Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: «Фразеологизмы».
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: «Фразеологизмы».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
22.11.2017
Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: «Фразеологизмы».
1. Знакомство с особенностями данного явления русского языка. 2. Выработка умений понимать значения фразеологизмов. 3. Работа по формированию навыка нахождения фразеологизмов в чужой речи. 4. Расширение лексического запаса путем уместного использования фразеологизмов в своей речи. 5. Выработка умений подбирать антонимы. 6. Повторение орфограмм « Правописание безударных личных окончаний глаголов», « Правописание Ь после шипящих »... Знакомство с особенностями данного явления русского языка. 2. Выработка умений понимать значения фразеологизмов. 3. Работа по формированию навыка нахождения фразеологизмов в чужой речи. 4. Расширение лексического запаса путем уместного использования фразеологизмов в своей речи. 5. Выработка умений подбирать антонимы. 6. Повторение орфограмм « Правописание безударных личных окончаний глаголов», « Правописание Ь после шипящих ».
фразеологизмы.doc
Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: «Фразеологизмы». Цели:        1. Знакомство с особенностями данного явления русского                               языка.                    2. Выработка умений понимать значения фразеологизмов.                    3. Работа по формированию навыка нахождения                            фразеологизмов в чужой речи.                    4. Расширение лексического запаса путем уместного                          использования фразеологизмов в своей речи.                    5. Выработка умений подбирать антонимы.                    6. Повторение орфограмм « Правописание безударных личных                           окончаний глаголов», « Правописание Ь после шипящих ». Оборудование:         1. Школьные фразеологические словари;                                     2.  Раздаточный материал:                                                   а) текст « Кашу маслом не испортишь»,                                          б) карточки с фразеологическими загадками                                              (для группового задания);                                     3. Иллюстрации фразеологизмов (в прямом смысле).                                      4. Записи на доске.                                      5. «Толковый словарь» С.И.Ожегова.       6. Презентация ХОД УРОКА: I  . Организационный момент. II   .Словарно – орфографическая работа. На доске пословицы. ­Допишите их, используя антонимы.  Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. 1) 2) 3) 4) Знания человека возвыша…т, а невежество ________. Храбрый побежда…т, а ________ погиба…т. Иной похвал…т – хуже, чем ________. В умной беседе ума набира…ш…ся, а в ________ свой растеря…ш… .   ­Объясните значения слов невежество, возвышает, унижает.   ­Приведите примеры пословиц, в которых есть антонимы. III   . Объяснение нового материала. Вступительное слово учителя. В разделе « Лексика» мы познакомились с разными явлениями русского  языка (синонимами, антонимами и др.) Сегодня мы узнаем еще одно. Представьте себе, что вы попали в мастерскую. Были в ней две дужки  (дуги) (     ) стержень |, их использовали вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну  необходимую деталь (новую) в виде буквы Ф. ( + ) + | = Ф Так бывает и в жизни слов. Живут ­ поживают слова­ детали, ими  пользуются по отдельности или в виде временных сочетании, но в какой­ то момент возникает необходимость и слова сливаются в  неделимые  устойчивые сочетания — фразеологизмы. Например, ВОДА, НЕ, РАЗЛИТЬ  ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ. КАК, ПРОВАЛИТЬ, ЗЕМЛЯ, СКВОЗЬ   КАК СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ  ПРОВАЛИТЬСЯ. ­Сохраняются ли прежние значения слов в неделимом сочетании? ­Что же теперь означают фразеологизмы? (1.неразрывность, неделимость; 2.неожиданно пропасть). Т.о. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ­ это устойчивые неделимые сочетания слов,  близкие по лексическому значению одному слову. Как мы сказали, прежние лексические значения слова теряют. IV   .  Закрепление изученного материала. 1.) Попробуем объяснить значения фразеологизмов, (используем словари фразеологизмов). На доске ­ запись: на всех парусах ­ перемывать косточки­ рукой подать­ как рыба в воде – (быстро; обсуждать кого­ то, сплетничать; близко; комфортно, удобно,  свободно). ­Устно составьте предложение с любым фразеологизмом. (Исправляем  ошибки в употреблении фразеологизмов). 2.) Какие фразеологизмы попытался изобразить художник? (Показываю иллюстрации фразеологизмов (их прямой смысл). Водит за нос ­ Куры денег не клюют­ Глаза разбежались­ Ходячая энциклопедия­ ­Объясните их значения. (Обманывать, много денег, трудно  сосредоточить взгляд на чем ­ то одном, очень умный) ­Ученица составила предложения с некоторыми из них:  1 .Мой старший брат водил меня за нос по всей квартире. 2.У юноши глаза разбегались в разные стороны ­ он не знал, куда  смотреть. ­Исправьте недочёты. Запишите получившиеся предложения. ­Разберем первое предложение по членам предложения,  (главное ­ фразеологизм является одним членом предложения). 3).3адание наоборот: ­Даны слова. Подберите соответствующие фразеологизмы (соедините  стрелками) неожиданно лениво, нехотя     спустя рукава тесно   бездельничать    бить баклуши умело работать     засучив рукава    яблоку негде упасть   как снег на голову ­ Найдите среди фразеологизмов антонимы? (спустя рукава ­ засучив  рукава). ­ Не задумывались ли вы над их происхождением? Их прямой смысл связан с историей нашей Родины, с некоторыми  обычаями наших предков. Здесь вам помогут словарь и книги по  фразеологии. Читаем о происхождении фразеологизмов спустя рукава, засучив  рукава, бить баклуши. ­ Некоторые фразеологизмы можно объяснить, обратившись к античной мифологии и библейским преданиям. (Вавилонское столпотворение, ахиллесова пята и др.) 4). Фразеологические загадки, (по группам).  Кто быстрее? №1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его  всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.                                                                                             (Нос). №2.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего – то не  понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и  любопытные.                                                                             (Уши). №3.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его  советуют искать в поле, когда кто – либо бесследно исчез; на него  бросают слова и деньги те, кто их не ценит.                                                                                    (Ветер). №4.Её заваривают, затевая какое – нибудь неприятное, хлопотливое дело,  а потом  расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем  трудно сговориться; её «просит» рваная обувь.                                                                                    (Каша). №5.Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается  бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить  неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они  выходят из неё сухими.                                                                     (Вода). №6.Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у  человека, который говорит легко и бойко; за него тянут и дёргают,  заставляя высказываться; его держат за зубами, когда не хотят  говорить лишнего.                                                                                     (Язык). 5)Работа с текстом « Кашу маслом не испортишь». ­Прочитайте текст. ­Выпишите из него 10 фразеологизмов. Проверяем. Объясняем значения фразеологизмов. V   .  Итог урока. ­Для чего в тексте и вообще в нашей речи фразеологизмы? Найдите  в тексте предложение, отвечающее на этот вопрос, (живая речь у  бабушки, выразительность, образность, эмоциональность речи). ­Что же такое фразеологизмы? ­Каким членом предложения являются фразеологизмы?   Домашнее задание. VI.    Составьте свой текст с использованием фразеологизмов (не менее пяти).  За помощью обращайтесь к словарю фразеологизмов.

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: «Фразеологизмы».

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: «Фразеологизмы».

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: «Фразеологизмы».

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: «Фразеологизмы».

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: «Фразеологизмы».

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: «Фразеологизмы».

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: «Фразеологизмы».

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема урока: «Фразеологизмы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017