Урок 9. Социальная сфера общества
Цели и задачи: познакомить учащихся с социальной сферой общества; дать представление о сущности социальной структуры общества; познакомить с терминами и понятиями: социальная сфера, социальная группа, социальная общность, этнос.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать большие и малые социальные группы; приводить примеры больших социальных групп в российском обществе; выявлять характерные черты социальных групп и общностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; осознание необходимости анализировать свои поступки с точки зрения правовых норм; воспитание ответственности за свои решения.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: проблемный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Попугай сидел вместе с вороной в одной клетке. О, как он страдал от такого соседства! «Какой отвратительный черный цвет, какая безобразная фигура», — думал он.
Ворона тоже мучилась от общества попугая. Грустная и подавленная, она сокрушалась: «Почему именно на мою долю выпало такое несчастье? Мне было бы куда приятнее сидеть с другой вороной и радоваться тому, что мы вместе».
Вопросы к классу
— О чем эта притча восточного мудреца Сааи?
— В чем ее смысл?
— Какое отношение она имеет к теме нашего урока? (Ответы учеников.)
Тема урока: «Социальная сфера общества».
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
— На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)
План урока
1. Социальная сфера.
2. Социальные группы.
3. Социальные общности.
4. Этносы.
III. Введение в новый материал
Проблемное задание. Жан Жак Руссо утверждал: «Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе». В ходе урока мы должны определить собственное отношение к данному утверждению.
IV. Работа по теме урока
1. Социальная сфера
На прошлых уроках мы пришли к выводу, что общество — это не просто множество людей. Мы — люди — живем в постоянном общении с себе подобными, т. е. в обществе. Вся история человечества — это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Изучать общество всегда интересно. Однажды философ Сократ гулял со своим учеником Федром. Они очутились за воротами Афин. Сократ был поражен красотой местности и начал вслух восторгаться пейзажем. Федр прервал учителя, пораженный тем, что тот ведет себя как чужестранец, которому проводник показывает окрестности. «Что же, — спросил он Сократа, — ты не выходишь даже за городскую стену?» Философ придал ответу символическое значение: «Извини меня, добрый мой друг, я ведь любознателен, а местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе».
С этого урока вы начнете изучение человеческого общества. Взаимодействие людей в группах и между собой составляет социальную сферу общества.
Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!» на с. 57 учебника, дайте характеристику понятия «социальная сфера».
(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)
|
Социальная сфера |
|
||
|
|
|||
охватывает взаимодействие больших и малых социальных групп общества: наций, народов, классов, сословий, семей и др. |
|
включает повседневные взаимоотношения граждан |
||
— К социальной сфере относятся —| |
||
|
|
|
учреждения, которые нужны для нормальной жизни людей: магазины, столовые и кафе, больницы и поликлиники, телефон, почта, а также транспорт |
|
учреждения и организации, оказывающие социальную помощь нуждающимся гражданам — малоимущим, инвалидам, многодетным семьям и др. |
2. Социальные группы
Посмотрите друг на друга. Вы все вместе являетесь единой группой — одним классом. Но если приглядеться внимательнее, мы увидим, что в вашем классе существует множество маленьких подгрупп, объединенных по разным причинам. Кого-то связывает дружба, кто-то сблизился на основе общности музыкальных пристрастий, кто-то является болельщиком команды «Зенит» и т. д.
Итак, общество имеет сложное строение. Оно является совокупностью социальных групп. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу общества.
Социальные группы — основа человеческого общества.
— Как вы думаете, может ли быть верным утверждение: «Численность групп на земле превышает численность людей»?
(Ответы учеников.)
Действительно, это верное утверждение. Ведь человек способен состоять сразу в нескольких группах.
Задание: изучите схему и прокомментируйте ее.
|
Все люди на земле составляют одну большую социальную группу.
Задание: познакомьтесь с рубрикой «Интересные факты» на с. 58, 59 учебника и прокомментируйте их.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: вспомните историю Древнего мира и Средних веков.
1. Определите, какие социальные группы существовали в те времена.
2. Приведите примеры социальных групп в древних и средневековых государствах.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: заполните в тетрадях таблицу. К каким социальным группам вы принадлежите? Дайте их краткую характеристику.
(Проверка выполнения задания.)
3. Социальные общности
Общество представляет собой совокупность социальных групп и социальных общностей.
Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!» на с. 60 учебника, познакомьтесь с понятием «социальные общности».
(Проверка выполнения задания.)
Обществоведы выделяют следующие признаки социальной общности:
• сходство условий жизнедеятельности;
• общность потребностей;
• наличие совместной деятельности;
• формирование собственной культуры и др. Виды социальных общностей:
• классы и социальные слои;
• социально-демографические;
• профессиональные;
• конфессиональные (религиозные);
• этнические и территориальные;
• сложившиеся в зависимости от интереса индивидов и др. Эти многочисленные группы ученые объединили в две большие группы.
Задание: работая с текстом п. 3 § 7 учебника, заполните таблицу.
Социальная общность в узком смысле |
Социальная общность в широком смысле |
В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы — совокупности людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют друг с другом, обмениваются услугами, зависят друг от друга и т. д. (например, жители поселка)
|
В широком смысле социальная общность — синоним социальной группы. Это объединения людей, которые формируются на основе: • своей культурно-исторической самобытности (народы, нации); • родственных связей (семья); • возраста; • социального положения и т. д. |
(Проверка выполнения задания.) Задание: рассмотрите иллюстрации на с. 60.
— Какие социальные общности изображены на них?
— Как вы относитесь к подобным социальным общностям? Задание для первой группы: представьте социальную общность
спортивных фанатов, выделяя их положительные черты.
Задание для второй группы: представьте социальную общности спортивных фанатов, выделяя их отрицательные черты. (Проверка выполнения задания.)
4. Этносы
— Я сейчас прочитаю стихотворение В. Кострова. Какова его главная мысль?
Не как фольклорная подробность,
Как вызов против естества,
Был в русской жизни
Страшный образ — *
Иван, не помнящий родства.
Ни огонька,
Ни поля чести.
Ни проливного бубенца.
Ни доброй памяти,
Ни песни,
Ни матери
И ни отца.
Тут не увечье,
Не уродство,
Не тать — рука у топора,
А сердца вечное сиротство
И в светлом разуме дыра.
И в ближней стороне,
И в дальней,
В часы беды и торжества
Нет участи твоей печальней,
Иван, не помнящий родства.
(Проверка выполнения задания.)
Особое место в структуре общества занимают национальные общности — этносы.
Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!» на с. 61 учебника, познакомьтесь с понятием «этносы»
(По ходу проверки выполнения задания составляется схема (см. с. 81).)
Предлагаю проследить, как и когда появились племя, народность и нация. Для этого прочитайте п. 4 § 7 учебника. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
Задание: работая в парах, познакомьтесь с дополнительным материалом и выполните задание.
Дополнительный материал
В VI—VIII вв. восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы, заняли большую часть Восточно-Европейской рав-
|
нины, на этой территории проживали 12 племенных союзов, наиболее многочисленные были поляне, ильменские славяне, древляне.
ВIX в. формируется государство у восточнославянских племен с центром в Киеве — Киевская Русь.
В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое государство. Подчиняясь власти киевского князя, каждое племя отправляло свое ополчение для защиты государства. В военных походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом. «Мы из рода русского», — говорили они с гордостью.
В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность.
В результате монголотатарского нашествия в XIII в. древнерусская народность была разобщена.
С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо-Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую культуру и язык.
Жители Юго-Западной и Западной Руси оказались в составе Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих государств, их объединяла православная вера. В то же время, не имея связей с Северо-Восточной Русью, они усвоили особенности местных диалектов, быта и культуры.
В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно восстановила единство русских земель.
Из некогда единой древнерусской народности формируются русская, украинская, белорусская народности. Позже, с образованием централизованного государства и развитием капиталистических отношений, формируется нация русские. На базе народностей формируется высший исторический тип этноса — нации.
(К доске выходят три ученика.)
Задание: распределите карточки по группам:
• племя;
• народность;
• нация.
Карточки: поляне, древляне, кривичи, вятичи, северяне, радимичи; древнерусская народность; русские, белорусы, украинцы.
(Проверка выполнения задания.)
Таким образом, племя — исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов.
Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.
Нация сформировалась в период развития промышленного производства. Для нее характерно наличие:
• государственной власти;
• общности экономической жизни;
• развитой социальной структуры.
V. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— О чем бы вы хотели еще узнать по данной теме?
— С какими выводами урока вы согласны и с чем готовы поспорить?
Домашнее задание
1. Прочитать § 7 учебника.
2. Задание на выбор.
• Выполнить задания рубрики «Практикум».
• Написать эссе на тему «Этническое многообразие — богатство или беда России?».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.