Конспект урока "Состав солей, классификация. Способы получения" 8 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "Состав солей, классификация. Способы получения" 8 класс.Тема урока: «Состав солей, классификация. Способы получения». Цели урока: Образовательная цель: дать определение новому классу неорганических соединений, познакомить с классификацией солей и их номенклатурой, изучить способы получения. Развивающая цель: организовать наблюдения за экспериментом, формировать умения делать выводы, умозаключения; совершенствовать навыки написания уравнений реакций, чтения формул веществ Воспитательная цель: пропагандировать здоровый образ жизни на основе солевого рациона.
Иконка файла материала конспект.docx
Предмет: химия. Конспект урока по теме:  «Состав солей, классификация. Способы получения» для 8 класса. 1Тема урока:  «Состав солей, классификация. Способы получения». Цели урока: Образовательная цель:  дать определение новому классу неорганических соединений,   познакомить     с   классификацией   солей   и   их   номенклатурой, изучить способы получения. Развивающая   цель:   организовать     наблюдения   за   экспериментом, формировать   умения   делать   выводы,     умозаключения;   совершенствовать навыки написания уравнений реакций, чтения формул веществ Воспитательная цель: пропагандировать здоровый образ жизни на основе солевого рациона. Ожидаемые   результаты:   дети   должны   знать   общую   формулу   средних солей,   их   место   в   классификации   веществ;   иметь   представление   о классификации солей, их физических свойствах; читать формулы солей, знать способы   их   получения   и   писать   уравнения   реакций   получения   солей; предполагать, делать выводы, работать в коллективе. Оборудование: Реактивы – H2SO4 (р­р), CuO, HCl(p­p), NaOH(p­p); соли  (крист.) NaCl, Na2CO3, CuCl2, CaCO3, KMnO4.,CuSO4(p­p), Fe, Al2 (SO4)3 (p­p),  BaCl2 (p­p) Коллекция минералов (CuS, PbS, FeS) Индикаторы: фенолфталеиновый, лакмус, метиловый оранжевый. Держатель, спиртовка, предметное стекло, спички. 2Тесты, карточка – задание, карточки с формулами веществ? модель  «Паровозик» с вагонами: “Оксиды», «Основания», «Кислоты», «?») Таблица « Генетическая связь классов неорганических соединений» Учебник «Химия ­8класс» Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Ход урока: I. 1. Карточка «Доказать, используя индикаторы, что выданный вам  3раствор является кислотой». ( на столе НСl (р­р), индикаторы:  лакмус (р­р); метиловый оранжевый (р­ р). 2. Двое учащихся работают по тестам. (приложение 1) 3. Химический диктант (двое учащихся работают у доски, класс в тетрадях)         S,P,N,Fe,Zn,Na,Al,C         SO3, P2O5, N2O5, Fe2O3         H2SO4, H3PO4, HNO3                  (проверка) 4. Отвечает учащийся по карточке. 5. Собираются тесты. 6. Что изучает химия? (актуализация знаний)  Учитель на доске записывает схему, обсуждая с учащимися (уч­ся в  тетради)                                     Вещества                                                                                        Простые             Сложные                                                                                                                                             Ме           НеМе                                      → оксиды Ме → хОу;  НеМе хОу                                                                     → гидроксиды  Ме(ОН) х  → кислоты Н х(кисл. отс.) у     7. Посмотрим, хорошо ли вы ориентируетесь в классах неорганических соединений ( на партах карточки с формулами веществ, представьте, что это  4пассажиры, разместите их в соответствующие вагоны). (приложение 2) Кого из пассажиров не смогли разместить? Почему? CuSO4 – какое вещество по составу? (Ме + кислот. ост.) Как его можно получить? 8. 9. 10. Cu + H2SO4≠ CuO + H2SO4=CuSO4+H2O              Д.О. Выпаривание. На что похож остаток на предметном стекле? Верно на соль.  II. На этом уроке мы рассмотрим ещё один класс неорганических соединений  ­ «Соли» (вернёмся в схему и откроем название вагончика). Запишите тему урока  «Состав солей, классификация. Способы получения». Как бы вы дали определение солям? Как бы охарактеризовали их  физические свойства? (предположения детей) В течение урока мы подтвердим или опровергнем ваши предположения. Соли, что за вещества? С какой поры известны? И что от них иль польза, или вред? А может нам до них и дела нет? Кто из вас назовёт самую распространённую соль, популярную, которой  5пользуемся ежедневно. (поваренная соль) Именно она (поваренная соль) дала название классу неорганических  соединений – солям. В английском языке это слово означает  оклад, жалование. А каково ещё значение расскажут вам стихотворения: ( опережающее задание) ­ Я соль поваренную славлю! Да, это натрия хлорид. Её на пьедестал я ставлю  Не только за приятный вид. ­ Прекрасный на Руси обычай: Гостеприимно хлеб да соль Хозяева подносят лично Гость в доме появился коль; И до сих пор на наших свадьбах Так поступают  сват и сватья. ­ А вот ещё и мудрость есть: Чтоб хорошо узнать кого­то, С ним должен ты пуд соли съесть Немалый срок – почти два года Займёт такой эксперимент Средь будней, праздников и бед. ­ Такую  с детства знаю сказку: 6Свою любовь к отцу и ласку Сравнила дочь с любовью к соли, Но он воспринял это с болью: Отца сравненье возмутило­ Лишил он дочь родного крова. Собрав всё мужество и силы И не сказав дурного слова, Ушла куда глаза глядят… Лишь много времени спустя, Лишённый своего богатства, По свету странствуя,  старик, Любуясь на  хором убранство, К крыльцу парадному приник. Не знал он, что хозяйкой дома Была его родная дочь. Ему накрыли стол дубовый Поесть же был старик не прочь, Но что не пробовал,  не вкусно Тогда­то дочь сказала грустно: «в еду я соль не положила­ Так объяснить тебе решила Своё сравнение в любви…» ­ В  хозяйстве исстари использовали соль: Крестьянин ли, рабочий ли, король­ 7Любой к огурчикам питает слабость,  Хозяюшкой засоленными на радость; И даже мясо можно сохранить, Достаточно его лишь засолить. Её используют для получения натрия И хлора, натра едкого и соды, Она и в технике находит примененье­ Столь велико её  предназначенье! Так будь же славен, натрия хлорид! Вполне заслуженно ты в мире знаменит! Уж если об одной сказано столь много, то не знать и не изучать Кл.  неорганических соединений «Соли» просто нельзя! Запишем (учитель на доске, уч­ся в тетради)                                                       Соли                                                     Мех (кисл.ост)у                                                                                                                       бескислородные                  кислородосодержащие        NaCl,CaBr2   (ид)                                                                 CuSO4, CuCO3 (ат)                                                Назовём эти соли. 8Что представляют  собой соли по агрегатному состоянию, мы с вами  выясним, прибегнув к эксперименту. У вас на столах склянки с названиями  солей, химические стаканы с водой, чистые пробирки,  стеклянные палочки. Используя это оборудование, работая в парах, заполним общую таблицу. Физические свойства солей. Формула Название Агрегатное  состояние Цвет Растворимость NaCl Хлорид натрия Твёрдое Бесцветный Хорошая (р) Na2CO3 Карбонат натрия Твёрдое Белый Хорошая (р) CuCl2 Хлорид меди (II) Твёрдое Бирюзовый Хорошая  (р) KMnO4 Перманганат  калия Твёрдое Серо­ фиолетовый Хорошая (р) CaCO3 Карбонат кальция Твёрдое белый Плохая (н) Знакомство с таблицей «Растворимость солей, кислот, оснований» Какой можно сделать вывод по проведённым опытам? Вывод: соли­ твердые вещества, имеющие разную окраску, большинство  растворимые. Соли имеют состав Мех (кислот.ост.)у – предложите варианты из чего  возможно получить соли: 9Работа на доске (учащиеся), класс в тетрадях. (опора на таблицу  «Генетическая связь классов неорганических соединений». Zn + HCl → ZnO + H2SO4→ Zn(OH)2 + HNO3→ 2 NaOH + H2SO4= Na2SO4 +2H2O NaOH +H2SO4=NaHSO4 + H2O                               Кислая соль                              Гидросульфат натрия Работа с учебником: стр. 106, схема 17. Определение средних солей, кислых солей, основных солей, двойных  солей. ( учитель  пишет на доске, уч­ся в тетрадях, опора на таблицу «Генетическая связь классов неорганических  соединений») Ca (OH)2+HCl = Ca(OH)Cl +H2O N2O5 + Mq(OH)2 = Mq(NO3)2 + H2O SiO2 +CaO =CaSiO3 Fe2(SO4)3 +6NaOH = 2Fe(OH)3  + 3Na 2SO4 ↓ Ca3(PO4)2 +3 H2SO4 = 3CaSO4 + 2H3PO4 (учащиеся работают у доски, проводят опыты и заканчивают схемы) CuSO4 + Fe→ Al2(SO4)3 + BaCl2→ 10Составим схему получения солей, используя написанные нами уравнения  и текст учебника стр. 107­108. →  Ме+Н х(кислот.ост) Мех(кислот ост.)у            + НеМе  Ме→ хОу+НеМехОу  Ме→ хОу+Нх(кислот.ост) →  Ме (ОН) х +Нх(кислот.ост)                        +НеМехОу     →  Мех(кислот.ост)у+ Нх(кислот.ост)                                    + Ме(ОН)х                                          + Ме                                    + НеМехОу                                                      + Мех(кислот.ост) у                                                       (Учитель начало схемы до знака +  ­ ученики продолжение) Прочитать схему совместно. Соли широко распространены в природе. Демонстрация минералов. III. №3 стр. 112 учебника (устно)   №8 стр. 112 учебника (письменно)  №9(а). IV. Какие классы неорганических соединений нами изучены? 11Дайте определение солям. Уточните их классификацию.     Как можно их получить?    Сообщение по карточке «Привычка или потребность?» (употребление  соли человеком, разумные пределы) V.  п.33 стр.105­109,  №9 (б)(в)(г)(е) стр. 112. Используемая литература: 1. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным  комплектам. « Биология. Человек», 8(9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др.; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.: ВАКО,  2005.­416 с. Урок 49­50 Общая характеристика обмена веществ. Обмен  жиров, белков, углеводов, воды и минеральных солей.   2.  Хачатрян И.Н.  Конкурсный урок. Неисчерпаемое море солей.  Журнал «Химия в школе»  №1. 2001г. 12