Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
Оценка 4.8

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
04.02.2018
Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе» Данный материал будет полезен учителям начальных классов при проведении обобщающего урока по теме «Глагол». На уроке используются различные виды деятельности, позволяющие создать условия для реализации познавательной активности учащихся, развития интереса к русскому языку, стремлению глубоко и осознанно изучать предмет.Документ Microsoft Word 97-2003 (.doc)
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе Обобщение знаний о глаголе.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                            гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка Конспект урока­семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе» подготовила учитель начальных классов Шкут Елена Васильевна                                                             г. Липецк 2015 г. Задача.  Закрепить знания учащихся о глаголе. Цели.  Создать условия для удовлетворения потребности учащихся, в которых  будет реализована их познавательная деятельность в соответствии с  индивидуальными особенностями.  Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение  контролировать свой результат.  Воспитывать стремление детей к успеху в учёбе. Форма работы: в малых группах. Оборудование: плакат, карточки. Предварительная работа. В уголке русского языка заранее даны вопросы и литература, которой дети  могут воспользоваться при подготовке к уроку. Вопросы:  1. Происхождение слова «глагол». 2. Роль глагола в речи.  Глагол – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?  Проведите исследование.  Удивительные свойства русского глагола. Что это за свойства?  Многозначность глаголов.  Глаголы­синонимы.  Глаголы звучания и цвета. 3. Постоянные и непостоянные признаки глагола. Все ли глаголы могут употребляться в I лице единственного числа? Литература. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1990. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.­  Л.: Просвещение.1991. Даль В. Толковый словарь.­ М.: Русский язык.1990. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык. 1978. I. Сообщение задачи урока. На доске: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи». Ход урока. А. Югов Учитель предлагает прочитать эти слова и объяснить их смысл (глагол  обозначает движение, действие, без него невозможно передать события,  невозможно представить будущее, узнать прошлое). II. На первый вопрос отвечают учащиеся 1­ой группы. Дети рассказывают,  что термин «Глагол» ­ это перевод с латинского verbum, что значит «слово,  речь».  В словаре В. Даля это слово означает: 1. Слово, речь.      2. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние. Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и  чувства свои, дар говорить.  III. На второй вопрос отвечают учащиеся второй группы. Вначале они говорят о том, что глагол необыкновенная часть речи.  Необыкновенна она тем, что обозначает действие. Глагол может выражать  бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его  деятельность (трудовую, научную, общественную и др.). По частоте  употребления глагол занимает второе место после имени существительного.  Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, знать, стать, видеть. Ребята должны провести исследование по словарю и  художественному тексту. Они предлагают товарищам поиграть, чтобы те убедились, как много можно  образовать однокоренных глаголов от одного глагола. Например, глагол  «говорить». Необходимо с помощью приставок образовать новые глаголы.  Работа проводится в группах (2 мин). При проверке дети называют глагол,  объясняют его значение, выделяют приставки и суффиксы, указывают на  разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество  глаголов в нашем языке. (Говорить,  договорить, наговорить, переговорить, уговорить – разные  приставки. Разные приставки и суффикс – ся: договориться, наговориться,  уговориться, сговориться, переговариваться). Дети называют значение каждой приставки и суффикса (если могут). Далее  ребята предлагают к слову ГОВОРИТЬ подобрать синонимы (произносить,  замечать, беседовать, доказывать, болтать). Разыгрывается сценка – отрывок из стихотворения Г. Гюйко.       За столом сказала мать: ­ Хватит языком болтать!       А сынишка осторожно:     ­ А болтать ногами можно? Ребята оживлённо объясняют значение словосочетаний «болтать языком»,  «болтать ногами». Заключая ответ группы, учитель предлагает подобрать  словосочетания с глаголом ДЕРЖАТЬ так, чтобы этот глагол имел разные  значения, и ещё подобрать к нему синонимы. Все работают, затем идёт  обсуждение выполненной работы. ( Ученики пользуются толковыми  словарями).  Держать книгу; держать речь – Выступать, так держать! – когда хотят  подбодрить человека, держать в секрете – хранить тайну, держать в доме –  иметь, держать путь – направляться. Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои  мысли. IY. Учитель предлагает прочитать стихотворение И. Токмаковой (записано  без знаков):    Зябн…т осинка    Дрож…т на ветру    Стын…т на солнышке    Мёрзн…т в жару Задания: 1. Назовите глаголы­синонимы (зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет). 2. Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используются  карточки с окончаниями глаголов). 3. Что вы можете сказать об этом предложении? (Однородные члены,  объясняют). 4. Расставьте знаки. (Следует синтаксический разбор предложения,  составление схемы предложения:                                         ,      5. Назовите слова с безударными гласными в корне. Дети доказывают,  используя графическое комментирование (дрожит – дрожь).         ,            ,            .) Затем дети пишут стихотворение по памяти, выделяют окончания глаголов. Далее следует взаимопроверка.  Y. Учитель продолжает работу. Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона  будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по  стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу! ­ Какие звуки мы слышим в лесу? ­ Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс»:    И бунту…т, и клокоч…т,    Хлещ…т, свищ…т и рев…т,    И до звёзд допрянуть хочет,     До незыблемых высот. Задания: 1. Какую картину вы представили, расскажите. 2. С помощью какой части речи Ф.И.Тютчеву удалось передать картину  бушующего моря? Почему? 3. Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах).         1 гр. – клокочет         2 гр. – допрянуть (сл. Даля стр. 472)         3 гр. – незыблемых 4. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы. 5. Проверьте написание личных окончаний глаголов (используются  карточки). 6. Подчеркните глаголы звучания. 7. Что интересного вы можете рассказать о глаголе хочет?  YI.  Далее 3 группа отвечает на 3 вопрос о постоянных и непостоянных  признаках глаголов, обосновывает написание, класс дополняет.   Ученики одной из групп подготовили сценку.  Два мальчика­спортсмена шли с тренировки и разговаривали.  ­ В этом году на соревнованиях области я обязательно победю.., нет   побежу…­ замаялся Гена. ­ Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, ­ засмеялся Игорь. ­ А как же сказать правильно? Подумайте! Работа в группах. Выслушиваются ответы. Дети убеждаются, что глагол  «победить» в 1 лице не употребляется. Действительно, в русском языке  некоторые глаголы в 1 лице не могут употребляться.  Плакат: В 1­м лице ед. ч. не употребляется: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть и другие. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду  пылесосить или чищу пылесосом. ­ Запишите предложение, раскрыв скобки. Я (убедить) товарища. YIII. Творческая работа. На доске написаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает,  пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают,  благоустраивают. Прочитайте. ­  Вам надо написать небольшой текст, сочинение­миниатюру. Определите  тему будущего текста. Озаглавьте его. Устно составьте. Напишите текст.  После записи свой текст читают 2­3 ученика. Сочинения анализируются  детьми. IX. Итог урока.    Список использованной литературы 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2­М.:  Издательство «Баласс», 2010. 2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4  класс. М.: Издательство «Баласс», 2010. 3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. ­ М.:  Издательство «Просвещение», 1985. 4 Уман А.И. Учебные задания и процесс обучения. ­ М., 1989.   5  Даль В. Толковый словарь.­ М.: Русский язык.1990. 6 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык. 1978.

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
Скачать файл