Конспект урока русского языка в 5 классе "Занимательно о пунктуации"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
03.04.2018
Этот урок является повторительно- обобщающим в курсе изучения русского языка в 5 классе . Его можно провести и в конце учебного года как обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации, полученных на данный момент учащимися.Позволяет активизировать работу учащихся с дополнительной литературой.
урок русского языка в 5 классе.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
городского округа город Урюпинск Волгоградской области
Конспект урока русского языка
в 5 классе
по теме : « ЗАНИМАТЕЛЬНО О ПУНКТУАЦИИ»
Работа выполнена
Филатьевой Верой Валентиновной,
учителем русского языка,
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №3»
городского округа город Урюпинск
Волгоградской области
Адрес: ул. Максима Горького,47,
г. Урюпинск,
Волгоградская обл.,403111
тел.( раб.): 8( 84442) 42544 г. Урюпинск, 2018
Тема: «ЗАНИМАТЕЛЬНО О ПУНКТУАЦИИ»
Обобщающеповторительный урок по теме «Занимательно о пунктуации»
возможен в системе уроков повторения в конце учебного года в 5м классе
Цели:
1. обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации,
полученных на данный момент учащимися;
2. совершенствование лингвистической монологической речи учащихся;
3. знакомство с дополнительной литературой по русскому языку.
Ход урока
Слово учителя: Ребята, я хочу вас поздравить с тем, что мы вместе
подошли к завершению изучения одного из самых сложных разделов
русского языка «Синтаксиса и пунктуации». В 5 классе вы получили
необходимые знания по этому разделу, эти знания пригодятся нам в
дальнейшем на уроках русского языка, помогут вам грамотно оформлять
свои мысли устно и письменно. Ну, а насколько крепкими окажутся ваши
знания, мы сегодня узнаем.
Урок открывается чтением стихотворения Ю. Коринца «Знаки
препинания»:
Ученик ты будешь славный,
коль начнешь писать с заглавной
и возьмешь в соображенье точкой кончить
предложенье.
Не забудь и знаки прочие: запятую, многоточие... Знаки препинания
Нужны нам, как дыхание.
Учитель напоминает тему урока (учащиеся записывают в тетради
число, тему) и спрашивает, какие слова из стихотворения «Знаки
препинания» могут быть эпиграфом к уроку. («Знаки препинания нужны
нам, как дыхание».)
Учащиеся записывают эпиграф, объясняют постановку знаков
препинания .
Первая группа учащихся сообщает, что они узнали о синтаксисе и
пунктуации, о происхождении этих слов, о том, что изучается в разделе
грамматики «Синтаксис» (способы соединения слов и форм слов в
словосочетания и предложения, а также сами словосочетания и
предложения); о том, что пунктуация — это:
1) собрание правил постановки знаков препинания;
2) расстановка знаков препинания в тексте;
3) то же, что знаки препинанияi.
Учащиеся сравнивают толкование этих понятий в разных словарях.
Сообщают, какие есть в русском языке знаки препинания, показывают
карточки с их изображением: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие,
многоточие, тире, скобки, вопросительный знак, восклицательный знак.
Отвечая на вопрос, какие высказывания о знаках препинания
встретились в указанной литературе, учащиеся выразительно читают,
например, следующие произведения.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Ребята! В предложениях стою я для того, чтоб выделить
волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество...
Не зря я от рождения противник тишины.
Где я, тепредложения с особым выражением
произносить должны.
А. Тетивкин
КАВЫЧКИ
Эти маленькие птички называются кавычки,
прилетели — и готово, и стоит на строчке
слово.
Раз в кавычках оборот — например, любить в кавычках —
это значит — С кемнибудь дружить ,
в кавычках — это значит — воевать.
Сними кавычки, снова
Станет очень ясным слово.
Как приятно встретить друга без кавычек,
дорогого.
Р. Сеф
ТРИ ТОЧКИ
Что такое точка? Ничего. О ней вспоминают, когда предложение закончено.
И вот три точки решают объединиться. И оказывается, теперь они могут
прервать предложение, заставить слово, повисев на кончике пера, отправиться
в чернильницу. Три точки — это вам не одна. В предложении три точки кое
что значат.
Ф. Кривин Стихотворение С. Маршака «Знаки препинания» (можно инсценировать)
. 1й учащийся:
У последней Точки
На последней Строчке
Собралась компания Знаков препинания.
2 й
учащийся:
Прибежал Чудак —
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!
3 й учащийся:
Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задает он всем
вопросы:
Кто?
Кого?
Откуда?
Как?
4я и 5я учащиеся:
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они В диктовке На каждой остановке.
6 й
учащийся:
Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие И прочие,
И прочие, И прочие.
4я и 5я учащиеся:
Заявили запятые:
Мы особы занятые,
Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ.
7 я
учащаяся:
— Если нет над вами точки, Запятая — знак пустой! —
Отозвалась с той же строчки Тетя точка с запятой.
8 й
учащийся:
Двоеточие, мигая,
Закричало: — Нет, постой!
Я важней, чем запятая Или точка с запятой.
Потому что я в два раза Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
9 й учащийся:
— Нет,— сказало многоточие, Еле глазками ворочаю.
Эти сведения интересны для учащихся. Они позволяют видеть, что
русский язык «живой, как жизнь». Этимологическими родственниками
(однокоренными словами) точки являются слова: ткнуть, тыкать,
затычка, ткать, соткать, сутки; запятой — препятствие, пятиться, за
пинка, препинания, пятка. Названия знаков препинания входят во
фразеологизмы: в самую точку, точка в точку, отправная точка, дойти
до точки, поставить точки над i.
Учащиеся, сделавшие об этом сообщение, предлагают одноклассникам
знакомят со статьями
дать толкование фразеологизмов,
«Фразеологического словаря».
Вопрос: можно ли отменить пунктуацию? — на самом уроке уже не вызывает дискуссию.
1.Учащиеся приводят примеры,
подтверждающие важность
пунктуации.
Вперед нельзя назад.
Поездку отложить нельзя выезжать.
Меня зовут Миша.
Предлагают исправить ошибки.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах
всего двадцать.
В нашем селе много рогатого скота: лошадей, свиней.
Рябчики говорят: «Охотники любят дремать на деревьях».
Просят уточнить с помощью знаков препинания.
Вся аппаратура доставлена испорченной привезена только
рация у которой замкнута батарея.
Ребят отправьте утром встретим.
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и
ждала подругу.
Когда солнце село с блеяньем и ревом прошло стадо.
Вера видела что ее подруга шла по улице и поприветствовала
ее.
2. Что ни говорите, Филипп Максимыч. а ч русском языке очень
много лишних знаков препинания, ,'оворит Яшкин, тюремный
смотритель.— Наставит десяток запятых в одной строчке и
думает, что он умный. Товарищ прокурора Меринов после
каждого слова запятую ставит: Милостивый государь запятая,
посетив тюрьму такого то числа — запятая. Я заметил —
запятая, что арестанты — запятая... тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое...
Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать
даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их
целый ряд...
Вопрос:
Прав ли Яшкин, осудивший Меринова? (Учащиеся объясняют знаки
препинания, поставленные Мериновым.)
Сообщения по практическому заданию (Кто из писателей какие знаки
препинания любит?)
позволяют выявить кругозор учащихся,
познакомиться с их читательскими интересами: они выбирают тексты из
произведений любимых писателей.
Наблюдения за знаками препинания заставляют их более осознанно
воспринимать законы пунктуации, а необычность задания стимулирует
интерес к его выполнению. На этом этапе урока звучат замечательные
художественные, публицистические и научные тексты мастеров русского
слова.
Итоговое задание
Учитель говорит о том, что на уроке вспомнили знаки препинания,
уточнили их роль в языке, интонационную и пунктуационную
зависимость, законы постановки знаков препинания, которые «нужны
нам, как дыхание», что теперь можно быть уверенным в том, что никто
не будет поступать, как герои повести К. И. Чуковского «Серебряный
герб», писавшие диктант по «веревочной» подсказке.
Следует рассказ учащегося. Предложение воспроизводится на доске.
Оно вызывает смех учащихся и недоумение:
В тот день когда: доблестный Игорь ведущий? войска из лесов и
болот увидел что в поле где? стояли враги поднялось! зловещее облако пыли? он сказал? Как? сладко умереть за отчизну.
Заключение
Итак, урок закончен. Учитель спрашивает, понравился ли урок? Чьи
выступления запомнились, чем? Какую книгу хочется рассмотреть,
полистать, почитать?
Учащиеся получают задание: повторить схемы знаков препинания,
поработать со своими ошибками, подготовиться к диктанту. iЛитература:
1. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Этимологический словарь — М.,
1975.
2. Энциклопедический словарь юного филолога.— М., 1984.
3. Чуковский К. И. Повесть «Серебряный герб».
4. Чехов А. П. Рассказы «Восклицательный знак», «Мыслитель» (1885)
5. Фразеологический словарь.Сост.П.А.ВойноваМ,1989
6. Валгина Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначение.— М., 1979.
Конспект урока русского языка в 5 классе "Занимательно о пунктуации"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Занимательно о пунктуации"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Занимательно о пунктуации"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Занимательно о пунктуации"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Занимательно о пунктуации"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Занимательно о пунктуации"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Занимательно о пунктуации"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Занимательно о пунктуации"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Занимательно о пунктуации"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Занимательно о пунктуации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.