Конспект урока "Сатирическая "дьяволиада" Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Сатирическая "дьяволиада" Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» (урок литературы в 11 классе) Тема: Сатирическая "дьяволиада" Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления об основной роли нечистой силы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Задачи: 1. Через осмысление прочитанного проанализировать по плану образ героя эпического произведения 2. Через анализ прочитанного текста выяснить, на что направлена сатира в романе 3. Через групповую форму работы выявить основные задачи и функции нечистой силы в романе, познакомиться с булгаковской трактовкой данных образовКонспект урока "Сатирическая "дьяволиада" Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»" 11 класс
Иконка файла материала конспект.docx
«Сатирическая "дьяволиада" Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» (урок литературы в 11 классе) Тема: Сатирическая "дьяволиада" Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления об  основной роли  нечистой силы  в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Задачи: 1. Через осмысление прочитанного проанализировать по плану образ героя  эпического произведения  2. Через анализ прочитанного текста выяснить, на что направлена сатира в  романе 3. Через групповую форму работы выявить основные задачи и функции  нечистой силы в романе, познакомиться  с булгаковской трактовкой данных образов Дидактические и технические средства: Компьютер  Презентация  Задания для групповой работы Ход урока: Создание проблемной ситуации – 3 минуты I. (учащимся предлагается отрывок из худ. фильма «Мастер и Маргарита», в  котором изображена сцена последнего полёта Воланда и его свиты)   Учитель: Только что мы с вами посмотрели  финальный эпизод из экранизации  романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», центральное место в котором  занимает образ Воланда и его свиты. ­Скажите, пожалуйста, кто же такой Воланд? (варианты ответов уч­ся:  дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла, повелитель теней и защитник незаслуженно обиженных) Учитель: И, действительно, образ нечистой силы в романе далеко неоднозначен. На  это автор указывает уже с самого начала в эпиграфе к произведению: ...Так    кто    ж   ты,                                    наконец?                                         ­ Я  ­  часть  той силы,                                    что  вечно  хочет зла и вечно                                    совершает благо.                                               Гете. "Фауст"    (Слайд 1) Установка на работу в группах – 2 минуты II. Учитель:   Итак, сегодня на уроке мы с вами попробуем исследовать следующие вопросы: «Как рассматривается в романе Булгакова образ нечистой силы?   Какие   задачи   и   функции   на   неё   возлагаются?   В   чём проявляется   нетрадиционность   образов   нечистой   силы   в   романе Булгакова? На что направлена сатира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?(Слайд 2) Поэтому тема сегодняшнего урока звучит так: «Сатирическая "дьяволиада"  Булгакова в романе» ( учащиеся записывают в тетради тему урока, готовят заготовку для сводной  схемы образов нечистой силы) (Слайд 3) Чтобы решить задачи, поставленные на сегодняшнем уроке, необходимо  обратиться к предложенным вам заданиям. Поскольку главный вопрос, который  нас интересует: «Нечистая сила в романе – это зло или добро?» Каждая из образованных пяти групп в течение последующих 7 минут, используя  предложенные вопросы, должна познакомить нас с одним из персонажей,  представляющих нечистую силу.  Хочу напомнить, что остальные группы должны приготовить по 1 вопросу на  восприятие, понимание заслушанного материала, а также замечания по поводу  допущенных фактических ошибок, если таковые имеются. Обратите внимание на критерии оценки при выступлении каждой группы  (Слайд 4) III. Осмысление содержания– 7 минут  (работа в группах) Смотри приложение №1 IV. Выступление групп – (по 2 минуты на группу) От каждой из слушающих групп по 1 вопросу на понимание и осмысление  материала к выступающим, заполнение схемы. V. Рефлексия а) Учитель:  ­ Как рассматривается в романе Булгакова образ нечистой силы? (это  постоянная величина, которая участвует в управлении судьбами  человеческими) ­Какие задачи и функции на неё возлагаются?  ­В   чём   проявляется   нетрадиционность   образов   нечистой   силы   в   романе Булгакова?  (Нетрадиционность   образов   нечистой   силы   еще   и   в   том,   что «обычно нечистая сила в романе Булгакова вовсе не склонна заниматься тем,чем по традиции она бывает поглощена — соблазном и искушением людей. Напротив,  шайка  Воланда  защищает  добропорядочность, чистоту  нравов. Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько   выводят   на   чистую   воду   и   наказывают   уже   состоявшихся грешников)     ­На что направлена сатира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»? ­Опираясь на предложенные критерии, оцените выступления каждой группы. б) Оценка выступлений уч­ся – 2 минуты в) Учитель:    Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом.  Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Его  справедливость бывает порой очень жестока, но без этого у людей никогда не  открылись бы глаза на правду. Именно поэтому зло, по мнению Булгакова, ­ это  неотъемлемая часть нашего мира, которая также имеет право на существование. г) Просмотр эпизода из к/ф «Мастер и Маргарита» ­ встреча Воланда с Левием  Матвеем.                                                                                                                                                 VI. Домашнее задание: разноуровневые д/з: 1. Сочинение 2. Приготовить сообщение об одном из героев, используя опорную схему,  составленную на уроке 3. Приготовить инсценирование понравившегося вам эпизода с участием  нечистой силы 4. Подготовить вопросы к проверочной работе по роману «Мастер и  Маргарита» Приложение №1 Задание для группы №1 Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе  Коровьева в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения. 1. В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем? 2. Каким его изображает автор? 3. Какие детали указывают на то, что Коровьев  ­ демон и слуга сатаны? 4. Какую роль выполняет Коровьев в свите Воланда? 5. Докажите, что образ Коровьева, позволяет автору «обнажить низкие  вожделения и страсти» людей, живших в 30­е годы в Москве.6. Как вы считаете, Коровьев – это положительный или отрицательный  персонаж? Почему? 7. Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает? Задание для группы №2 Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе  Бегемота в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами  из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения. 1. В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем? 2. Каким его изображает автор? 3. Какие детали указывают на то, что Бегемот  ­ демон и слуга сатаны? 4. Какую роль выполняет Бегемот в свите Воланда? 5. Докажите, что образ Бегемота, позволяет автору «обнажить низкие  вожделения и страсти» людей, живших в 30­е годы в Москве.  6. Как вы считаете, Бегемот – это положительный или отрицательный  персонаж? Почему? 7. Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает? Задание для группы №3 Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе  Азазелло в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами  из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения. 1. В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем? 2. Каким его изображает автор? 3. Какие детали указывают на то, что Азазелло  ­ демон и слуга сатаны? 4. Какую роль выполняет Азазелло в свите Воланда? 5. Докажите, что образ Азазелло, позволяет автору «обнажить низкие  вожделения и страсти» людей, живших в 30­е годы в Москве.  6. Как вы считаете, Азазелло – это положительный или отрицательный  персонаж? Почему? 7. Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает? Задание для группы №4 Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе  Геллы в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами из  текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения. 1. В каком месте романа мы впервые встречаемся с героиней? 2. Какой её изображает автор?3. Какие детали указывают на то, что Гелла  ­  слуга сатаны? 4. Какую роль выполняет Гелла в свите Воланда? 5. Докажите, что образ Геллы, позволяет автору «обнажить низкие  вожделения и страсти» людей, живших в 30­е годы в Москве.  6. Как вы считаете, Гелла – это положительный или отрицательный персонаж?  Почему? 7. Ваше отношение к героине. Какие чувства она у вас вызывает? Задание для группы №5 Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе  Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами  из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения. 1. В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем? 2. Каким его изображает автор? 3. Как вы догадались, что Воланд  ­ дьявол? Какие детали на это указывают?   (трость с набалдашником в виде пуделя; внешность – никто не дает точного  портрета, появляется после упоминания черта; место первой встречи –  Патриаршие пруды бывшие Ведьмины болота). 4. Гетевский Мефистофель пришел на землю, чтобы забрать, купить душу  Фауста, искушая его. А зачем в Москву пожаловал Воланд? (понаблюдать,  поискушать людей, а еще восстановить справедливость) 4. Докажите, что образ Воланда, позволяет автору «обнажить низкие  вожделения и страсти» людей, живших в 30­е годы в Москве.  5. Как вы считаете, Воланд – это положительный или отрицательный  персонаж? Почему? 6. Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?

Посмотрите также