Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание непроизносимых согласных"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание непроизносимых согласных"Цели урока: Повторить правописание непроизносимых согласных, углубить знания учащихся по данной теме. Сверхзадачи урока: повторить правописание парных согласных, правила пунктуации при однородных членах предложения, пропедевтически познакомить с особой формой глагола – причастием. Развивать орфографическую зоркость учащихся, способствовать становлению навыков правописания. Расширять словарный запас.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока русского языка в 5 классе Правописание непроизносимых согласных Цели урока: 1. Повторить правописание непроизносимых согласных, углубить знания учащихся по данной   теме.   Сверхзадачи   урока:   повторить   правописание   парных   согласных, правила   пунктуации   при   однородных   членах   предложения,   пропедевтически познакомить с особой формой глагола – причастием. 2. Развивать   орфографическую   зоркость   учащихся,   способствовать   становлению навыков правописания. 3. Расширять словарный запас. Оборудование урока: 1. Магнитофон, кассета с записью радионяни. 2. Светофоры 3. Карточки со словарным словом. Ход урока: 1. Лингвистическая разминка. *Какой раздел лингвистики мы изучаем? (Орфография) *Какова этимология слова «орфография»? (греч. «орфос» – правильный, «графо» ­ пишу) *Что изучаем в данном разделе? 2. Повторение пройденного материала.  Индивидуальные карточки. Карточка 1. Вставить буквы, обозначить орфограммы. Нагре.., гря..ка, те..итория, заря..ка, уса..ьба, вприся..ку, и..юстрация, ло..ко, арти..ерия, ука..ка, орфогра..а, гра..атика, бага.., зу..чатый, тра..а. *Назовите орфограммы.    Карточка 2. Вставить пропущенные буквы. Разобрать слова по составу. Указать часть         речи над словом.     Вып..чка, ненас..ная, д..ждинки, хмурит(ь)ся, обн..вление, р..бой.  Задание  классу: работа с текстом.  Стояла   поздняя   осень.   По   утрам изморозь серебристым   налетом   покрывала  опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам из мрачных свинцовых туч, окутывавших небо, падала изморось. *Почему   по­разному   пишутся   слова,   звучащие   одинаково?   Или   это   ошибка?   (Один ученик  работает  по словарю  С.И.Ожегова: изморозь – рыхлый  снежный  покров  при морозе, тумане; изморось – очень мелкий, моросящий дождь.) *   Как   вы   понимаете   словосочетание   «свинцовые   тучи»?   (тяжелые,   мрачные,   цвета свинца, синевато­серые) *Объясните постановку запятой во втором предложении текста. *   Слово   «опавшие»   ­   особая   форма   глагола   –   причастие,   образовано   с   помощью суффикса –вш. Найдите в тексте еще одно причастие с суффиксом –вш. (окутывавших) 2. Словарная работа. Откроем словарики, познакомимся с новым словом. Этимология   «родственники» Лат. terra – земля Террариум дальние слова, Территория Территориальный Слово, однокоренные слова   слова,  Значение   употребления Ограниченный земельный участок. Территория парка. 1Терраса Трасса Террикон Партер (на земле) 3. Введение в тему урока. Материал для наблюдения: чудесный прекрасный опасный окрестный прелестный устный *Как произносятся стечения согласных? (одинаково) *А пишутся? (по­разному) *Почему? (непроизносимые согласные) Запишем   тему   урока.   Сегодня   мы   должны   вспомнить   правило   правописания непроизносимых   согласных,   потренироваться   в   написании   слов   с   непроизносимыми согласными, в обозначении орфограммы. 4. Объяснение нового материала.  Послушаем   радионяню.   Она   поможет   нам   вспомнить   правило   правописания непроизносимых   согласных   и   понять,   зачем   нужно   изучать   непроизносимые согласные. *Что необходимо  сделать,  чтобы  не  ошибиться   в правописании?  (поставить  в  сильную позицию перед гласной, чтобы согласный звучал отчетливо, то есть   «разбить» стечение согласных)  Выучим рифмовку, чтобы легче было запомнить правило. И ужасно, и опасно букву Т писать напрасно. Всем известно, как прелестно букву Т писать уместно. 5. Закрепление изученного материала.  Устное упражнение проводится  на рифмовке,  записанной  на доске.  Учитель дает   образец   рассуждения:слышу   стечение   согласных,   ставлю   в   сильную позицию перед гласным.  Предупредительное письмо. Грустный,   поздний,   здравствуйте,   завистливый,   честный,   гигантский, счастливый, устный, участвовать.  Полусамостоятельная   работа. Игра   «Эрудит»   с   использованием светофоров для осуществления обратной связи с учениками. Учитель называет значение слова,   учащиеся   определяют   слово.   Перед   тем   как   записать   его,   ученики   показывают светофор. ­   Звуки,   при   произнесении   которых   воздух   проходит   через   ротовую   полость, встречая препятствия. (Согласный) ­ Растение, растущее на болоте. (Тростник) ­ Что обогревает землю? Небесное светило. (Солнце) ­ Образовавшийся из дерева. (Древесный – древесина) ­ Большая морская птица. (Буревестник) ­ Находящийся в запасе. (Запасной) ­ Занимающий много места. (Громоздкий) ­ Человек, который занимается спортом. (Спортсмен) ­ О человеке, во всем ищущем выгоду. (Корыстный) ­ О человеке, стремящемся повелевать. (Властный) 2 Словарная работа. Запись в словарик, комментарий. Ровесник (славянск. «ровесе» – одинаковый по годам) Свестник (древнерусск. – верста) Лестница Чувствовать  Диктант с самопроверкой. Переезд   был   многоверстный.   Запасная   дорога   шла   по   редкому   лесу,   кругом   в окрестностях Кармалки виднелись живописные рощи. *В чем особенность слова «многоверстный» с точки зрения состава слова? (сложное) *Что такое верста? (старая русская мера длины, равная 1,06 км.) *Объясните постановку запятой во втором  предложении *Докажите, что предложение сложное.  Игра «Третий лишний». Найти лишнее слово в каждой группе, объяснить. Тяжеловес( )ный Чудес( )ный Шес( )надцать Опас( )ный Лес( )ница Чу( )ство Победонос( )ный Прихвас( )нуть Редкос( )ный Жалос( )ный Поверхнос( )ный Уча( )ствовать *По какому еще признаку можно выделить третье лишнее слово? 6. Подведение итогов урока. * С каким правилом мы сегодня работали? *Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимой согласной? *Какое новое слово на уроке вы узнали? Как оно пишется? Каково его значение? 7. Домашнее задание.  Выучить   правописание   словарных   слов.   Составить   и   записать   с   каждым   из   них предложение.  Упражнение №114 (по заданию).  Из орфографического словаря выписать десять слов с непроизносимой согласной. 3