Конспект урока "Щелочные металлы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "Щелочные металлы" Конспект урока по теме: Щелочные металлы Цели урока: 1. Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы. 2. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов. 3. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение. Задачи урока: Образовательные: 1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов; 2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока по теме: Щелочные металлы 1Конспект урока по теме: Щелочные металлы Цели урока:      Опираясь   на   знания   учащихся   об   общих   свойствах   металлов,   конкретизировать 1. знания учащихся о свойствах металлов IА группы.  Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных 2. металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов. 3. Продолжить     формировать   умения       давать   характеристику   элемента   по   его положению в  периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение. Задачи урока    :  Образовательные:  1. 2. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов;  Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.  2Развивающие:  1. 2. 3. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.  Совершенствовать умения логически мыслить.  Развить умения обобщать и делать  правильные выводы из изученного материала.  Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать 4. межпредметные связи.  Воспитательные:  Создать   условия   для   воспитания   желания   активно   учиться,   с   интересом,   без 1. принуждения и перегрузок.  2. 3. Продолжить развитие речевых навыков.  Продолжить   развитие   наблюдательности   и   умения   делать   выводы   на   основе наблюдаемого интереса к предмету  и представлений.  4. Выработка     положительной   мотивации   учения,   чувства   ответственности   и уверенности в себе. Оборудование и реактивы: литий металлический, стакан, вода, раствор фенолфталеина, фильтровальная бумага, компьютер, проектор, презентация Power Point. Ход урока:   1. 2. Организационный момент. Актуализация знаний: К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить основные свойства и получение металлов, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках. Металлы – один из самых распространенных материалов, используемые цивилизацией на протяжении практически всей ее истории. Многие ученые восхищались этими элементами и их соединениями. На интерактивной доске (слайд 1) зашифрована фамилия знаменитого русского ученого, который сказал: «Металлом называется светлое тело, которое ковать можно». Давайте отгадаем фамилию этого ученого, вспомнив чемпионов среди металлов по тем или иным физическим свойствам: 3- Самый тугоплавкий металл – ответ: вольфрам - Самый распространенный на Земле – ответ: алюминий - Самый легкий – ответ: литий - Самый электропроводный – ответ: серебро - Самый твердый – ответ: хром - Самый пластичный – ответ: золото - Самый легкоплавкий – ответ: ртуть - Самый тяжелый – ответ: осмий - Самый космический – ответ: железо (в природе очень редко самородное железо, его происхождение считают метеоритным, т.е. космическим, а не земным) Таким образом, вспомнив важнейшие физические свойства металлов, мы отгадали фамилию русского ученого, который сказал, что «Металлом называется светлое тело, которое можно ковать». Это М. Ломоносов. Сегодня мы продолжим наше знакомство с металлами и более подробно рассмотрим элементы 1 группы главной подгруппы. Записываем тему нашего урока: «Щелочные металлы» (cлайд 3) Раскрываются цели урока. (слайд 4) 3. Объяснение нового материала Кто они – щелочные металлы? Учащиеся слушают рассказ учителя (слайд 5) Щелочныы́е метаы́ллы — это элементы I группы главной подгруппы. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. По- славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов. (слайд 6) (слайд 7) ▪ Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов. ▪ Нахождение в природе Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений. Соединения натрия и калия очень распространены в природе, соединения лития, рубидия и цезия – редкие. Наиболее распространенные и важные соединения натрия и калия это: - NaCl – поваренная соль - Na2SO4 ∙ 10H2O - десятиводный кристаллогидрат (декагидрат) сульфата натрия. - KCl · NaCl - осадочная горная порода, состоящая из чередующихся слоев галита и сильвина. - KCl·MgCl2·6H2O - минерал, представляющий собой двойную соль хлорида калия и хлорида магния ▪ Получение щелочных металлов Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают? Щелочные металлы получают методом электролиза расплавов их солей. Например, натрий получают электролизом расплава его хлорида. В расплавленном состоянии хлорид натрия представляет собой отрицательно заряженные хлорид-ионы и положительно заряженные ионы натрия. Хлорид-ионы, анионы, в электрическом поле передвигаются в сторону положительного электрода – анода, на котором они отдают электроны и превращаются далее в молекулярный хлор, который и выделяется из электролизера: В электрическом поле ионы натрия, катионы, передвигаются к отрицательному электроду – катоду, на котором происходит разряжение ионов и образование жидкого металлического натрия: Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят. Рассмотрим физические свойства щелочных металлов. ▪ Физические свойства щелочных металлов       Для   щелочных   металлов,   как   и   для   других   металлов   характерна   металлическая (слайд 7) (слайд 8) кристаллическая   решетка.  В   узлах   такой   решётки   находятся   атомы   и   ионы,   между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое. 4Такое внутреннее строение металлов и определяет их физические свойства. (слайд 9) Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Франций – радиоактивный металл, период полураспада самого долгоживущего изотопа 22 минуты. Щелочные металлы легко режутся ножом. Демонстрация: разрезание кусочка лития ножом. ▪ Химические свойства щелочных металлов У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится 1 электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой электрон, проявляя свойства восстановителей. Щелочные металлы очень активны Щелочные металлы вследствие их высокой активности хранят в толстостенных сосудах из темного стекла под слоем керосина. Литий из-за его малой плотности хранят под слоем вазелинового масла. 1. Взаимодействие с простыми веществами: 4 Li + O2 → 2 Li2O (натрий образует пероксид, а калий надпероксид) 6 Li + N2→ 2 Li3N (литий в присутствии влаги реагирует при комнатной температуре с азотом воздуха, забегая вперед, скажу, что азот воздуха химически инертен и при комнатной температуре реагирует только с литием) 2. Взаимодействие со сложными веществами Демонстрация: Взаимодействие лития с водой. 2Li + 2H2O → 2LiOH + H2 LiOH + ф. фт. → малиновый раствор Литий реагирует с водой спокойно, другие же щелочные металлы реагируют более бурно, натрий – воспламеняется, а калий взрывается. 3. Качественная реакция на ионы щелочных металлов: окраска пламени  ▪   Биологическая роль и применение соединений калия (слайд 10)      Поташ (К2СО3) – используют для получения жидкого мыла, в с/х в качестве хорошего удобрения. В настоящее время – зарегистрирован как добавка к пище Е 501 (регулятор кислотности).    Калийная селитра (КNO3) – используют в пиротехнике как окислитель      Глауберова соль ­   используют в стекольном производстве, в стиральных порошках, зарегистрирован, как пищевая дабавка Е 514 – регулятор кислотности  ▪ Закрепление изученного материала:  Учащиеся выполняют задание по карте урока и затем вместе с учителем проверяют на доске (слайд 11).    ▪ Домашнее задание: (слайд 12) ▪  Подведение итогов урока. 56