Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
31.03.2017
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"
Урок-практикум в 9 классе. Цели: 1. Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Комплексный анализ текста». 2. Закрепить ранее полученные знания по теме «Сложные предложения». 2. Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся. 3. Воспитывать любовь к природе, интерес к творчеству В.М.Пескова. Методические приёмы: развивающее обучение (вовлечение учащихся в различные виды деятельности), использование ИКТ (развитие познавательного интереса к обучению, жизни окружающих людей), дидактического материала (ориентация текста на воспитание у учащихся экологической культуры), самостоятельная работа учащихся
урок в 9 классе Комплексный анализ текста.docx
Тема: "Комплексный анализ текста" Тип урока: урок­практикум в 9 классе. Цели:  1. Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Комплексный  анализ текста». 2. Закрепить ранее полученные знания по теме «Сложные предложения». 2. Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и  письменной речи учащихся.  3. Воспитывать любовь к природе, интерес к творчеству В.М.Пескова.  Методические приёмы: развивающее обучение (вовлечение учащихся в  различные виды деятельности), использование ИКТ (развитие познавательного интереса к обучению, жизни окружающих людей), дидактического материала  (ориентация текста на воспитание у учащихся экологической культуры),  самостоятельная работа учащихся.  Класс разделен на 3 группы. Ход занятия. 1. Оргмомент.  ­ Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Надеюсь,  что у вас хорошее настроение, и вы будете на уроке внимательными и  активными. (Слайд №1) 2. Работа с эпиграфом урока. Словарная работа. ­ Скажите, ребята, знаете ли вы, каким годом объявлен в России 2017 год?  (Годом экологии) (Слайд № 2) ­ Верно, молодцы!  Согласно Указу Президента Владимира Владимировича  Путина 2017 год объявлен в России Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. Давайте узнаем, с чем связан подобный выбор.  (Ученик читает) Ситуация с охраной природных ресурсов в Российской Федерации   становится с каждым годом все хуже, а возникшие проблемы – все более  глобальными. Специалисты уже давно предупреждают об  угрозе экологического бедствия.   Самое время изменить экологическую ситуацию в России, позаботиться о заповедниках, заняться оздоровлением водных ресурсов и воздуха, начать  пользоваться возобновляемой системой энергоснабжения и раздельной  утилизацией отходов. Руководители страны считают, что внедрение  особых планов на 2017 год позволит изменить экологическую обстановку  не только в России, но и на всем земном шаре.  ­ А сейчас откройте словари и прочитайте толкование слова «экология».  (1 ученик читает вслух) (Слайд №3) ЭКОЛООГИЯ (от ·греч. oikos - дом и logos - учение) Отдел биологии, изучающий взаимоотношения организмов и окружающей среды. (В словаре Ушакова) ЭКОЛОГИЯ, -и, ж. 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Э. растении. Э. животных. Э. человека. 2. Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде. Э. леса. Э. водоема, почвы. Э. человека или социальная э. (взаимодействие человека, общества и окружающей среды) (В словаре Ожегова) ­Эпиграфом нашего урока будут слова писателя­публициста  Василия  Михайловича Пескова, которого всегда волновали вопросы экологии: « Человек – тоже частица природы, и ему обязательно надо жить с природой  в мудром согласии» (Слайд №4) –Давайте послушаем сообщение о Пескове.  (Слайды №5­8) (Сообщение учащегося о В.М.Пескове).  ­ Спасибо. Думаю, что на уроках внеклассного чтения мы продолжим  знакомство с творчеством В.Пескова. 3.Объявление  темы урока.  Обучающиеся формулируют ее через  решение проблемной задачи. ­ Ребята, а сейчас попробуйте угадать, о чем идет речь. ­ Он состоит из предложений, которые объединены общей темой и основной  мыслью. Предложения в нем связаны по смыслу и с помощью языковых  средств. С ним мы встречаемся при подготовке  и сдаче экзамена. Что это?  (Текст) ­ Верно, ребята. И тема нашего урока «Комплексный анализ текста». (Слайд  №9). Мы закрепим тему «Виды сложных предложений» и продолжим  подготовку к экзаменам – будем работать с текстом. ­ Запишите на листках сегодняшнее число и тему урока: «Анализ текста». 4. Синтаксическая разминка.  ­ Для начала проведем синтаксическую разминку. Выпишите предложение,  которое является эпиграфом нашего урока, и  выполните на листках  синтаксический разбор данного предложения.  ­Начертите на доске схему этого предложения и устно охарактеризуйте его.  (1 ученик у доски) 5. Блиц­опрос. Закрепление темы «Сложное предложение» ­ Ребята, а сейчас с помощью блиц­опроса проверим наши знания по теме  «Сложное предложение». (Слайды 10­11) (Учитель задает вопросы отдельно каждой группе, учащиеся отвечают) 1) На какие группы делятся сложные предложения? (1 гр.) 2) Какие предложения называются сложноподчиненными? (2 гр.)  3) Верно ли утверждение, что придаточные предложения всегда стоят после  главных? (3 гр.) 4) Как определить вид придаточного предложения? (1 гр.) 5) Как отличить союз от союзного слова? (2 гр.) 6)  На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?  (3 гр.)  6. Работа с текстом.  - Молодцы, ребята, начнем работу с текстом. Сегодня мы с вами будем  работать с фрагментом очерка Василия Пескова. 6.1. Чтение текста. ­Выразительно прочитайте текст. (1 ученик читает вслух) 6.2. Беседа по вопросам: (Слайд 12) ­ Какова тема текста?  (Равнодушие молодёжи  к той красоте, которая окружает каждого из  нас).  ­ Назовите основную мысль текста. (Автор призывает любить и беречь родную природу, любить все прекрасное и живое). 6.3. – Какую проблему затрагивает автор текста?  Выберите наиболее верную  формулировку проблемы. (Слайд 13): 1) проблема бережного отношения к птицам; 2) проблема взаимоотношений человека и природы;  3) проблема красоты природы 6.4. Определите количество абзацев и микротем. (Ответы детей) ­Запишите названия микротем, которые понадобятся вам при выполнении  домашнего задания. (Слайд 14) Тишина леса, радость от «музыки дятла». Внезапный выстрел. Встреча с виновником. Призыв к молодому поколению любить и беречь всё живое. 7. Работа в группах. ­ А сейчас, ребята, поработаем в группах.  ­ Какие речевые средства выразительности использует В.М.Песков в этом  тексте? Найдите их и запишите на листочках. 1 группа находит эпитеты, 2  группа – сравнения, 3 группа – олицетворения.  Группы читают по очереди. ­ Какие ещё средства выразительности вам встретились? инверсия (лет семнадцати парень, 6 предл.14пр.); олицетворение (лес молчит, заболевшая сосна); сравнение (дятел – музыкант, роща­островок); эпитет (безмолвный лес, синий дым, скучный и неприветливый лес,  особая радость, рабочая музыка). гипербола (слышно за сто шагов) ­ Понимаете ли вы значение слова прогалина? Найдите в словарях это слово  и познакомьтесь с его значением. (Учащиеся читают)          , 1) ПРОГ ЛИНА АА  .). Место, не заполненное тем, что находится вокруг него (напр  (разг   небольшая полянка в лесу, светлое пятно на небе при облачности).     .,  Толковый       словарь       Ожегова    .     С   .  И   .     Ожегов  ,     Н   .  Ю   .     Шведова  .     1949  ­  1992    .       2) Прогалина ­ ж. 1. Свободное от деревьев место, поляна или лужайка в  лесу. отт. Голое, лишенное покрова место на какой либо поверхности.  2. Промежуток, свободное место между чем либо.  Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000  3) Прогалина ­   (разг.). 1. Незаросшее деревьями место, поляна или  лужайка в лесу. Выйти на прогалину. 2. Расчищенное или  незаполненное (тем, что вокруг) место. Светлая прогалина на  свинцовом небе. || Трещина, щель, просвет (обл.).  Толковый словарь Ушакова ­Назовите и запишите синонимы этого слова. (Поляна, лужайка) 8. Работа на доске. ­ Замените словосочетания синонимичными и назовите вид связи в  словосочетаниях. Уч­ся по одному записывают на доске словосочетания. 1гр. – лес осенью – (осенний лес) 2 гр. – парень лет семнадцати – (семнадцатилетний парень) 3 гр.­ костяной молоточек – (молоточек из кости) 9. Минутка для отдыха. ­ Ребята, вы хорошо поработали, давайте немного отдохнем и просто  полюбуемся красотой родной природы. (Видео и песня) 10. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа. ­Следующие задания  каждый выполняет самостоятельно на листочках.  (Учитель раздает карточки с индивидуальным заданием для детей с ОВЗ) 1) Из предложений 1­7 выпишите номер сложноподчинённого предложения.  2) Укажите количество грамматических основ в предложении 15. 3) Из предложения 11 выпишите грамматическую основу . 5) Из второго абзаца выпишите номер предложения с вводным словом и  назовите его. 6) Из предложений 8­12 выпишите номер предложения с обособленным  распространенным обстоятельством.  ­Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. 11. Подведение итогов урока. ­ Итак, давайте подведем итоги нашего урока.  ­ Понравился ли вам урок? Какие темы мы с вами повторили? С какой новой  информацией вы познакомились? Понадобится ли вам в дальнейшем материал сегодняшнего урока? ­ Наш урок подходит к концу, и мне хочется завершить его словами поэта  Евгения Евтушенко:  «Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. 12. Рефлексия. Выставление оценок. ­ Ребята, выберите и запишите на листочках высказывание, которое более точно  передаёт ваше состояние к концу урока.  (Высказывания на слайде) А) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Б) Ах, как я устал от этой суеты. В) Готовиться к экзамену не так­то просто. Г) Я знаю, что ничего не знаю. 13. Домашнее задание. ­ Напишите сочинение­рассуждение по данному тексту. Объясните, как вы  понимаете смысл фрагмента текста «Кто должен научить их беречь и любить  природу?  Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и непривет­ лив?» ­Спасибо всем за урок. Приложения. Сообщение о В.М.Пескове. Василий Михайлович Песков –  один из талантливейших писателей­ публицистов , автор многочисленных книг, статей и зарисовок о природе,  Текст для анализа. (1) Осенью лес молчит. (2) Такая тишина. (3) 3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6) В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. (8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9)Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве. (17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, что делать с птицей. (20) - Зачем? (21) - А просто так... (22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман. (23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24) Кто должен научить их беречь и любить природу? (25) Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26) Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? (В.Песков)

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Комплексный анализ текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017