Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
04.02.2018
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
Данный материал будет полезен учителям начальных классов при проведении обобщающего урока по теме «Глагол». На уроке используются различные виды деятельности, позволяющие создать условия для реализации познавательной активности учащихся, развития интереса к русскому языку, стремлению глубоко и осознанно изучать предмет.Документ Microsoft Word 97-2003 (.doc)
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе Обобщение знаний о глаголе.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка
Конспект урокасеминара по русскому языку
в 4 классе
«Обобщение знаний о глаголе»
подготовила
учитель начальных классов
Шкут Елена Васильевна
г. Липецк 2015 г.
Задача.
Закрепить знания учащихся о глаголе.
Цели.
Создать условия для удовлетворения потребности учащихся, в которых
будет реализована их познавательная деятельность в соответствии с
индивидуальными особенностями.
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение
контролировать свой результат.
Воспитывать стремление детей к успеху в учёбе.
Форма работы: в малых группах.
Оборудование: плакат, карточки.
Предварительная работа.
В уголке русского языка заранее даны вопросы и литература, которой дети
могут воспользоваться при подготовке к уроку.
Вопросы:
1. Происхождение слова «глагол».
2. Роль глагола в речи.
Глагол – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?
Проведите исследование.
Удивительные свойства русского глагола. Что это за свойства?
Многозначность глаголов.
Глаголысинонимы.
Глаголы звучания и цвета.
3. Постоянные и непостоянные признаки глагола.
Все ли глаголы могут употребляться в I лице единственного числа?
Литература.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1990.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.
Л.: Просвещение.1991.
Даль В. Толковый словарь. М.: Русский язык.1990.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык. 1978. I. Сообщение задачи урока.
На доске: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».
Ход урока.
А. Югов
Учитель предлагает прочитать эти слова и объяснить их смысл (глагол
обозначает движение, действие, без него невозможно передать события,
невозможно представить будущее, узнать прошлое).
II. На первый вопрос отвечают учащиеся 1ой группы. Дети рассказывают,
что термин «Глагол» это перевод с латинского verbum, что значит «слово,
речь».
В словаре В. Даля это слово означает:
1. Слово, речь.
2. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и
чувства свои, дар говорить.
III. На второй вопрос отвечают учащиеся второй группы.
Вначале они говорят о том, что глагол необыкновенная часть речи.
Необыкновенна она тем, что обозначает действие. Глагол может выражать
бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его
деятельность (трудовую, научную, общественную и др.). По частоте
употребления глагол занимает второе место после имени существительного.
Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, знать, стать,
видеть. Ребята должны провести исследование по словарю и
художественному тексту.
Они предлагают товарищам поиграть, чтобы те убедились, как много можно
образовать однокоренных глаголов от одного глагола. Например, глагол
«говорить». Необходимо с помощью приставок образовать новые глаголы.
Работа проводится в группах (2 мин). При проверке дети называют глагол,
объясняют его значение, выделяют приставки и суффиксы, указывают на
разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество
глаголов в нашем языке.
(Говорить, договорить, наговорить, переговорить, уговорить – разные
приставки. Разные приставки и суффикс – ся: договориться, наговориться,
уговориться, сговориться, переговариваться).
Дети называют значение каждой приставки и суффикса (если могут). Далее
ребята предлагают к слову ГОВОРИТЬ подобрать синонимы (произносить,
замечать, беседовать, доказывать, болтать).
Разыгрывается сценка – отрывок из стихотворения Г. Гюйко.
За столом сказала мать: Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
Ребята оживлённо объясняют значение словосочетаний «болтать языком»,
«болтать ногами». Заключая ответ группы, учитель предлагает подобрать
словосочетания с глаголом ДЕРЖАТЬ так, чтобы этот глагол имел разные
значения, и ещё подобрать к нему синонимы. Все работают, затем идёт
обсуждение выполненной работы. ( Ученики пользуются толковыми
словарями).
Держать книгу; держать речь – Выступать, так держать! – когда хотят
подбодрить человека, держать в секрете – хранить тайну, держать в доме –
иметь, держать путь – направляться.
Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои
мысли.
IY. Учитель предлагает прочитать стихотворение И. Токмаковой (записано
без знаков):
Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару
Задания:
1. Назовите глаголысинонимы (зябнет, дрожит, стынет, мёрзнет).
2. Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используются
карточки с окончаниями глаголов).
3. Что вы можете сказать об этом предложении? (Однородные члены,
объясняют).
4. Расставьте знаки. (Следует синтаксический разбор предложения,
составление схемы предложения:
,
5. Назовите слова с безударными гласными в корне. Дети доказывают,
используя графическое комментирование (дрожит – дрожь).
, , .)
Затем дети пишут стихотворение по памяти, выделяют окончания глаголов.
Далее следует взаимопроверка.
Y. Учитель продолжает работу. Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона
будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по
стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу!
Какие звуки мы слышим в лесу?
Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Море и утёс»:
И бунту…т, и клокоч…т,
Хлещ…т, свищ…т и рев…т,
И до звёзд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
Задания:
1. Какую картину вы представили, расскажите.
2. С помощью какой части речи Ф.И.Тютчеву удалось передать картину
бушующего моря? Почему?
3. Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах).
1 гр. – клокочет
2 гр. – допрянуть (сл. Даля стр. 472)
3 гр. – незыблемых
4. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
5. Проверьте написание личных окончаний глаголов (используются
карточки).
6. Подчеркните глаголы звучания.
7. Что интересного вы можете рассказать о глаголе хочет?
YI. Далее 3 группа отвечает на 3 вопрос о постоянных и непостоянных
признаках глаголов, обосновывает написание, класс дополняет.
Ученики одной из групп подготовили сценку.
Два мальчикаспортсмена шли с тренировки и разговаривали.
В этом году на соревнованиях области я обязательно победю.., нет
побежу… замаялся Гена.
Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, засмеялся Игорь.
А как же сказать правильно? Подумайте!
Работа в группах. Выслушиваются ответы. Дети убеждаются, что глагол
«победить» в 1 лице не употребляется. Действительно, в русском языке
некоторые глаголы в 1 лице не могут употребляться.
Плакат:
В 1м лице ед. ч. не употребляется:
победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть и другие.
Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду
пылесосить или чищу пылесосом.
Запишите предложение, раскрыв скобки.
Я (убедить) товарища.
YIII. Творческая работа.
На доске написаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает,
пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают,
благоустраивают.
Прочитайте.
Вам надо написать небольшой текст, сочинениеминиатюру. Определите
тему будущего текста. Озаглавьте его. Устно составьте. Напишите текст.
После записи свой текст читают 23 ученика. Сочинения анализируются
детьми.
IX. Итог урока.
Список использованной литературы
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2М.:
Издательство «Баласс», 2010.
2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4
класс.
М.: Издательство «Баласс», 2010.
3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.:
Издательство «Просвещение», 1985.
4 Уман А.И. Учебные задания и процесс обучения. М., 1989.
5 Даль В. Толковый словарь. М.: Русский язык.1990.
6 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык. 1978.
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.