Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Язык как развивающееся явление"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок нацелен показать учащимся развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа, расширить и углубить знания учащихся по русскому языку, развить интерес детей к изучению русского языка, расширить активный словарь, кругозор, привить любовь к русскому слову.
Иконка файла материала конспект.docx
Урок "Язык как развивающееся явление". (7­й класс) Разделы: Русский язык Цели:  Обучающие: показать развитие и совершенствование русского языка  как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа,  расширение и углубление знаний учащихся по русскому языку,  формирование умения работать в группе.  Развивающие: развивать интерес детей к изучению русского языка,  расширять активный словарь, кругозор, прививать любовь к русскому  слову.  Воспитывающие: расширять кругозор учащихся, воспитывать  интерес к предмету, самостоятельность, активность детей. Оборудование:  учебник "Русский язык, 7 класс" Баранов М.Т., Ладыженская Т.А и  др., Москва, изд. "Просвещение", 2007;  словари;  мультимедиа. Ход урока 1. Орг. момент. 2. Знакомство с учебником (оформление, объяснение условных  обозначений). Презентация. Обратите внимание на обложку учебника, как вы думаете, что нам  предстоит изучить в этом учебном году? (Продолжить изучение  морфологии, орфографии и культуры речи.) 3. Запись темы урока. Постановка целей и задач. Эпиграфом к уроку могут стать слова В.Г. Белинского: "Язык живет  вместе с жизнью народа". Учащиеся записывают их в тетрадях. Перед семиклассниками ставится задача: используя материал урока,  доказать правомерность высказывания критика. В ходе урока заполняется таблица: 1Знаю Хочу узнать Узнал       4. Лекция ­ беседа.  Что такое язык?  Сколько языков существует в мире? (Общее число языков в мире от  2500 до 5000, точную цифру установить невозможно ввиду  условности различия между разными языками и диалектами одного  языка. Пересчитать языки, как коров в деревенском стаде, нельзя.  Корова или есть или ее нет: Вот это уже не корова, а овца. Это тоже  не корова, а куст у дороги. Коровой мы называем экземпляр вполне  определенного животного. С языками посложнее. На географической карте изображены моря: Северное, Норвежское,  Гренландское: Где, в каком точно месте кончается одно и начинается  другое, а другое переходит в третье? Граница между морями  определяется весьма условно, миля­другая здесь, как правило, не  столь важна. Тоже часто бывает и с языками. Можно, например, ехать на машине из  Москвы на запад, в Минск или Полоцк, останавливаясь в каждой деревне и  прислушиваясь к речи местных жителей, чтобы уловить момент, когда  русский язык сменится белорусским. Однако только заехав далеко в  Витебскую область, мы догадаемся, что вокруг говорят на диалекте  белорусского языка. Граница между русским и белорусским языками в этих краях размыта. Ее можно провести лишь условно. Учитываются при этом не только собственно языковые признаки, но и внеязыковые обстоятельства. ) 5. Чтение упр. 1.  В какую группу славянских языков входит русский язык? Используя  материал упражнения № 1, составьте кластер. 2До середины 1­го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином  языке, который теперь называется праславянским. Позже начинают  накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян. Язык восточных славян называют древнерусским. Он был очень звучен и  мелодичен. В нем велика роль гласных, их было одиннадцать, а сейчас  шесть. В древнерусском языке было шесть типов склонений  существительных, три формы числа ­ единственное, множественное и  двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный,  винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при  обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы:  отче, старче и пр. Древнерусский язык существовал примерно до 14 ­ 15 веков, а потом  распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский. 6. Чтение упр.2  Почему славянские языки называются родственными? Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным.  Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и  грамматическом строе языка. Самая подвижная часть языка ­ лексика. Как вы считаете, какие явления могут оказывать влияние на изменение  лексического состава языка? (Учащиеся из курса 6 класса знают о  заимствованных, устаревших словах, неологизмах. Могут назвать такие  факторы, влияющие на лексические изменения в языке, как политические  события, расширение экономических и культурных связей с другими  странами, развитие науки и техники.) 7. Это интересно М.В. Ломоносов в 18 веке ввел в русский язык такие слова, как атмосфера,  горизонт, температура; в конце 18 ­ начале 19 века Карамзин впервые  употребил такие слова, как благотворительность, личность,  3промышленность, влияние, сосредоточенность. Постепенно в связи с изменением быта, обычаев вышли из активного  употребления историзмы (армяк, комзол, кафтан и др.), получили новые  названия архаизмы: отрок ­ подросток, сей ­ этот, зело ­ очень и др. Недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как  лунник, ракетодром, космонавт, инопланетянин, компьютер и др. Приведите примеры слов, которые совсем недавно вошли в наш активный  словарный запас. (Презентация, флеш­карта, факс, эксклюзивный, имидж и  др.) Вернулись в русский язык и "старые слова": губернатор, дума, суд  присяжных и др.  Какое из данных слов старше: ботинки ­ кроссовки; шуба ­ куртка;  спартакиада ­ олимпиада? 8. Работа с текстом. : Язык вид..изм..няется с каждым пок..лением. Только в суете быта люди  (не)зам..чают пр..шельцев. 9. Изменения, произошедшие в звуковом и грамматическом строе  языка. ­ Изменения в звуковом и грамматическом строе языка протекают  значительно медленнее, чем в лексике. Их обнаруживают ученые ­  лингвисты, которые сопоставляют тексты, написанные в разные периоды  существования языка. Так, например, ученые обнаружили, что звук [ ф ], как и буква ф, ­  греческого происхождения, ранее в русском языке не существовали.  Слова фабрика, мифология и др. нерусского происхождения. Исконно  славянский звук [ ф ] возник в произношении в 12 ­ 13 веках в результате  оглушения в словах типа ро[ ф ], ла[ ф ]ка и т.п. Наблюдаются колебания и в произношении слов современного русского  языка. Например, в словаре ­ справочнике "Русское литературное ударение  и произношение" под ред. Р.И. Аванесова, изданном в 1955году,  указывалось: фольга (не фольга); фольклор (лор и допустимо лёр).  "Словарь ударений для работников радио и телевидения" под ред. Д.Э.  Розенталя, изданный в 1985 году, указывает на единственно допустимую  форму произношения слова фольга ­ ударение на последнем слоге, а в  фольклоре только [ лор ]. А 31 августа Министерство образования и науки  хотело утвердить обновленный список словарей и справочников,  содержащих нормы современного русского литературного языка. Согласно  постановлению №195, которое вступило в силу с 1 сентября, в перечень  4вошли "Орфографический словарь русского языка" Б.Букчиной,  И.Сазоновой и Л.Чельцовой, "Грамматический словарь русского языка" под редакцией А.Зализняка, "Словарь ударений русского языка" И.Резниченко и "Большой фразеологический словарь русского языка" с комментарием  В.Телия. Некоторые нормы должны были претерпеть изменения. Например, у "кофе"  могло быть два рода. Согласно новым правилам, предлагалось говорить  "мой кофе" и "мое кофе". Происходят изменения и в грамматическом строе языка. В их числе ­  изменения рода у некоторых существительных. Так, в "Евгении Онегине"  А.С. Пушкина мы читаем: "Полусонный в постелю с бала едет он", а в  другой главе мы встречаем написание: ":Он еще в постеле". И здесь Пушкин не ошибся в выборе окончания существительного. Дело в том, что в те  времена употреблялось слово постеля, а не постель и написание е в  окончании предложного падежа слова постеля было правильным.  Какие формы рода выделенных существительных являются  устаревшими? 1. Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) ­ И на покорную рояль  властительно ложились руки. (А. Блок) 2. Ветка тополя уже выбросила бледно­желтые клейкие листочки. (Б.  Полевой) ­ За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов) 3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую  вуаль. (М. Горький) ­ Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой) 10. Подведение итога. Рефлексия. ­ Заполните последний столбик таблицы "Знаю. Хочу узнать. Узнал". ­ Что нового для себя вы узнали на уроке? ­ Трудно ли вам будет выполнить домашнее задание? ­ Составьте синквейн на тему "Язык"Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) –  это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения,  состоящего из пяти нерифмованных строк.Синквейн – это не простое  стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:1 строка –  одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.2 строка – два  прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка – три глагола, описывающие  действия в рамках темы.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка –  заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (Зачитывается несколько работ учащихся). Язык Богатый, необходимый 5Соединяет, сообщает, помогает Язык – средство передачи мыслей, чувств… Чудо. Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся  явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу.  Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством хранения и передачи другим поколениям  знаний об окружающем нас мире. Прав был В.Г. Белинский, утверждая, что "язык живет вместе с жизнью  народа". Домашнее задание: упр. 2, 6. 6