Это урок русского языка во втором классе, урок актуализации знаний и умений (урок повторения). Целью этого урока служит повторение изученных орфограмм; обобщение знаний детей о частях слова; закрепление умения проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем, подготовиться к контрольному диктанту.Тема: Состав слова (обобщение знаний)
Цели: повторить изученные орфограммы; обобщить знания детей о частях слова; закрепить умение проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Чистописание
- Внимательно посмотрите на данную запись: (на экране)
большой – маленький,
сухой - …
война - …
старый - …
твердый - …
Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то вы узнаете, какую букву вы будете писать на минутке чистописания.
- Определите порядок следования в этом ряду:
Мло омл лом …
- Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.
Орфографическая работа.
1. Игра «Собери слова»
Работа + ник = ? (Работник.)
Сапоги + ник = ? (Сапожник.)
Сладкий + еньк = ? (Сладенький.)
Гроза + ов + ой = ? (Грозовой.)
Пepe + лес + ок = ? (Перелесок.)
2. Собери слова из частей.
Приставка Корень Суффикс Окончание
пере груст ушк
по бел чик ий
на вагон к а
( мой вариант лет н ый
( вой вариант изб Свой вариант Свой вариант
Какие слова вы смогли собрать из частей? (Перелет, белый, вагончик, летчик, грустный, полет, налет, избушка и др.)
Самоопределение к деятельности
- Одинаково ли важны для слова все его части?
- Можно ли собрать слово из приставки и суффикса? из при¬ставки и окончания?
- А может ли слово состоять из корня? из корня и окончания?
Приведите примеры.
- Какая часть слова обязательная, главная? Почему?
- Чем будем заниматься на уроке? (Будем составлять слова из ихчастей.)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
С. 68. «Проверь себя»
— Почему корень — это главная часть слова? (В корне заключено основное значение слов.)
— Соберите в группы однокоренные слова. (1. Лес, лесник, лесной, лесистый, лесовик. 2. Лист, листочек, лиственный, листик.)
— Почему слова каждой группы однокоренные? Выделите общую часть.
— Выделите часть слова, которая отличает одно слово от дру¬гого. Ответ поясните. (Слово лесник образовано от слова лес с помощью суффикса -ник, лесистый — с помощью суффикса -ист, лесовик — с помощью суффиксов -ов, -ик.)
— Потренируемся в разборе слов по составу.
(На доске запись: пришкольный.)
— Что надо сделать, чтобы найти в слове окончание? (Изме¬нить слово: пришкольный — пришкольная, пришкольному.)
— Как найти корень слова? (Подобрать однокоренные слова: школа, школьник.)
— Какая часть слова стоит перед корнем?
— Назовите другие слова с той же приставкой. (Приморский, пригородный.)
— Какая часть слова стоит после корня?
— Сумеете назвать другие слова с тем же суффиксом? (Силь¬ный, настольный.)
— Составьте алгоритм разбора слов по составу.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Игра «Кто больше?»
— На доске записаны корни слов -лес-, -уч-, -час-, -вар-, -снеж-, приставки пере-, по-, под-, суффиксы -ник, -ок, -е, -тель, -и, -ть, -инк и окончания -а, -и. Победит тот, кто составит больше всех слов.
Игра «Светофор»
— Послушайте утверждения. Поднимите красную карточку, если утверждение неверно, и зеленую — если оно верно.
• Части слова — это приставка, корень, предлог, окончание.
• Суффикс — часть слова, которая стоит перед корнем.
• Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем.
• В слове рука окончание -а.
• Слова лепить, вылепленный, липкий однокоренные.
Игра «Волшебные превращения»
Назовите предметы так, чтобы выразить ласковое к ним отношение.
Мама купила мне красный шар. У меня дома живет серый котенок. Учащиеся образуют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и записывают в тетрадь, выделяют суффиксы.)
Подберите к каждому из данных слов антоним с тем же корнем, но с другой приставкой.
Приехать, въехать, принести, наземный.
Игра «Знайка»
Письмо под диктовку.
Ловкий, молодой, тростник, гибкий, светло, звездный. Объясните своему соседу по парте, какие орфограммы есть в данных словах и как их проверить. Назовите еще по одному слову с каждой из этих орфограмм.
VII. Рефлексия
Выберите ответ, результат выбора занесите в таблицу.
1 2 3 4 5
1. Укажите строчку, в которой записаны родственные слова.
А) конь, конкурс, коньки
Б) лес, лиса, лесной
В) лист, листочек, лиственный
2. Укажите слово, в котором есть приставка.
А) изюм
Б) поляна
В) покрасить
3. Какому слову суффикс придает уменьшительно-ласкатель¬ный оттенок значения?
А) зайчище
Б) серенький
В)гитарист
4. Какая часть слова пропущена?
Пришла зим... Дети рады зим... От зим… все ждут чудес.
А) суффикс
Б) окончание
В) приставка
5. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
А) сказка
Б) присказка
В) сказочник
(Самопроверка по ключу на доске. 1 — В; 2 — В; 3 — Б; 4 - Б; 5 — Б. Самооценка смайликами.)
Подведение итогов урока
— Чем сегодня для вас был полезен урок?
— Какие орфограммы мы сегодня повторяли?
Домашнее задание
2 кл. Рус.яз. Ур.99.docx
2 к л а с с . Р у с с к и й я з ы к . У р о к 99. Дата: 29.03.
Тема: Состав слова (обобщение знаний)
Цели: повторить изученные орфограммы; обобщить знания детей о частях
слова; закрепить умение проводить морфемный анализ и образовывать слова
из морфем.
Х о д у р о к а
Организационный момент
Актуализация знаний
Чистописание
Внимательно посмотрите на данную запись: (на экране)
большой – маленький,
сухой …
война …
старый …
твердый …
Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то вы узнаете,
какую букву вы будете писать на минутке чистописания.
Определите порядок следования в этом ряду:
Мло омл лом …
Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной
последовательности.
Орфографическая работа.
1. Игра «Собери слова»
Работа + ник = ? (Работник.)
Сапоги + ник = ? (Сапожник.)
Сладкий + еньк = ? (Сладенький.)
1 Гроза + ов + ой = ? (Грозовой.)
Пepe + лес + ок = ? (Перелесок.)
2. Собери слова из частей.
Пристав
ка
пере
по
на
( мой
вариант
( вой
вариант
Корень
Суффик
с
Окончан
ие
груст
бел
вагон
лет
изб
ушк
чик
к
н
ий
а
ый
Свой
вариант
Свой
вариант
Какие слова вы смогли собрать из частей? (Перелет, белый, вагончик,
летчик, грустный, полет, налет, избушка и др.)
Самоопределение к деятельности
Одинаково ли важны для слова все его части?
Можно ли собрать слово из приставки и суффикса? из приставки и
окончания?
А может ли слово состоять из корня? из корня и окончания?
Приведите примеры.
Какая часть слова обязательная, главная? Почему?
Чем будем заниматься на уроке? (Будем составлять слова из ихчастей.)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
С. 68. «Проверь себя»
— Почему корень — это главная часть слова? (В корне заключено основное
значение слов.)
— Соберите в группы однокоренные слова. (1. Лес, лесник, лесной,
лесистый, лесовик. 2. Лист, листочек, лиственный, листик.)
— Почему слова каждой группы однокоренные? Выделите общую часть.
— Выделите часть слова, которая отличает одно слово от другого. Ответ
поясните. (Слово лесник образовано от слова лес с помощью суффикса
ник, лесистый — с помощью суффикса ист, лесовик — с помощью
суффиксов ов, ик.)
— Потренируемся в разборе слов по составу.
2 (На доске запись: пришкольный.)
— Что надо сделать, чтобы найти в слове окончание? (Изменить слово:
пришкольный — пришкольная, пришкольному.)
— Как найти корень слова? (Подобрать однокоренные слова: школа,
школьник.)
— Какая часть слова стоит перед корнем?
— Назовите другие слова с той же приставкой. (Приморский, пригородный.)
— Какая часть слова стоит после корня?
— Сумеете назвать другие слова с тем же суффиксом? (Сильный,
настольный.)
— Составьте алгоритм разбора слов по составу.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Игра «Кто больше?»
— На доске записаны корни слов лес, уч, час, вар, снеж, приставки
пере, по, под, суффиксы ник, ок, е, тель, и, ть, инк и окончания
а, и. Победит тот, кто составит больше всех слов.
Игра «Светофор»
— Послушайте утверждения.
Поднимите красную карточку,
если
утверждение неверно, и зеленую — если оно верно.
Части слова — это приставка, корень, предлог, окончание.
Суффикс — часть слова, которая стоит перед корнем.
Приставка часть слова, которая стоит перед корнем.
В слове рука окончание а.
Слова лепить, вылепленный, липкий однокоренные.
Игра «Волшебные превращения»
Назовите предметы так, чтобы выразить ласковое к ним отношение.
Мама купила мне красный шар. У меня дома живет серый котенок.
Учащиеся образуют слова с помощью уменьшительноласкательных
суффиксов и записывают в тетрадь, выделяют суффиксы.)
Подберите к каждому из данных слов антоним с тем же корнем, но с
другой приставкой.
Приехать, въехать, принести, наземный.
Игра «Знайка»
3 Письмо под диктовку.
Ловкий, молодой, тростник, гибкий, светло, звездный. Объясните своему
соседу по парте, какие орфограммы есть в данных словах и как их
проверить. Назовите еще по одному слову с каждой из этих орфограмм.
VII. Рефлексия
Выберите ответ, результат выбора занесите в таблицу.
1
2
3
4
5
1. Укажите строчку, в которой записаны родственные слова.
А) конь, конкурс, коньки
Б) лес, лиса, лесной
В) лист, листочек, лиственный
2. Укажите слово, в котором есть приставка.
А) изюм
Б) поляна
В) покрасить
3. Какому слову суффикс придает уменьшительноласкательный оттенок
значения?
А) зайчище
Б) серенький
В)гитарист
4.Какая часть слова пропущена?
Пришла зим... Дети рады зим... От зим… все ждут чудес.
А) суффикс
Б) окончание
В) приставка
5. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
А) сказка
Б) присказка
В) сказочник
(Самопроверка по ключу на доске. 1 — В; 2 — В; 3 — Б; 4 Б; 5 — Б.
Самооценка смайликами.)
Подведение итогов урока
—
—
Чем сегодня для вас был полезен урок?
Какие орфограммы мы сегодня повторяли?
4 Домашнее задание
Пособие с.
5
Конспект урока "Состав слова (обобщение знаний)".
Конспект урока "Состав слова (обобщение знаний)".
Конспект урока "Состав слова (обобщение знаний)".
Конспект урока "Состав слова (обобщение знаний)".
Конспект урока "Состав слова (обобщение знаний)".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.