«Сатирическая "дьяволиада" Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
(урок литературы в 11 классе)
Тема: Сатирическая "дьяволиада" Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления об основной роли нечистой силы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Задачи:
1. Через осмысление прочитанного проанализировать по плану образ героя эпического произведения
2. Через анализ прочитанного текста выяснить, на что направлена сатира в романе
3. Через групповую форму работы выявить основные задачи и функции нечистой силы в романе, познакомиться с булгаковской трактовкой данных образовКонспект урока "Сатирическая "дьяволиада" Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»" 11 класс
«Сатирическая "дьяволиада"
Булгакова в романе «Мастер и
Маргарита»
(урок литературы в 11 классе)
Тема: Сатирическая "дьяволиада" Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления об
основной роли нечистой силы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Задачи:
1. Через осмысление прочитанного проанализировать по плану образ героя
эпического произведения
2. Через анализ прочитанного текста выяснить, на что направлена сатира в
романе
3. Через групповую форму работы выявить основные задачи и функции
нечистой силы в романе, познакомиться с булгаковской трактовкой данных
образов
Дидактические и технические средства: Компьютер
Презентация
Задания для групповой работы
Ход урока:
Создание проблемной ситуации – 3 минуты
I.
(учащимся предлагается отрывок из худ. фильма «Мастер и Маргарита», в
котором изображена сцена последнего полёта Воланда и его свиты)
Учитель:
Только что мы с вами посмотрели финальный эпизод из экранизации
романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», центральное место в котором
занимает образ Воланда и его свиты.
Скажите, пожалуйста, кто же такой Воланд? (варианты ответов учся:
дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла, повелитель
теней и защитник незаслуженно обиженных)
Учитель:
И, действительно, образ нечистой силы в романе далеко неоднозначен. На
это автор указывает уже с самого начала в эпиграфе к произведению:
...Так кто ж ты,
наконец?
Я часть той силы,
что вечно хочет зла и вечно
совершает благо.
Гете. "Фауст"
(Слайд 1)
Установка на работу в группах – 2 минуты
II.
Учитель:
Итак, сегодня на уроке мы с вами попробуем исследовать следующие
вопросы: «Как рассматривается в романе Булгакова образ нечистой
силы? Какие задачи и функции на неё возлагаются? В чём
проявляется нетрадиционность образов нечистой силы в романе
Булгакова? На что направлена сатира в романе Булгакова «Мастер
и Маргарита»?(Слайд 2)
Поэтому тема сегодняшнего урока звучит так: «Сатирическая "дьяволиада"
Булгакова в романе»
( учащиеся записывают в тетради тему урока, готовят заготовку для сводной
схемы образов нечистой силы)
(Слайд 3)
Чтобы решить задачи, поставленные на сегодняшнем уроке, необходимо
обратиться к предложенным вам заданиям. Поскольку главный вопрос, который
нас интересует: «Нечистая сила в романе – это зло или добро?»
Каждая из образованных пяти групп в течение последующих 7 минут, используя
предложенные вопросы, должна познакомить нас с одним из персонажей,
представляющих нечистую силу.
Хочу напомнить, что остальные группы должны приготовить по 1 вопросу на
восприятие, понимание заслушанного материала, а также замечания по поводу
допущенных фактических ошибок, если таковые имеются.
Обратите внимание на критерии оценки при выступлении каждой группы
(Слайд 4)
III.
Осмысление содержания– 7 минут (работа в группах)
Смотри приложение №1
IV.
Выступление групп – (по 2 минуты на группу)
От каждой из слушающих групп по 1 вопросу на понимание и осмысление
материала к выступающим, заполнение схемы.
V. Рефлексия
а) Учитель:
Как рассматривается в романе Булгакова образ нечистой силы? (это
постоянная величина, которая участвует в управлении судьбами
человеческими)
Какие задачи и функции на неё возлагаются?
В чём проявляется нетрадиционность образов нечистой силы в романе
Булгакова? (Нетрадиционность образов нечистой силы еще и в том, что
«обычно нечистая сила в романе Булгакова вовсе не склонна заниматься тем,чем по традиции она бывает поглощена — соблазном и искушением людей.
Напротив, шайка Воланда защищает добропорядочность, чистоту нравов.
Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных,
сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся
грешников)
На что направлена сатира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Опираясь на предложенные критерии, оцените выступления каждой группы.
б) Оценка выступлений учся – 2 минуты
в) Учитель:
Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом.
Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Его
справедливость бывает порой очень жестока, но без этого у людей никогда не
открылись бы глаза на правду. Именно поэтому зло, по мнению Булгакова, это
неотъемлемая часть нашего мира, которая также имеет право на существование.
г) Просмотр эпизода из к/ф «Мастер и Маргарита» встреча Воланда с Левием
Матвеем.
VI. Домашнее задание: разноуровневые д/з:
1. Сочинение
2. Приготовить сообщение об одном из героев, используя опорную схему,
составленную на уроке
3. Приготовить инсценирование понравившегося вам эпизода с участием
нечистой силы
4. Подготовить вопросы к проверочной работе по роману «Мастер и
Маргарита»
Приложение №1
Задание для группы №1
Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе
Коровьева в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами
из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения.
1. В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем?
2. Каким его изображает автор?
3. Какие детали указывают на то, что Коровьев демон и слуга сатаны?
4. Какую роль выполняет Коровьев в свите Воланда?
5. Докажите, что образ Коровьева, позволяет автору «обнажить низкие
вожделения и страсти» людей, живших в 30е годы в Москве.6. Как вы считаете, Коровьев – это положительный или отрицательный
персонаж? Почему?
7. Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?
Задание для группы №2
Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе
Бегемота в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами
из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения.
1. В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем?
2. Каким его изображает автор?
3. Какие детали указывают на то, что Бегемот демон и слуга сатаны?
4. Какую роль выполняет Бегемот в свите Воланда?
5. Докажите, что образ Бегемота, позволяет автору «обнажить низкие
вожделения и страсти» людей, живших в 30е годы в Москве.
6. Как вы считаете, Бегемот – это положительный или отрицательный
персонаж? Почему?
7. Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?
Задание для группы №3
Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе
Азазелло в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами
из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения.
1. В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем?
2. Каким его изображает автор?
3. Какие детали указывают на то, что Азазелло демон и слуга сатаны?
4. Какую роль выполняет Азазелло в свите Воланда?
5. Докажите, что образ Азазелло, позволяет автору «обнажить низкие
вожделения и страсти» людей, живших в 30е годы в Москве.
6. Как вы считаете, Азазелло – это положительный или отрицательный
персонаж? Почему?
7. Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?
Задание для группы №4
Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе
Геллы в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами из
текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения.
1. В каком месте романа мы впервые встречаемся с героиней?
2. Какой её изображает автор?3. Какие детали указывают на то, что Гелла слуга сатаны?
4. Какую роль выполняет Гелла в свите Воланда?
5. Докажите, что образ Геллы, позволяет автору «обнажить низкие
вожделения и страсти» людей, живших в 30е годы в Москве.
6. Как вы считаете, Гелла – это положительный или отрицательный персонаж?
Почему?
7. Ваше отношение к героине. Какие чувства она у вас вызывает?
Задание для группы №5
Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе
Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами
из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения.
1. В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем?
2. Каким его изображает автор?
3. Как вы догадались, что Воланд дьявол? Какие детали на это указывают?
(трость с набалдашником в виде пуделя; внешность – никто не дает точного
портрета, появляется после упоминания черта; место первой встречи –
Патриаршие пруды бывшие Ведьмины болота).
4. Гетевский Мефистофель пришел на землю, чтобы забрать, купить душу
Фауста, искушая его. А зачем в Москву пожаловал Воланд? (понаблюдать,
поискушать людей, а еще восстановить справедливость)
4. Докажите, что образ Воланда, позволяет автору «обнажить низкие
вожделения и страсти» людей, живших в 30е годы в Москве.
5. Как вы считаете, Воланд – это положительный или отрицательный
персонаж? Почему?
6.
Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?