Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс
Оценка 4.8

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Оценка 4.8
Работа в классе +2
docx
русская литература
5 кл
06.06.2018
Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок». (5 класс) 8. Цель урока: развивать представление о сказке как о самом популярном жанре УНТ, показать своеобразие сказочного жанра, дать представление о различных видах сказок, ввести понятие «композиция сказки». 9. Задачи: Обучающая: актуализировать и закрепить знания учащихся о своеобразии жанра «сказка», о видах русских народных сказок, об особенностях построения сюжета сказок; ввести понятие «композиция сказки»; Развивающая: вовлекать учащихся в творческий процесс на уроке, развивать аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводыконспект
конспект.docx
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС  «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок». (5 класс) 8. Цель урока: развивать представление о сказке как о самом популярном жанре УНТ,  показать своеобразие сказочного жанра, дать представление о различных видах сказок, ввести  понятие «композиция сказки». 9. Задачи: Обучающая: актуализировать и закрепить знания учащихся о своеобразии жанра «сказка», о  видах русских народных сказок, об особенностях построения сюжета сказок; ввести понятие  «композиция сказки»; Развивающая: вовлекать учащихся в творческий процесс на уроке, развивать аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным русским  народом; развивать и поддерживать интерес к дополнительному чтению. 10. Цели для учащихся: Знать: характеристику сказки как жанра, её определение; отличие волшебных сказок от  бытовых и сказок о животных; Уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный  материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать со  справочной и художественной литературой;  11. Тип урока: комбинированный 12. Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, коллективная  работа  13. Необходимое техническое оборудование:   ПК;  мультимедийный проектор;  мультимедийная презентация к уроку; 14. Структура урока: 1) Организационный этап. 2) Актуализация знаний. 3) Постановка учебной задачи. 4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление. 5) Физ. минутка. 6) Закрепление изученного материала. 7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.     Ход урока Этап урока Деятельность учителя  Деятельность  ученика Приветствие  учащихся 1  Организацион ный момент,  мотивация к  учебной  деятельности Приветственное учителя:   слово ­ Добрый день, ребята.  Присаживайтесь на свои  места. Я рада, что у вас  хорошее настроение, и  надеюсь, что мы с вами  сегодня очень дружно и  активно поработаем.  2Актуализаци я знаний Вопрос к классу : Отвечают на  вопросы ­«В некотором царстве, в  некотором государстве  жил­был…» ­Начало чего прозвучало?  ­Как вы думаете, ребята,  как будет звучать тема  нашего урока?  С какими   сказками мы будем  Формулируют  тему 3.Постановка  учебной цели Время 1 минута 4 минуты Принципы  системно­ деятельностного  подхода,  формируемые УУД. Принцип  психологической  комфортности. УУД: личностные,  коммуникативные. Цель – создание  доброжелательной  атмосферы, мотивация на учёбу, создание  ситуации успеха. Принцип  деятельности. УУД: регулятивные  (проблемная подача  учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные,  регулятивные  (самостоятельное  формулирование цели, планирование,  прогнозирование) знакомиться? ­Откройте тетради,  запишите число .Классная  работа. Тему урока «Сказки как вид народной прозы.  Виды сказок». ­Исходя из темы урока,  сформулируйте его главную цель. Что сегодня  предстоит нам выяснить? (слайд  2) ­Правильно, в ходе урока  мы познакомимся с  основными  признаками  сказки как жанра, видами  русских народных сказок,  будем учиться определять  виды сказок, аргументируя  свой ответ. 4.Усвоение  1. Слово учителя о  новых знаний  и первичное  закрепление сказках ­Сказка – один из основных  фольклорных жанров, в  основе которого лежит  вымысел. Сказки мы любим  с детства, они согревают  сердце, будят ум и  воображение. Сказки  наполнены невероятными  событиями,  фантастическими  приключениями, в сказках  звери и птицы говорят и  поступают, как люди, они  рассуждают, обманывают,  Запись  учащимися  числа, «Классная работа», темы  урока. ЦЕЛЬ: создать  проблемную ситуацию, спрогнозировать  предстоящую  деятельность. Формулируют  цель урока 17 минут Принцип деятельности. УУД: коммуникативные , познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованнос ти; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, совершенствоват ь технику чтения. Один ученик  отвечает на  вопрос «Что  такое сказка?»  (Индивидуальная  работа)  Запись  информации в  тетрадь Ученики вместе с  учителем  заполняют  таблицы и  фиксируют  результаты у себя в тетради. ссорятся и дружат. Тем  сказка нам и интересна.  Сказку русский народ  всегда любил, передавал её  из уст в уста, из поколения  в поколение. Люди,  рассказывая сказку, часто  изменяли и дополняли её.  Обычно сказка становилась  от этого всё интереснее,  занимательнее.  ­ Дадим определение  сказке. (Введение  литературоведческого  термина (слайд 3) 2.  Основные признаки  сказки (присказка, зачин,  концовка, повтор,  постоянные эпитеты и т.д.)  (слайд 4) Демонстрация  признаков на примерах из  сказки. Беседа с объяснением: 1) Присказка (вступление к  сказке в виде прибаутки,  пословице, обычно не  связанное с содержанием ­  "В некотором царстве, в  некотором государстве жил да был белоус, надел на  голову арбуз, на нос ­  огурец и построил дворец.  Это не сказка, присказка,  сказка будет впереди"  (слайд 5) 2) Зачин (традиционное  начало сказки ­ "Жили­ были старик со старухой",  "В некотором царстве, в  некотором  государстве"(слайд 6) 3)Концовка  (заключительная часть  сказки ­ "Вот и сказки  конец, а кто слушал ­  молодец) (слайд 7) 4)Привести примеры  оборотов речи (ни в сказке  сказать, ни пером описать;  скоро сказка сказывается,  да не скоро дело делается); 5)Постоянные эпитеты  (красна девица, живая вода, добрый молодец (слайд 8)). 6) Назвать повторы слов  (жили­были, нежданно­ негаданно (слайд 9). 3. Работа с учебником,  заполнение таблицы  вместе с учениками  «Виды сказок» (слайд  10) Волшебные сказки  (повествуют о подвигах  героев, о их внешней и  внутренней красоте;  неотъемлемым является  присутствие чудес,  волшебства, целью является победа добра над злом,  прославляются такие  идеала как доброта,  сострадание, щедрость,  трудолюбии ) Приведите примеры Сказки о животных (герои ­  животные, на которых  перенесены человеческие  качества (жадность,  зависть, злость,  нахальство); отсутствие  чудес и волшебства; такие  сказки отражают  существующие отношения  между людьми  5.Физ.минутка . (пауза  релаксации) (2 минуты) Физкультминутка 6.  Закрепление  изученного  материала Приведите примеры Социально­бытовые сказки  (герои ­ обычные люди; в  таких сказках  прослеживаются черты  народной жизни,  поощряются такие качества как смекалка,  находчивость, ум; сюжет  бытовых сказок динамичен,  отсутствуют какие­либо  волшебные атрибуты). Приведите примеры 1.Конкурс знатоков (слайд 11). Определяют виды сказок, приметы  сказок, отвечают  на вопросы ­Из какой сказки эти  строки? Определите вид  сказки(слайд 12). 1.­Ах ты, Петя – простота, Сплоховал немножко: Не послушался Кота, Выглянул в окошко…  (“Петушок­золотой  гребешок”,о животных.) (слайд13) 2.Старуха принесла котёл,  солдат вымыл топор,  опустил в котёл, налил  воды и поставил на  огонь(«Каша из топора»,  бытовая) (слайд14) 3.­Тепло , Морозушко,  тепло, батюшка!  («Морозко», волшебная)  (слайд15) 4.В самую полночь  13  минут Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.  УУД: познавательные  (опирается на уже  известное);  коммуникативные  (учит способам  взаимодействия,  сотрудничества). прискакал в пшеницу  разношерстный конь: одна  шерстинка золотая, другая  — серебряная, бежит —  земля дрожит, из ушей дым  столбом валит, из ноздрей  пламя пышет. И стал тот  конь пшеницу есть: не  столько ест, сколько  топчет.( «Сивка­бурка».  Волшебная) (слайд16) 5.­Спасибо, мужик, тебе за  гуся; только не знаю, как  мы твоего гуся делить  будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы  нам разделить гуся без  обиды?  («Как мужик гусей  делил», бытовая) (слайд17) 6.Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов.  («Теремок», о животных)  (слайд18) 7.«Сяду на пенек, съем  пирожок» ( «Маша и  медведь») (слайд19) 8.«Яблонька, яблонька,  спрячь нас!» («Гуси ­  лебеди») (слайд20) 2. ­Главным героям  помогают волшебные  предметы. Какие? Игра по рядам. «Кто  больше всего назовет  сказочных волшебных  предметов?» 7.Рефлексия  деятельности. Значение сказки? Достигли ли цели и задач  урока? Ученики отвечают на поставленные  вопросы  УУД:   познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить,  сделать выводы,  4  минуты Обобщение по пройденной  (Фронтальная  самооценка теме. беседа)   Молодцы,   ребята, ­ благодарю вас за активную работу на уроке.   Выставление оценок Прочитать сказку  «Царевна­лягушка» и  составить кроссворд.  (слайд21) Запись учащимися задания в  дневники. 1  минута Домашнее  задание. Источники: 1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. Вако, 2009 2.М.А.Снежневская. Методические советы  к учебнику­хрестоматии для 5 кл.: Литература.  Начальный курс: Пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2000 3. Б.И.Турьянская. Литература в 5 классе. Урок за уроком. М.: Русское слово,  2000  4. Интернет ресурсы.

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс

Конспект урока "Сказки как вид народной прозы. Виды сказок" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2018