Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика +1
6 кл
06.03.2018
Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"
Урок - овладение новыми знаниями, рассчитан на учащихся, обучающихся по ФГОС. Предназначен для учителей, работающих по УМК Т.А.Ладыженской и учебнику «Русский язык. 6 класс», М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др М., «Просвещение», 2014г. Этапы урока: организационный, актуализация знаний, этап формулирования учебной задачи, этап усвоения новых знаний, закрепление, рефлексия и подведение итогов.
Урок Имя числительное.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 6 «Б» классе Тема урока: Имя числительное как часть речи Тип урока: урок получения новых знаний Цель урока: сформировать понятие о числительном   как о части речи, формировать умения находить в тексте числительные,   развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.  Целеполагающие задачи:  предметные:  обучающиеся   смогут   дать   определение   понятиям   «числительное»,   его   общее   грамматическое   значение, морфологические   свойства,   синтаксические   функции,   дать   определение   понятиям   «порядковое   числительное»,   «количественное числительное»,» и выявлять отличия между ними.   метапредметные:  обучающиеся   смогут   анализировать   и   характеризовать   общее   грамматическое   значение,   морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные: приводить примеры.  личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию. Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс», М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др М., «Просвещение»,   2014г.,мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация. Этапы урока 1. Организационный момент.  Подготовка к активной  деятельности учащихся. Действия учителя Включение детей в деятельность. Приветствие “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев  рук своего соседа, начиная с больших пальцев и  говорят: Действия учеников Включение в работу,  самоопределение Время 2 мин.  желаю (соприкасаются большими пальцами);  успеха (указательными);  и (средними);  хорошего (безымянными);  настроения (мизинцами);  Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Садитесь. Сегодня у нас необычный урок, у нас гости,  но они нам не помешают, а наоборот, будут заряжать  нас позитивной энергией. Перед вами рабочий лист. В нём вы сегодня будете  работать. Ещё нам понадобятся Справочник и бланк  паспорта. Запишите в рабочий лист «Восьмое февраля»,  «Классная работа». Каждый этап работы в листе  пронумерован. Ваша задача не забывать оценивать себя. ! – я всё понял; ? – надо ещё поработать; … ­ не совсем  справился. В конце урока вы сдадите листы. ­ Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфология) ­ Напомните, что изучает морфология? (части речи) ­ Ну что ж, я думаю, что вы уже многое знаете из этого раздела,  поэтому выполните моё задание. Перед вами конверты с  надписями. Вам надписи понятны? А к конвертам прилагаются  карточки со словами. Распределите их по конвертам. Работаем  в парах.  Конверты: «Имя существительное», «Имя прилагательное»,  «Глагол»; слова – тройка, утроить, тройной, трояк, три,  троечник, троиться, утроиться, тройственный, треугольный. ­ Что общего у этих слов? (Они однокоренные) ­ Давайте проверим ваши конверты. Объясните свой выбор. По  какому плану вы будете доказывать свою точку зрения?  (обозначает…, отвечает на вопросы…). Оцените себя.   З мин. Отвечают на вопросы.  Участвуют в диалоге с  учителем. Выполняют задания учителя: распределяют слова по  конвертам.  Работа в парах. Осознают, что знаний  недостаточно для полных  ответов. Начинают заполнять паспорт числительного. 2. Актуализация знаний ­ Какое слово не попало ни в один конверт? На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает? (Сколько? Количество) ­ Значит это для нас новая часть речи. Как называется она? (Имя числительное) Итак, мы начали разговор с определения частей речи, поэтому сформулируем   тему   сегодняшнего   урока   (Имя   числительное как часть речи) ­ Запишите в Справочник тему.   ­   Перед   нами   паспорт   части   речи.   У   нас   уже   есть   паспорта имени   существительного,   имени   прилагательного   и   глагола; сегодня мы начнём составлять паспорт имени числительного.  ­ Запишите название части речи в паспорт.  ­ Перед вами карточки «Знаю – Хочу узнать – Узнал»  Заполнение карточки ЗХУ:  ­ Что вы знаете об имени числительном? Запишите. ­ Что бы вы хотели узнать? (узнать, что такое числительное, научиться отличать их от других частей речи, находить его в тексте) Запишите.  ­ Это цели урока.  ­   Посмотрите   в   паспорт.   Что   нам   предстоит   узнать   на последующих уроках? (признаки и синтаксическая роль) Числительное для нас – совершенно новая часть речи. Мы   о   ней   знаем   мало.   С   некоторыми   сведениями   нас познакомит …  (Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи   (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8­е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно   назвать.   Можно   ли   перечислить   все   существительные, прилагательные,   глаголы?     В   любом   толковом   словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но   это   ограниченное   количество   слов   может   образовывать 3. Этап формулирования  учебной задачи.  4. Этап усвоения новых  знаний Формулируют цель учебной  деятельности в диалоге с  учителем. Заполняют карточку ЗХУ 3 мин. Слушают учителя. 10 мин. Проблемный диалог.  Отвечают на вопросы  учителя. Делают вывод о  том, что такое числительное. Проводят в парах  лингвистический  эксперимент. Выдвижение  гипотез. Доказательства  гипотез неограниченное   число   сочетаний   для   обозначения   любого количества! (По материалам «Энциклопедии  для детей». Языкознание.  Русский язык») ­ Итак,  первая  запись  в паспорт:  это самостоятельная или служебная часть речи? (самостоятельная) Почему? ­ Обозначает количество: отвечает на вопрос сколько? ­ Хорошо. А теперь скажите, что обозначают и на какие вопросы отвечают числительные в предложении: Слайд Два умножить на два – четыре.  ­  Это количество?  Нет,  это число. Запишите в паспорт: обозначает число. ­ А в предложениях на доске есть числительное? А на какой вопрос отвечает? Что обозначает? (какой? Порядок при счёте) запишите в паспорт. ­   Итак,   что   вы   уже   знаете   о   числительном? (самостоятельная   часть   речи,   которая   обозначает количество,   число   или   порядок   при   счёте   и   отвечает   на вопросы: сколько? Какой?) Проведём   эксперимент.   Вернитесь   к   словам,   которые   вы распределяли по конвертам. Слайд  тройка, утроить, тройной, трояк, три, троечник, троиться, утроиться, тройственный, треугольный ­ Какое здесь числительное? (три)  ­   Образуйте   от   этого   слова   однокоренное   числительное   со значением «порядок при счёте» ­ третий.  ­ Докажите, что это числительное. ­ В каждом их этих слов есть цифровое значение. Что значат эти слова?  (тройка   –   оценка   за   урок,   три   лошади   в   одной упряжке Утроить – увеличить на три; Тройной – состоящий из трёх частей; Трояк – пренебрежительное название оценки три; Троечник – ученик, который учится на тройки; Троиться – разделяться на три; Утроиться – увеличиться на три; Тройственный – состоящий из 3 частей (книжное); Треугольник – геометрическая фигура, имеющая 3 угла) Попробуйте записать эти слова с помощью цифр. Какие можно записать? Сделайте вывод. (числительное можно записать и цифрой, и словом, другие  части речи цифрой нельзя записать).    Оцените себя. ­ Что вы узнали об имени числительном? 1.   ­   Вы   теперь   знаете,   как   отличить   числительное   от других частей речи? Проверим.  ­   Задание   по   рядам:   1   –   подбирает     и   записывает однокоренные слова разных частей речи к слову «ДВА»; второй – «ЧЕТЫРЕ»; третий – «ПЯТЬ». Не менее трёх слов. Сверху подписать части речи. ­ Проверяем так: ученик читает слова. Остальные если слышат  числительное – хлопают, если другая часть речи – поднимают  руку и называют её и доказывают свою точку зрения. Оцените  себя. 5. Этап закрепления  изученного.  Физминутка Подбор однокоренных слов.  Определение частей речи. 5 мин. 2. – Как вы думаете, часто ли мы употребляем в своей речи числительные? Назовите ситуации, в которых точно нужны числительные.   (утром,   в   школе,   в   магазине,   выполняем   д/з   и т.д.) Проблемный диалог. Вывод  о необходимости  числительных в жизни. ­   Вывод:   в   жизни   мы   постоянно   имеем   дело   с числительными. 3. – А иногда мы используем числительные в речи, даже не   замечая.   Например,   говоря   об   очень   похожих   людях   мы говорим: «Похожи как 2 капли воды»; о человеке, который нам Смысловое чтение. Работа с  фразеологическими  словарями. Составление  предложений. 1 мин. 7 мин. Проводят межпредметные  связи. Определяют круг  употребления числительных. 1 мин. 3 мин. соврал, мы говорим: «Наврал с 3 короба». О каком явлении в лексике я вам говорю? (фразеологизмы) ­ Я предлагаю поработать в группах со словарями. Ваша задача  найти фразеологизмы с числительными, выписать их и  объяснить значение. Составить предложение с 1  фразеологизмом. Оцените себя. 4.   –   Где   же   мы   ещё   часто   встречаем   числительные? Ответьте на вопросы.  Сколько   лет   жили   старик   со   старухой   в   «Сказке   о рыбаке и рыбке» Пушкина? (30 лет и 3 года)  Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне» Пушкина? (7)  Сколько   лет   прошло   в   «Сказке   о   спящей   царевне» Жуковского,   прежде   чем   царевич   поцеловал   царевну? (100)  Сколько было богатырей в отрывке из поэмы Пушкина «Руслан   и   Людмила»   «У   лукоморья   дуб   зелёный…»? (33) ­ Вывод:  в художественной литературе. 5. Числительные использовали и в устном народном творчестве. Соедините пословицы: Слайд Семеро   …  Заблудился … Знаю  … Семь раз отмерь … Один ум хорошо … …как свои пять пальцев. …а два лучше. …один раз отрежь. …одного не ждут.  …в трёх соснах. ­   Объясните   значение   пословиц.   Приведите   свои   примеры пословиц с числительными. Этап подведения итогов  урока. Рефлексия Домашнее задание  (дифференцированное) Рефлексия: Вывод:   где   мы   встречаем   числительные?  (в   повседневной жизни,   в   художественный   литературе,   в   произведениях устного народного творчества) ­ Можно ли прожить без числительных? (нет) ­Итак, ребята, наш урок подходит к концу. И я бы  хотела, чтобы вы заполнили 3 столбик своей таблицы:  «Узнал». Проверка 3­4 человека. Достигнуты цели? ­ Вы хорошо потрудились, много узнали. 1. Записать 5 пословиц с числительными.  2. Подобрать однокоренные слова разных частей  речи к 3 числительным. Части речи подписать. 3. Мини­сочинение «Числительное – важная часть  речи». ­ В начале урока мы пожелали друг другу успехов и  хорошего настроения. Хотелось бы узнать,  действительно ли ваше настроение хорошее? Если вы  остались довольны уроком и своей работой и у вас на  полях больше ! знаков, чем остальных, то поднимите  улыбающийся смайлик, если вы устали и урок не  понравился, поднимите грустный смайлик. ­ Вас на уроке 15, смайликов 15. А вот ещё мой один.  Всего 16. Даже здесь мы не обошлись без  числительного. Оценки за работу на уроке. Спасибо за урок! Заполняют таблицу 2 мин. Слушают объяснение д/з 1 мин. 1 мин.

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018