Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
29.03.2017
Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"
Данный конспект урока русского языка предполагает повторение по теме "Запятая в союзном сложном предложении". Обучающимся необходимо вспомнить типы союзов, виды союзных сложных предложений, отличительные особенности этих предложений, уметь расставлять знаки препинания в них. Урок построен на работе с текстом, при этом ученики выполняют роль корректоров. Они могут редактировать текст, исправлять ошибки, конструировать предложения.
открытый урок по теме Запятая в союзном сложном предложении.docx
Урок русского языка в 7 классе по теме  «Запятая в союзном сложном предложении» Учитель русского языка и литературы МАОУ лицей №81 г.Тюмени                                                                                                               Кошина В.А. Цели урока:   проверить знания, умения, навыки в постановке запятой в союзном сложном предложении. Задачи:  воспитывать интерес обучающихся к предмету, расширять их кругозор;  формировать умение правильно расставлять знаки препинания в союзном сложном предложении, конструировать предложения.  развивать   устную   и   письменную   связную   монологическую   речь   обучающихся; умение работать в команде. Тип урока: урок­практикум. Технологии: технология проблемного обучения, технология Сотрудничества. Методы:  частично­поисковый метод, метод проблемного обучения, эвристическая беседа. Приёмы:  приёмы   технологии   Сотрудничества   (крестики­нолики,   одновременное написание по кругу, РАФТ) Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, таблицы,  компьютер. Ход урока I. Организационный момент. Вступление к уроку.( На слайде стихотворение) Прозвенел уже звонок.  Начинается урок.  Мы сегодня не одни,  Гости на урок пришли.  Повернитесь поскорей,  Поприветствуйте гостей!  Настроение у нас отличное,  А улыбки – дело привычное.  Пожелаем друг другу добра,  Ведь урок начинать нам пора. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята,  вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание,  находчивость, смекалка. II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели (мотивация.) Учитель:  Посмотрите, какое необычное стихотворение, Давайте его прочитаем! В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синица в коридоре играют дети на стене висит картина... Учитель: ­В чем необычность этого стихотворения? Почему оно вызывает улыбку? ­Что было бы, если бы не было запятых? (Без запятых, расставленных правильно, смысл высказывания искажается, получается путаница и бессмыслица.) –  ­Что помогает нам правильно расставить знаки препинания? (интонация при чтении стихотворения). Значит мы можем сказать о роли запятой в предложении.           Вывод делают  дети: запятая выполняет смыслоразличительную функцию. ­Скажите, какое это предложение по наличию в нём главных членов? Докажите. Итак, запишите тему урока «Запятая в союзном сложном предложении». Какова цель нашего урока? Проверить ЗУН в постановке знаков препинания в союзном сложном предложении. Задачи:  1.Учиться различать….. 2.Учиться правильно конструировать…. Итак. Мы­  крупное издательство «Я и мир». Издаем альманах, журнал и книги  « Я и мир». Я главный редактор издательства, вы­ корректоры. Ребята, а кто такие корректоры? ( ученики работают со словарями  и дают определение слову «корректор»). Да, сегодня мы окунемся в мир данной профессии. А сейчас, уважаемые коллеги,  производственное совещание, так как перед началом работы нам необходимо восстановить в памяти необходимые знания по теме и основные правила постановки знаков препинания в союзном сложном предложении.              М.В.Ломоносов  писал   в  «Российской  грамматике»  1755  года:  «Строчные  знаки ставятся по силе разума и по его расположению к союзам». Что он хотел сказать этими словами? Почему Ломоносов говорил о союзах? Какую роль они выполняют? На какие группы делятся союзы. Давайте их вспомним. Для этого выполним задание. Сейчас   я   буду   называть   союзы,   если   они   подчинительные,   то   вы   сидите,   если сочинительные, значит встаёте. Чем отличаются сочинительные союзы от подчинительных? III. Закрепительные задания. ( на доске, на слайде) 1.­На слайде даны предложения, выделите грамматические основы, отметьте знаки препинания. Назовите тип предложения по наличию главных членов. 1.Вдруг все ожило и леса и пруды и степи. 2.Накануне дул яростный ветер а сегодня ярко светит солнце. 3.Солнце бросает тёплые лучи и оживляет окрестность. 4.Деревья молодеют когда наступает весна. В   каких   предложениях   вы   расставили   знаки   препинания?   Почему?(   идет   работа повторения правила).          2.На слайде даны предложения без знаков препинания. Найдите схемы к этим  предложениям. 1.Справа и слева от дороги сплошной стеной стоят сосны и ели. 2.К рассвету хлынул дождь и снег подтаявший раньше расплавился в потоке воды. 3.По­ весеннему синеет небо и медленно тают в нём остатки вчерашних туч. 4.В поле густо колосится и рожь и пшеница и просо. 5.Редеет мгла ненастной ночи и близкий день уж настаёт. Планерка окончена, приступаем к непосредственной работе с текстом. 3.В наше издательство поступил  текст известного русского классика Л.Н.Толстого. Вы, как корректоры, должны устранить ошибки, определить стиль речи, озаглавить текст.  Для начала давайте его прочитаем. (работа в группах, представители каждой группы получают текст) Весна (1) Пр..шла в..сна, пр..красная, дружная  вместе радуют(?)ся р..стения животные   и люди… (2) В..сна долго (не) открывалась. (3) Последние недели ст..яла ясная   м..розная погода. (4) Днем та..ло на солнце  а ночью дох..дило до семи градусов. (5)  Вдруг… пон..сло теплым ветром  когда надвинулись тучи  и три дня  лил бурный и теплый дождь. (6) В четверг ветер затих  и надвинулся густой серый туман. (7) В  тумане полились воды  затр..щали и ..двинулись льдины  быстрее двинулись  мутные  вспенивш..еся потоки и на самую Красную Горку разорвался туман  тучи  ра..бежались б..рашками, прояснело  и открылась настоящая в..сна. (8) Наутро  поднявш..еся яркое солнце быстро съело тонкий л..док  подернувший воды  и весь  теплый воздух задр..жал от наполнивш..х его испарений оживш..й земли. (9)  Заз..ленела старая и вылезающая иглами м..лодая трава  надулись почки калины   см..родины и липкой спиртовой б..резы… (10) Пр..шла настоящая в..сна. (Л.Н.  Толстой)  Ведущая тема, определенная в заглавии, – весна. Ей подчинены три микротемы: 1) пришла весна, но долго не открывалась; 2) теплый воздух пробудил землю; 3)  забурлила жизнь в деревне. Толстой радуется наступившей весне. Это время года  вносит оживление, ликование как в природе, так и в душе человека. Лев  Николаевич, описывая весну, заставляет читателя восторгаться красотой родной  земли, вселяет в него оптимизм. Основная мысль текста, по­моему, в том, что  жизнь прекрасна и надо уметь радоваться ей, ценить ее. Этот текст – отрывок художественного произведения, в котором представлена  образная картина пробуждения природы. В целом в нем описывается весна. Неожиданное начало весны передается использованием преимущественно глаголов совершенного вида (больше всего – с приставкой, имеющей значение «начало  действия»), с помощью которых создается динамика. Эти глаголы составляют  повествовательную канву текста – мгновения весны.  Цветопись и звукопись в тексте являются основным средством образности.  Краски здесь солнечные, весенние: «серый туман», «прояснело», «зазеленела  трава», «золотым цветом». Но более всего слышна музыка весны: «полились  воды», «затрещали льдины», «воздух задрожал», «загудела пчела», «залились  жаворонки». В создании колорита весны Толстой использует олицетворения  («пришла весна», «радуются растения», «заплакали чибисы»), эпитеты («веселые  голоса», «яркое солнце»), сравнения («тучи разбежались барашками»,  «вылезающая иглами трава»), метафоры («открылась весна», «над бархатом  зеленей», «затрещали голоса»), метонимию («застучали топоры»). Такое  оформление помогает ярче представить картину весны, услышать ее разные  звуки. Таким образом, Л. Н. Толстой, великий художник слова, сумел передать, как мне  кажется, не только состояние весенней природы, но и состояние души человека,  когда сердце наполняется любовью ко всему окружающему, когда рождается гимн весне и жизни. 4.Поскольку вы являетесь корректорами, вам необходимо не только находить ошибки в  предложениях и исправлять их, но ещё и самим учиться конструировать предложения. Мы  продолжаем наш разговор о весне.  На слайде вы видите слова. Ваша задача составить с ними  предложения по горизонтали, по вертикали и по диагонали. При этом можно выбрать  любой ряд. Выделите грамматические основы в предложениях, начертите их схему. (Вызываю к доске). Тик­Тэк­Тоу 1.Весна          Листья            Запах 2.Солнце      Радость Птицы 3.Люди Деревья Цветы 4.Ну что,  дорогие корректоры. Сейчас необходимо проверить каждого из вас. Должность  ответственная, поэтому знания должны быть прочные. IV. Диагностика усвоения. У вас на столах лежат карточки разных цветов. Участник 3, возьмите карточки и раздайте их свои коллегам по номерам. Сейчас мы выполним задание по кругу. При этом каждый участник работает со своим предложением (то есть с предложением, под номером которого вы сидите. У каждого будет 30 сек. Как только вы услышите таймер, передаёте карточку следующему участнику. И так 4 раунда. Задание понятно? Тогда поехали.        Участники 4 соберите листы. 5.Итак,   коллеги.   Сегодня   нам   предстоит   ещё   одно   большое   дело.   Необходимо   издать брошюру по теме «Знаки препинания в союзном сложном предложении». Р­ корректоры А­для учеников  Ф­брошюра, буклет. Т­«Знаки препинания в союзном сложном предложении». Рефлексия. У.  Я   думаю,   вы   хорошо   справились   с   работой   корректоров,   и   смело   можно   вам выплачивать гонорар за работу в издательстве. (Ручки.) Мне бы очень хотелось, чтобы каждый самостоятельно оценил свою работу на уроке. Сегодня мы с вами много говорили о весне. Я предлагаю: наполнить эту пустую вазу цветами. Пусть расцветает весна! (На доске находится нарисованная ваза) У вас на столах лежат цветы разного цвета: Если вы справились со всеми заданиями на уроке, и всё было понятно, то прикрепите красный цветок. Если же где­то были допущены ошибки или что­то казалось непонятным, возьмите сиреневый цветок. Если вы допускали много ошибок или вы чувствовали себя некомфортно на уроке, возьмите жёлтый цветок.  Домашнее задание. Мы сегодня работали над очень важной темой, которая вам   необходима при выполнении теста ГИА в 9 классе. Напишите дома мини­сочинение  «Зачем нужны знаки препинания?», используя ту информацию , которую вы  получили на уроке

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Запятая в союзном сложном предложении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017