вручила его Герману и д..ла ему (по) дробн..е н..ставление. Он (с) пустился
вниз (по) витой лес..нице и вош..л опять в спал..ню графини. Лизавета
Ивановна (по) г..сила догорающую св..чу.
КАРТОЧКА №2
Фцентри сталици вы расло кросивая сдание. На иво фасаде есть интирестные
чисы. Каждый день нацыферблати от крываютьца чорные створки а
заними паивляеца гирои нородных сказаг.
КАРТОЧКА №3 ТЕСТ
1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
А) оп..раться, зам..реть, проб..раться;
Б) р..внина, д..лина, предл..гать;
В) распол..жение, р..стовщик, р..сток;
Г) бл..стательный, выж..гание, подп..реть.
2. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
А) вертет..ся, овощ..;
Б)стереч.., картеч..;
В) мощ..ный, в..юнок;
Г) горяч.., под..ём
3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А) печ..нка, изж..га, пощ..чина;
Б) ож..г пальцы, беч..вка, ж..рдочка;
В) ш..винизм, отч..т, туш...нка;
Г) сгущ..нка, пиж..н, пш..нка.
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А) и..жарить, бе..выходный, бе..дельник;
Б) ра..творить, и..расходовать, чре..мерный; В) бе..радостный, во..прещать, и..давать;
Г) бе..сердечный, бе..ликий, в..тревожить.
5. В каком ряду во всех словах пропущена буква е(ё)? .
а) щ..ки, плеч…м, испеч..м
б) яркой свеч..й, ш..л, крыш..й
в) ж..лтый, над луж..й, ч…рный
г) товарищ..м, гараж..м, ш…рох
В) Задания для морфологической лаборатории:
1) Запишите предложения, выбирая правильное написание слов в зависимости
от части речи (карточка № 1).
2) Исправьте ошибки в употреблении частей речи (карточка № 2)
3) Подберите правильную форму слов в словосочетаниях, где нужно,
используйте предлог (карточка № 3).
4) Сделайте выводы.
КАРТОЧКА № 1
Нес медведь, шагая (к) рынку,
На продажу меду (к) рынку,
Вдруг на Мишку вот (на) пасть
Осы вздумали (на) пасть.
Мишка с армией (о, а) синой
Дрался вырванной (о, а) синой.
Мог бы в ярость он не (в) пасть,
Если осы лезли (в) пасть,
Жалили куда п (о, а) пало
Им за это и п (о, а) пало.
КАРТОЧКА №2
1. Ложь её на место и больше не трожь. 2. Я словила мяч. 3. В аптеке я
купил лекарство для простуды. 4. В подарок себе купила не одну, а
две пары серьгей. 5. Очень красивая тюль висит на окне. КАРТОЧКА №3
Любить (мама), чирикают (крыша), заплатит (багаж), рассказать
(поход), увериться (правота), предостеречь (опасность), отойти
(остановка), выйти (школа).
5. Физминутка: А теперь все дружно встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
6. Лингвистический эксперимент:
Сейчас необходимо поменять состав групп. Два члена (руководители
остаются в своих группах) из каждой группы переходят для дальнейшей
работы в другие лаборатории.
«Хозяева» лабораторий проводят лингвистический эксперимент (приём
«миниисследование»)
Задание (время нужно фиксировать): А) прочитать текст, написанный с
нарушением синтаксических/орфографических/грамматических правил;
Внебо взлитают цвитныи огни, весьть апобеди
расносят они.Деревъя блестают взалотом
убори. Рыбу вморичиловек ловитиздовна. Труд
кормет, алень портет. Кому мир недораг, тот
инам ворог. Чтобы рыпку сьесть, надо вводу
лесть.
Б) прочитать текст, в котором нет ошибок.
Дерево - одно из прекраснейших и
полезнейших созданий природы. Дерево даёт
нам брёвна доски для постройки жилища.
Столы, стулья, скамейки, кровати, лодки,
корабли делают люди из дерева. На деревьях
вырастают плоды: яблоки, груши, сливы. И наконец, деревья – это чистый воздух.
Данные занести в таблицу.
задание
А
Б
время
Руководителям: сделать отчёт о работе лаборатории и выводах, которые
сделала группа в ходе работы в лабораториях и при проведении
эксперимента . (приём «ПОПС – формула»)
7. Представление результатов работы и эксперимента.
Дискуссия (группы обмениваются мнениями и делают вывод, что
соблюдать правила на письме необходимо для успешного общения и
обучения).
8. Подведение итогов урока:
Решили мы те задачи, что поставили перед собой в начале урока?
И цель достигнута? Докажите (ответы детей).
9. Домашнее задание (на выбор):
1) Найти и выписать в тетрадь высказывания известных людей о грамотности.
(Это должны быть три предложения, соответствующие следующим условиям:
одно из них – простое с однородными членами; второе – сложное, союзное;
третье оформить в виде предложения с прямой речью. Составить схему
каждого предложения.)
2) Написать заметку в газету на тему «Нужно ли быть грамотным?»
10. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке (кто желает высказаться),
продолжите предложения: «Оказывается, очень важно…»
«Я научился …»
«Сейчас я умею …»
«Было трудно…., но …»
Оцените своё настроение, на нашей весенней полянке не хватает
только бабочек. Выберите и «посадите» её на цветок. (Оранжевая – отличное настроение, жёлтая – хорошее, спокойное настроение, фиолетовая –
беспокойство).
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.