Урок направлен на развитие умений определять тему и цели урока, взаимосвязь
понятий: «Строение – свойства – применение» солей,
навыки самостоятельной работы и способности к рефлексии, знания классификации солей и их химических свойств.. применение и способы получения солей.. Направлен на закрепление материала по вариантам.Конспект урока в 11 классе "Соли"
Соли - открытый урок.docx
Учитель: Фадеева Ольга Степановна, МКОУ СОШ №1 с.Грачевка Грачевский
район Ставропольский край
Предмет «химия»
Урок « Соли»
Тип урока: комбинированный.
Класс: 11 класс.
Цели:
образовательные: сформировать более полное понятие о солях, их составе,
номенклатуре, классификации солей, изучить физические
и химические свойства солей, способы получения и их
применения, продолжить знакомство с основными
классами неорганических соединений на примере класса
«солей»;
развивающие: развить умения определять тему и цели урока, взаимосвязь
понятий: «Строение – свойства – применение» солей,
навыки самостоятельной работы и способность к рефлексии;
воспитательные: воспитание положительных эмоций, от взаимной познава
тельной работы на основе деятельностного подхода в
обучении и формированиям ключевых компетентностей.
Методы и приемы обучения: частично поисковый. Работа в группах,
решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа,
тестирование.
Оборудование: компьютер, проектор. Штативы с пробирками, тестовые
задания, раздаточный материал
Реактивы: ZnCl2, ZnSO4, CuSO4, MgCl2, BaCl2, AgNO3, KOH, H2SO4.
Ход урока.
I. Организационный момент. (1 – 2 мин)
Ученики и учитель приветствуют друг друга, проверяется готовность к
уроку.
II. Актуализация опорных знаний по теме.
Фронтальный опрос:
1. Какие вещества называются солями?
2. Как классифицируют соли по растворимости в воде?
3. Какая существует классификация солей по составу? (средние, кислые,
комплексные, основные, двойные, смешанные)
4. По содержанию кислорода в кислотном остатке соли классифицируют
на…
5. Как называются соли – номенклатура солей?
Работа по группам.
Уч –ль: А сейчас ребята у Вас будет работа по группам. Каждая группа
работает по индивидуальной карточке с заданиями. Задание 1: Собрать определения из слов (средние соли, кислые соли,
основные соли, двойные соли, смешанные соли).
Задание 2: Из перечня веществ каждой группе выбрать свой вид соли: 1 и 6 –
кислые соли, 2 и 4 группам – средние соли, 3 и 5 группам – основные соли.
Задание 3: Для предложенной соли определить состав выданной соли.
Для 1 группы – ZnSO4, 2 группы BaCl2, 3 и 4 группы CuSO4, 5 группа
MgCl2, 6 группа –ZnCl2.
I группа
Задания
1. Собрать определение «Средние соли»
2. Из перечня веществ выписать формулы «кислых солей» и назвать их:
Ba(HPO4)2, (CaOH)2SO4, KAl(SO4)2, Ca(ClO)Cl, NaCl, Fe(HCO3)2,
Co(OH)NO3, Fe(NH4)2(SO4)2, NaIO3(NO3), Ba(NO3)2, Ca(HSO3)2,
Mg(OH)NO3, Al(NH4)(SO4)2, Na3CO3(HCO3), K3PO4, K2HPO4,
(CuOH)2CO3, KCr(SO4)2, Na3SO3(HSO3), CaSO4
3. Провести качественный состав предложенного вещества и доказать с
помощью уравнений реакций. Доказать качественный состав ZnSO4.
Уравнения реакций записать и указать цвет полученыx веществ.
II группа
Задания
1. Собрать определение «основные соли»
2. Из перечня веществ выписать формулы «средних солей» и назвать их:
Ba(HPO4)2, (CaOH)2SO4, KAl(SO4)2, Ca(ClO)Cl, NaCl, Fe(HCO3)2,
Сo(OH)NO3, Fe(NH4)2(SO4)2, NaIO3(NO3), Ba(NO3)2, Ca(HSO3)2,
Мg(OH)NO3, Al(NH4)(SO4)2, Na3CO3(HCO3), K3PO4, K2HPO4,
CuOH)2CO3, KCr(SO4)2, Na3SO3(HSO3), CaSO4
3. Провести качественный состав предложенного вещества и доказать с
помощью уравнений реакций. Доказать качественный состав BaCl2.
Уравнения реакций записать и указать цвет полученыx веществ.
III группа
Задания
1. Собрать определение «Кислые соли»
2. Из перечня веществ выписать формулы «основных солей» и назвать их:
Ba(HPO4)2, (CaOH)2SO4, KAl(SO4)2, Ca(ClO)Cl, NaCl, Fe(HCO3)2,
Co(OH)NO3, Fe(NH4)2(SO4)2, NaIO3(NO3), Ba(NO3)2, Ca(HSO3)2,
Mg(OH)NO3, Al(NH4)(SO4)2, Na3CO3(HCO3), K3PO4, K2HPO4,
(CuOH)2CO3, KCr(SO4)2, Na3SO3(HSO3), CaSO4
3. Провести качественный состав предложенного вещества и доказать с
помощью уравнений реакций. Доказать качественный состав CuSO4.
Уравнения реакций записать и указать цвет полученыx веществ.
IV группа
Задания 1. Собрать определение «смешанные соли»
2. Из перечня веществ выписать формулы «средних солей» и назвать их:
Ba(HPO4), (MgOH)2SO4, KAl(SO4)2, Zn(ClO)Cl, LiCl, Ca(HCO3)2,
Ni(OH)NO3, Ca(NH4)2(SO4)2, KIO3(NO3), Zn(NO3)2, Ba(HSO3)2,
Cu(OH)NO3, Al(NH4)(SO4)2, K3CO3(HCO3), Na3PO4, Na2HPO4,
(ZnOH)2CO3, NaCr(SO4)2, K3SO3(HSO3), BaSO4
3. Провести качественный состав предложенного вещества и доказать с
помощью уравнений реакций. Доказать качественный состав CuSO4.
Уравнения реакций записать и указать цвет полученыx веществ.
V группа
Задания
1. Собрать определение «кислые соли»
2. Из перечня веществ выписать формулы «основных солей» и назвать их:
Ca(HCO3)2,
Ba(HSO3)2,
Na2HPO4,
Ba(HPO4), (MgOH)2SO4,
Ni(OH)NO3,
Cu(OH)NO3,
(ZnOH)2CO3, NaCr(SO4)2, K3SO3(HSO3), BaSO4
LiCl,
Zn(NO3)2,
Na3PO4,
Ca(NH4)2(SO4)2,
Al(NH4)(SO4)2,
KIO3(NO3),
K3CO3(HCO3),
Zn(ClO)Cl,
KAl(SO4)2,
3. Провести качественный состав предложенного вещества и доказать с
помощью уравнений реакций. Доказать качественный состав MgCl2.
Уравнения реакций записать и указать цвет полученыx веществ.
VI группа
Задания
1. Собрать определение «средние соли»
2. Из перечня веществ выписать формулы «кислых солей» и назвать их:
Ca(HCO3)2,
Ba(HSO3)2,
Na2HPO4,
Ba(HPO4), (MgOH)2SO4,
Ni(OH)NO3,
Cu(OH)NO3,
(ZnOH)2CO3, NaCr(SO4)2, K3SO3(HSO3), BaSO4
LiCl,
Zn(NO3)2,
Na3PO4,
Ca(NH4)2(SO4)2,
Al(NH4)(SO4)2,
KIO3(NO3),
K3CO3(HCO3),
Zn(ClO)Cl,
KAl(SO4)2,
3. Провести качественный состав предложенного вещества и доказать с
помощью уравнений реакций. Доказать качественный состав ZnCl2.
Уравнения реакций записать и указать цвет полученыx веществ.
Учль Мы с Вами рассмотрели классификацию солей по разным признакам,
номенклатуру солей и некоторыеи элементы по определению качественного
состава вещества.
III.Объяснение нового материала.
Уч ль: А какие свойства нам необходимо рассмотреть у солей?
Учся: физические и химические.
Уч ль: Вначале остановимся на физических свойствах.
На уроке будут рассматриваться более подробно только средние, кислые и
основные соли.
Следует отметить некоторые физические свойства этих солей. Соли, за
небольшим исключением, являются твердыми кристаллическими веществами. Большинство солей белого цвета, такие как гидрокарбонат натрия и хлорид
натрия. Некоторые соли имеют оранжевую окраску как дихромат калия,
желтую хромат калия, зеленую – сульфат никеля (II), розовую сульфат
кобальта(II), черную – сульфид меди (II).
Учитель демонстрирует названные соли. Многие соли хорошо
растворяются в воде. Кислые соли лучше растворимы, чем
соответствующие средние, а основные – хуже.
Уч ль: Расмотрев физические свойства перейдем к химическим.
1. Диссоциация солей:
а) средние соли: FeCl3
б) кислых солей : NaHCO3
HCO3
в) основных солей: Zn(OH)Cl
ZnOH+
→ Fe3+ + 3Cl
→ Na+ + HCO3
→ H+ + CO3
2
→ ZnOH + + Cl
→ Zn2+ + OH
2. Взаимодействие с металлами. В ряду активности металл в
свободном виде должен находится левее, чем металл в соли:
Fe + CuSO4
Cu + FeSO4
→
→
FeSO
4 + Cu
3. Взаимодествие со щелочами: FeCl2 + 2NaOH
4. Взаимодействие
5. Взаимодействие
солей
6. Разложение солей: CaCO3
7. Взаимодействие с неметаллами: 2KBr + Cl2
с кислотами
двух
: CuCl2 +2 AgNO3
→ CaO + CO2↑
→
: Na2SiO3 + 2HCl
→
Cu(NO
Fe(OH)
2→ KCl + Br2
2 + 2NaCl
2NaCl + H
2SiO3
3)2 +2AgCl↓
→
Учль: Мы рассмотрели с Вами химические свойства солей, но необходимо
остановиться на способах получения:
соль:
→
1. Металл + неметалл
Сa + Cl2
→
соль + водород:
2.
→
3. а) Основание + кислота средняя соль + вода:
Металл + кислота
→ CaCl2
Zn + 2HCl
→ ZnCl2 + H2 ↑
→ CuCl2 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2HCl
→
б)основание + кислота (избыток)
4)2 + H2O
Cu(OH)2 + H2SO4
Cu(HSO
→
кислая соль+ вода :
→
2O
→
в) основание (избыток) + кислота соль + вода:
Zn(OH)2 + HCl
Zn(OH)Cl +H
→
4. Оксид металла + оксид неметалла соль
5. Оксид металла + кислота соль + вода:
6. Оксид неметалла + щелочь соль + вода
→
→
→ K2CO3 + H2O
2KOH + CO2
: CaO + CO2
→ CaCO3
CaO + 2HCl →CaCl2 + H2O
:
Уч – ль: Рассмотрели свойства и способы получения. А где можно применить
наши соли? Расскажите где Вы применяете соли?
Учся:. NaCl – хлорид натрия, поваренная соль (приправа к пище); NaHCO3
гидрокарбонат натрия, пищевая сода (добавка к тесту); KMnO4 перманганат калия, марганцовка (медицинский препарат); CaCO3 – мел (строительный
материал); (CuOH)2CO3 – карбонат гидроксомеди (II), малахит (ценный
поделочный камень); HgCl2 – хлорид ртути (II), сулема (антисептик); NH4Cl
хлорид аммония, нашатырь (медицинский препарат); AgNO3 – нитрат серебра,
ляпис (медицинский препарат).
IV. Рефлексия.
Учль: О каком классе веществ мы ввели речь?
Уч –ся: О Солях.
Учль: Что нового Вы Узнали на уроке?
Учся: свойства, способы получения и применения.
Учль: И в завершении урока необходимо ответить на небольшой тест:
1. Из перечня веществ выбрать среднюю соль:
Вариант I
А) Zn(OH)Cl В) Ca(HCO3)2
Б) KAl(SO4)2 Г) NaCl
2.
Из солей выбрать кислую соль: А) KCl в) Ba(HSO3)2
Б) Zn(OH)Cl Г) MgCO3
3. Выберите соль, для которой, характерна ступенчатая диссоциация:
А) Na2SO4 В) (CuOH)2CO3
Б) CuCl2 Г) Zn(NO3)2
4. В какой реакции не может получиться кислая соль:
А)H3PO4 + Ca(OH)2
→
Б) H2SO4 + KOH
В)
Na2O + HCl →
Г) NaCl + H2SO4→
→
5. В какой реакции образуется основная соль:
→
В)
А)Al(OH)3 + HCl
→
Б)H3PO4 + NaOH
Al + Cl2 →
Г)KOH + CO2
→
6. Реакция нейтрализации протекает в случае:
→
А)CuSO4+ NaOH В)
→
Б) Cu(OH)2 + CO2
AgNO3 + HCl→
Г) Mg + H2SO4 →
7. Необратимая реакция протекает при сливании растворов:
→
А)ZnSO4 + HCl
Б )Ba(OH)2 + KCl
→
B)CuSO4 + NaOH →
Г) HNO3 + CaCl2 →
1. Из перечня веществ выбрать среднюю соль:
Вариант II
А) Zn(OH)Cl В) Ca(HCO3)2
Б) K2SO4 Г) Ba(OH)Cl
2.
Из солей выбрать кислую соль: А) KHS в) BaSO3
Б) Zn(OH)Cl Г) MgCO3
3. Выберите соль, для которой, характерна ступенчатая диссоциация:
А) NaAlO2 В) (BaOH)2CO3 4. В какой реакции не может получиться кислая соль:
А)H3PO4 + Ba(OH)2
→
Б) H2SO4 + KOH
В)
Na2O + HBr →
Г) KCl + H2SO4→
→
5. В какой реакции образуется основная соль:
→
В)
А)Zn(OH)2 + HCl
→
Б)H3PO4 + NaOH
Al + Cl2 →
Г)KOH + CO2
→
6. Реакция нейтрализации протекает в случае:
→
А)ZnSO4+ KOH В)
Б) Cu(OH)2 + CO2
AgNO3 + HBr→
Г) Mg + H2SO4 →
→
7. Необратимая реакция протекает при сливании растворов:
А)ZnSO4 + HCl
Б )Ba(OH)2 + ZnCl2
→
B)CuSO4 + NaOH →
→ Г) HNO3 + CaCl2 →
Б) CuCl2 Г) Zn(NO3)2
V .Домашнее задание.
Д/з § 23 и один из вариантов заданий:
1. Сообщение или презентация «Применение солей»
2. С помощью дополнительных источников «Интересные факты о солях» ________________________________________________
Вариант I
1. Из перечня веществ выбрать среднюю соль:
А) Zn(OH)Cl В) Ca(HCO3)2
Б) KAl(SO4)2 Г) NaCl
2.
Из солей выбрать кислую соль: А) KCl в) Ba(HSO3)2
Б) Zn(OH)Cl Г) MgCO3
3. Выберите соль, для которой, характерна ступенчатая диссоциация:
А) Na2SO4 В) (CuOH)2CO3
Б) CuCl2 Г) Zn(NO3)2
4. В какой реакции не может получиться кислая соль:
А)H3PO4 + Ca(OH)2
→
Б) H2SO4 + KOH
В)
Na2O + HCl →
Г) NaCl + H2SO4→
→
5. В какой реакции образуется основная соль:
→
В)
А)Al(OH)3 + HCl
→
Б)H3PO4 + NaOH
Al + Cl2 →
Г)KOH + CO2
→
6. Реакция нейтрализации протекает в случае:
→
А)CuSO4+ NaOH В)
→
Б) Cu(OH)2 + CO2
AgNO3 + HCl→
Г) Mg + H2SO4 →
7. Необратимая реакция протекает при сливании растворов:
→
А)ZnSO4 + HCl
Б )Ba(OH)2 + KCl
→
B)CuSO4 + NaOH →
Г) HNO3 + CaCl2 →
_______________________________________________________________
Вариант II 1. Из перечня веществ выбрать среднюю соль:
А) Zn(OH)Cl В) Ca(HCO3)2
Б) K2SO4 Г) Ba(OH)Cl
2.
Из солей выбрать кислую соль: А) KHS в) BaSO3
Б) Zn(OH)Cl Г) MgCO3
3. Выберите соль, для которой, характерна ступенчатая диссоциация:
А) NaAlO2 В) (BaOH)2CO3
Б) CuCl2 Г) Zn(NO3)2
4. В какой реакции не может получиться кислая соль:
А)H3PO4 + Ba(OH)2
→
Б) H2SO4 + KOH
В)
Na2O + HBr →
Г) KCl + H2SO4→
→
5. В какой реакции образуется основная соль:
→
А)Zn(OH)2 + HCl
В)
→
Б)H3PO4 + NaOH
Al + Cl2 →
Г)KOH + CO2
→
6. Реакция нейтрализации протекает в случае:
→
А)ZnSO4+ KOH В)
Б) Cu(OH)2 + CO2
AgNO3 + HBr→
Г) Mg + H2SO4 →
→
7. Необратимая реакция протекает при сливании растворов:
А)ZnSO4 + HCl
Б )Ba(OH)2 + ZnCl2
→
B)CuSO4 + NaOH →
→ Г) HNO3 + CaCl2 →
Конспект урока "Соли" - 11 класс
Конспект урока "Соли" - 11 класс
Конспект урока "Соли" - 11 класс
Конспект урока "Соли" - 11 класс
Конспект урока "Соли" - 11 класс
Конспект урока "Соли" - 11 класс
Конспект урока "Соли" - 11 класс
Конспект урока "Соли" - 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.