Конспект урока русского языка: "Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами Усвоение нового учебного материала. (15 мин. ) Формирование УУД: - регулятивные (постановка и формулирование целей предстоящей работы, адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия); - познавательные (давать определение понятию «однородные члены», проводить наблюдение под руководством учителя); - коммуникативные (эффективно сотрудничать в группах, осуществлять взаимный контроль, уметь убеждать). 1. Наблюдение над языковым материалом. Беседа по тексту стихотворения М. Исаковского «Осторожно ветер из калитки вышел…» (учебник с. 154): - Понравилось ли вам это стихотворение? Чем? - Каким вы себе представили образ ветра? - Кого он напоминает?конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Знаки препинания в предложениях с однородными членами Усвоение нового учебного материала. (15 мин. )  Формирование УУД:   ­ регулятивные (постановка и формулирование целей предстоящей работы, адекватная  самостоятельная оценка правильности выполнения действия);   ­ познавательные (давать определение понятию «однородные члены», проводить  наблюдение под руководством учителя);   ­ коммуникативные (эффективно сотрудничать в группах, осуществлять взаимный  контроль, уметь убеждать).   1. Наблюдение над языковым материалом. Беседа по тексту стихотворения М. Исаковского  «Осторожно ветер из калитки вышел…» (учебник с. 154):   ­ Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?   ­ Каким вы себе представили образ ветра?   ­ Кого он напоминает? Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами  предложения  Цели: ­  активизировать ранее усвоенные знания учащихся об однородных членах предложения,  способах связи однородных членов  предложения; ­ формировать навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения;   ­ учить видеть союз И в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом  предложении;  ­ активизировать познавательную активность учащихся, используя современные  информационные технологии;  ­ формировать умение делать выводы, развивать логическое и образное мышление. Оборудование:   ­ компьютерная презентация «Знаки препинания в предложениях с однородными членами  предложения»;   ­ распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся (текст);   ­ таблица «Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами» (автор Львова С.И.)   ­ учебник: Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений под ред.  Львовой  С.И.  М. : Мнемозина, 2013 г. Ход урока: 1. Организационный момент. 2.  Наблюдение над языковым материалом.Слайд 1   ­ Взгляните на эти поэтические строки  глазами лингвиста и ответьте на вопросы  (читает  учитель):   Поёт зима, аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.                    (С. Есенин) На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём.                  (И. Никитин) ­  В чём особенность  этих предложений? ­ Можете ли вы объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях?   ( Дети  объясняют постановку знаков  препинания)          Слайд 2 ­ Посмотрите внимательно на следующие предложения. Мал золотник, да дорог. Ночью ветер злится да стучит в окно.  Перед глазами ходил океан, и гремел, и колыхался, и сверкал, и угасал, и светился, и  уходил куда­то в бесконечность. Человек с трудом переносит как мороз, так и жару. ­  Чем примечательны эти предложения? (Здесь все однородные члены предложения  соединяются сочинительными союзами; где­то  ставится запятая, а где­то нет). Объясняем постановку знаков препинания в 1 и 2  предложениях.   3. Формулирование темы урока и  задач  урока. ­ Теперь, я думаю, вы можете определить, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем  уроке. Записывают в тетради тему урока: (Слайд 3) Знаки препинания в предложениях с однородными членами                                          ­ Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы успешно изучить эту тему?  (Вспомнить  об однородных членах предложения, способах связи однородных членов в  предложении, на какие группы делятся сочинительные союзы и в чём их особенности). ­ Чему мы должны научиться к концу урока? (Правильно ставить  знаки  препинания в предложениях с однородными  членами). 4.  Изучение нового материала ( наблюдение, устное сообщение).­ Объясните данные схемы, постановку знаков препинания в них (слайд 4):     [    ], и  [    ] [ O  и  O ]   ­ Данные ниже предложения запишите  рядом с соответствующей схемой. Дайте  характеристику простых предложений в составе сложного по строению грамматической  основы (слайд 5)                                   Мы проходим межой и сворачиваем влево к лесу.   Нахмурилась небо, и стало темно. Делаем вывод:  чтобы узнать, ставится запятая перед сочинительным союзом  И или не  ставится, мы должны видеть, что соединяет союз И: однородные члены или простые  предложения в составе сложносочинённого.  Изучение теоретического материала: Работа с учебником  ( стр 189 (3)­ 190),       (Учащиеся бегло просматривают материал учебника из рубрики «Теоретические сведения»  отвечают на вопросы: ­ Какими двумя способами связываются однородные члены предложения?   (или помощи перечислительной интонации, или при помощи сочинительных союзов и  перечислительной интонации) ­ Какая новая для вас информация встретилась вам? (Отмечают случаи постановки знаков препинания при повторяющихся союзах и, да (в  значении и), или, либо и их отсутствие, если эти союзы одиночные; постановку запятых в  предложениях, где однородные члены связаны двойными союзами: Не только………но и Если не…………то Как…………….так и Не столько…………….сколько и т.д. ­ В чём особенность этих союзов? Это  градационные союзы, они выражают градационные отношения (сопоставление по  степени важности), подчёркивает, что действие не ограничивается одним  лицом,  предметом, а распространяется на другое лицо или предмет.  Устное сообщение на тему «Знаки препинания в предложениях с  однородными членами предложения» с опорой на схему. 5. Закрепление изученного материала (работа у доски и на местах).  Возвращаемся  к слайду 3, объясняем знаки препинания в 3 и 4 предложениях,  составляем схемы предложений:Перед глазами ходил океан, и гремел, и колыхался, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда­то в бесконечность. Человек с трудом переносит как мороз, так и жару. (обращаем особое внимание на отсутствие запятой перед первой частью двойного  союза  как……так и)  Из материала «Теоретические сведения» записываем предложения, объясняем  постановку знаков препинания или их отсутствие, составляем схемы предложений: Они уже не только по обличью, но и по звуку различали свои и немецкие самолёты. (А.  Фадеев) На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство.  Из упражнения 331 приводим примеры  предложений  с присоединительными  союзами   да и…., да и то…., притом…, и притом…., объясняем, что  перед ними  всегда ставится запятая. Записываем на доске, составляем схемы: С утра моросит долгожданный дождь, да и то  едва заметный. С утра моросит долгожданный дождь, и притом   едва заметный.  Выполнение упражнения  333 ( 3, 4, 5 6 предложения).    Цель выполнения  упражнения: установить, части сложного предложения или однородные  члены соединяет союз И. вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Повторить виды  односоставных предложений. 3. Мне стало жаль её и я посп.шил перем.нить разговор. 4. В деревне узнали о пр.езде гостей и уже после обедни  в избу набралось много народа. 5. Вот железную дорогу построили и стало удобно. 6. Целый день шёл дождь и теперь разгулялось.  Работа с текстом с последующей проверкой:  Работа по группам (5 групп). Найти в своем абзаце предложения с однородными членами, записать их, объяснить  постановку знаков препинания, составить схемы:                               Текст на каждой парте, на экране (слайд 9)        Прочитайте текст,     определите его стиль,  тему, основную мысль. Найдите предложения с однородными членами, запишите их, расставляя знаки препинания. 1.  Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди  курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумываются о страшных последствиях забывают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.2. И ацетон и ртуть и свинец  и мышьяк разрушают организм курильщика.  Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6 ­ 8 лет. Это исследовали  и доказали ученые всего мира. 3. Ежедневно в России умирает 300 тысяч человек.  Страшная и ужасная статистика. Помни  знай о вреде курения и борись с ним. 4.  При царе Михаиле Федоровиче курильщиков били палками по стопам и отрезали нос и  уши. Это было страшно жестоко но эффективно! 5. Прислушайся к нашим советам. Откажись от вредных привычек и закаляйся занимайся  спортом и веди здоровый образ жизни. После чтения текста определяем  его стиль,  тему, основную мысль, доказываем. Далее  учащиеся  находят в своем абзаце предложения с однородными членами, определяют  их  синтаксическую роль, объясняют  постановку знаков препинания (работа в группах: 5  абзацев ­ 5 групп).  Проверка выполнения. Задание всему классу: ­ найдите односоставные предложения в 4 микротексте, определите их вид. Обратить внимание на предложение: Страшная и ужасная статистика ( односоставное назывное). ­ Изменяем порядок слов. Что изменилось? Статистика страшная и ужасная. (двусоставное, составное именное  сказуемое). Предложения записываем в тетрадях, подчёркиваем основы предложений. 6. Рефлексия.  ­ Что нового вы узнали сегодня на уроке?   ­ Было ли вам трудно?   ­  Справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?      Оценка работы учащихся на уроке. 7. Домашнее задание: стр.190 (3)  материал для запоминания. Упр. 334  (1, 2 или 3 – по выбору)

Посмотрите также