Конспект урока "Соли" (11 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока предназначен для обобщения знаний о классификации, свойствах и применении солей у учащихся 11 класса, УМК О.С. Габриелян, базовый уровень. В ходе урока учащиеся должны изучить и обобщить состав, свойства, применение и получение средних, кислых и основных солей, их диссоциацию.
Иконка файла материала соли 11 класс.docx
Урок химии в 11 классе.                                                «____»________________ 20____ г. Соли. Цель. Обобщить знания о классификации, свойствах и применении солей. Задачи Образовательные: изучить состав, свойства, применение и получение средних, кислых и основных  солей, их диссоциацию. Развивающие:  развивать умения сравнивать по составу различные виды солей, анализировать их способы получения, процесс диссоциации; способность обобщать и систематизировать полученные знания о солях, их взаимосвязи с другими классами сложных неорганических веществ Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, желание помогать друг другу; интерес к  предмету химии. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Повторение изученного материала. Тестовая работа. 1. Из предложенного перечня веществ, выберите три вещества, которые относятся к  щелочам: 1) Fe(OH)3 2) NaOH 3) Ba(OH)2 4) Cu(OH)2 5) Zn(OH)2 6) KOH 2. Из предложенного перечня веществ выберите два, которые будут взаимодействовать с  гидроксидом бария: 1) CO2 2) Al2O3 3) Na2SO4 4) MgCO3 5) NaCl 3. Из предложенного перечня  взаимодействий, выберите два, которые соответствуют   → 2↓ ионному уравнению Cu2+ + 2OH­  Cu(OH) 1) Сульфат меди (II) и гидроксид железа (II) 2) Сульфат меди (II) и гидроксид калия 3) Оксид меди и гидроксид калия 4) Хлорид меди (II) и вода 5) Хлорид меди (II) и гидроксид бария 4. Из предложенного перечня оснований, выберите два, которые можно получить при  взаимодействии металла с водой: 1) SrO 2) MgO 3) BaO 4) CuO 5) FeO 5. Из предложенного перечня выберите формулы веществ, при взаимодействии которых  друг с другом можно получить гидроксид цинка: 1) ZnO и H2O 2) Zn и  H2O3) ZnCl2 и  NaOH 4) ZnCO3 и KOH 5) ZnSO4 и LiOH 6. Из предложенного перечня типов реакций выберите два типа реакции, к которым можно отнести взаимодействие гидроксида кальция с оксидом углерода (IV): 1) каталитическая 2) гомогенная 3) необратимая 4) окислительно­восстановительная 5) реакция нейтрализации 3.  Изучение новой темы. Соли  – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка. Соли – это продукты полного или частичного замещения атомов водорода в молекуле  кислоты атомами металла либо продукты полного или частичного замещения  гидроксогрупп в молекуле основания кислотными остатками. Соли нормальные (средние)    кислые        основные     двойные Средние соли ­ это продукты полного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на  металл или продукты полного замещения гидроксид­ионов в молекуле основания  кислотными остатками. Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в молекулах  многоосновных кислот на металл. Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксид­ионов в молекулах  многокислотных оснований кислотными остатками. Упражнение.  Запишите формулы следующих солей: сульфат алюминия, карбонат калия –  натрия, гидроксокарбонат меди (II), гидросульфат алюминия, фосфат кальция,  гидрофосфат кальция,  дигидрофосфат кальция, гидроксокарбонат кальция, гидрокарбонат кальция, гидрокарбонат калия, гидроксохлорид магния, фосфат дикалия – натрия. Разделите данные формулы солей на четыре группы: 1­ Средние: 2­ Кислые: 3­ Основные: 4­ Двойные: Способы получения солей. Соли – это продукты взаимодействия основания и кислоты. Основание + кислота = соль + вода Сa(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + H2O                                  средняя Сa(OH)2 + 2H2SO4 = Ca(HSO4)2 + H2O                  избыток кислая 2Сa(OH)2 + H2SO4 = (CaOH)2SO4 + H2O избыток                    основная металл Неметалл Кислотный оксид Кислота  Соль  + + + Химические свойства. Основный  (амфотерный)  оксид + + Основание  Соль  +(только щелочь) + + (только щелочь) + +1. Диссоциация солей.  → Mg2+ +2Cl ­  Na→ + + HSO4  H↔ + + SO4 2­ + +Cl ­  MgOH Средние соли диссоциируют в одну ступень: MgCl2  Кислые и  основные соли диссоциируют ступенчато.  NaHSO4  HSO4 MgOHCl  MgOH+  При диссоциации кислых солей образуются два вида катионов – катионы металла и  катионы водорода. При диссоциации основных солей образуются два вида анионов – анионы кислотного  остатка и  гидроксид­ионы – –   →  ↔ Mg2++ OH ­ 2. Взаимодействуют с металлами 3. С кислотами 4. С растворимыми основаниями 5. С солями. Задание. Приведите по два примера уравнений реакций на каждое химическое  свойство. 4. Закрепление. 1. Приведите примеры реакций, в результате которых может быть получен сульфат железа (II). 2. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать сульфат алюминия: Cu,  AgNO3, BaCl2, NaOH, HCl. Составьте уравнения в молекулярном и ионном виде. 5. Домашнее задание. § 24 упр. 5а стр. 199