Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
07.11.2018
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"
Данный материал предназначен для урока объяснения нового материала в 6 классе по теме "Фразеологизмы". Содержит различные методы и формы работы на уроках объяснения нового материала, формирует у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Фразеологизмы.docx
развитию   навыков                                            Тема урока: Фразеологизмы.  Цель урока: 1)   Образовательная:   сформировать   у   учащихся   представление   о   фразеологизме   как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.    правильного   употребления 2)   Развивающая:   способствовать   фразеологизмов   в   устной   и   письменной   речи;   формированию     навыков   определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения  отличать их от других речевых   единиц   в   потоке   речи;   содействовать   развитию     творческих   способностей   и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников; 3) Воспитательная:   способствовать воспитанию любвиь к родному языку, его красоте и многозначности.  Тип урока: изучение новой темы.  Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, интерактивная доска.                                                           Ход урока I. Организационный момент  Вступительное слово учителя. Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!» Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется   ни   “сидоровой   козе”,   ни   дождику,   который   почему­то   идет   в   четверг.   А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы. Итак, не будем бить баклуши.  Вы засучите рукава.  Задания приготовьтесь слушать,  Чтоб не кружилась голова.  II. Актуализация  Мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия. ­ Кстати, а что такое лексика? 1) Какие слова мы называем заимствованными? СЛАЙД 1 Найдите заимствованные слова и замените русскими. Запись слов  парами. * При проверке было выявлено немало дефектов. ( дефект|недостаток) * Он пишет мемуары. * Ваши аргументы убедительны. (доводы) * Все работали с энтузиазмом.( энтузиазм|азарт|воодушевление|восторг|горячность) * Мы гордимся нашим голкипером. (вратарь) Чем являются слова в каждой паре? Докажите. 2) Найдите устаревшие слова и замените современными.   СЛАЙД 2 * Горят румянцем свежие ланиты. * Построен град великий над Невой. ­   Почему   вы   смогли   это   сделать?   (Архаизмы)   А   какие   еще   виды   устаревших   слов   вы знаете? 3) По предложенному отрывку отгадайте, о какой профессии идет в нем речь. СЛАЙД 3 Записать. * Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов ­ это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры. *   Лешему   он   [Римский­Корсаков]   придумал   два   лейтмотива.   Один   поручил   струнным инструментам.   Второй   играют   четыре   валторны   и   тарелки.   Сурово   и   уныло   звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы. * ­ Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.  ­ Что с ним?  ­ Инфильтрат в левом легком под ключицей.  ­ А сколько граммов стрептомицина вы уже. вкололи этому юноше?  ­ Пятьдесят два. Роман Борисович.  ­ Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).  Почему вам удалось так быстро справиться с заданием? Какие слова помогли? Что такое профессионализмы? 4) О каких изученных в этом разделе словах мы не упомянули? НЕОЛОГИЗМЫ. Что это за слова? Приведите примеры. IV. Формирование новых понятий и способов действия Проект уч­ся По ходу – запись:  Фразеологизмы­  Кот в мешке – то, что покупают, приобретают и т. п., не зная ничего о качестве, полезности приобретаемого;     псу   под   хвост,   как   кошка   с   собакой,   палить   из   пушки   по   воробьям (Использовать чрезмерные средства для решения простых задач). Работа по учебнику стр. 128­129 V. Применение. Формирование основных навыков и умений Упр.   458   найдите   Ф.   Докажите.   Как   поняли   смысл?     С   одним   из   них   составьте предложение, запишите.  Мы увидели  волка и задали стрекача. Запись на доске. Давайте  сделаем  синтаксический  разбор  этого  предложения.  Но  прежде  узнаем,  какую синтаксическую роль играют Ф? Правило стр. 129 1 ученик подчеркнет на доске. Посмотрим, знакомы ли вы с Ф. З а д а н и е №1 (устно) Запись.  ­­ Что не вырубишь топором? СЛАЙД 4 (Что написано пером, не вырубишь топором) ­­ Куда вставляют палки? (Вставлять палки в колеса) ­­ Что бьют бездельники? (Бьют баклуши) ­­ На каких ножках избушка? (Избушка на курьих ножках) ­­ Кого тянут за хвост? (Тянуть кота за хвост) ­­ Когда цыплят считают? (Цыплят по осени считают) ­ Как вы думаете, почему Ф называют крылатыми выражениями?  Задание № 2 Соедините разбросанные части фразеологизмов. (На доске в беспорядке части фразеологизмов «. У доски работают 2 человека). Давайте   проверим,   всё   ли   ребята   сделали   верно.   А   что   означают   эти   фразеологизмы? (Обсуждение)  «Кататься как сыр в масле», Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь «Денег куры не клюют» неимоверно много даже с избытком Как кот наплакал». Очень мало После дождичка в четверг неизвестно когда исполнится. Знать назубок превосходно выучить что­либо Где раки зимуют Проучить, жестоко наказать кого­либо . Запишем эти фразеологизмы.  Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога —   бога   грома   и   молнии   Перуна.   Ему   был   посвящен   один   из   дней   недели   —   четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру).   Перуну   возносили   моления   о   дожде   в   засуху.   Считалось,   что   он   должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.  ­ Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический. Задание № 3 Выборочный диктант . 1­ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2­ой – «обманывать», 3­ ий – «быстро» (категории прописаны на доске) Сломя голову Сидеть сложа руки Во все лопатки Водить за нос Втирать очки Бить баклуши Во весь дух Вводить в заблуждение Со всех ног Высунув язык Задание   3   №     (слайд)  Зоологическая   страничка.   вы   сможете   узнать,   если   дополните следующие фразеологизмы: (По мере угадывания на экране появляются изображения животных) ­­ Голоден, как …(волк) ­­ Труслив, как ...(заяц) ­­ Здоров, как …(бык) ­­ На ухо наступил… (медведь) ­­ Смотрит, как …(баран) на новые ворота ­­ Грязный, как … (свинья) ­­ Колючий, как … (еж) А  вы,   может   быть,   тоже   поселите   сюда   каких­нибудь   животных   или   птиц?   Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н­р Хитёр как лиса Изворотлив как уж  Надут как индюк  Нем как рыба  Грязный как свинья  Упрям как осёл  Болтлив как сорока   Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек). Задание № 4 Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1 вар­т Синонимы; 2 вариант – антонимы) (Задание   4     раздается   заранее   в   распечатанном   виде   на   каждую   парту.   Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.) 1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят 2) кто во что горазд 2) в двух шагах 3) как снег на голову 3) куры не клюют 4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова 5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба 6) куда ноги несут 6) ни то ни сё 7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство 8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши 9) доводить до белого каления 9) как мел Задание № 5 . Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно):   Пустить красного петуха (поджечь что­либо); зеница ока (самое важное) скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что­либо); морочить голову  (отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах).   5.   Творческий   диктант:  ученики   записывают   начало   фразеологизма   под   диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:   Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из  мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак …. V. Этап информации о Д\З П. 25 , продолжить рассказ. Мир  Зацепочкина.          Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был – как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть, как вырос сынок, пора в школу отправлять.                                   В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней – надпись: «Зовут его Антошка – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух, а на уроках молчит, как рыба. Зато на бабушку рычит, как лев, с сестрой он – крокодил, а перед директором  дрожит, как  заяц. Но вокруг мамы ходит, как лиса, потому что мама покупает ему игрушки!»                  Да, на уроках наш герой бил баклуши, ….. VI. Этап рефлексии Оценки за урок ­ Чему был посвящен наш урок?  ­ Что такое Ф? ­ Что вы о них узнали? А   на   следующем   уроке   мы   узнаем,   на   какие   группы   делятся   Ф   по   своему происхождению. Будем учиться различать их.

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2018