Конспект урока № 21 по экономической и социальной географии России для 9 класса по теме "Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая)." Разработан по учебно-методическому комплексу Е.М. Домогацких издательства "Русское слово" с использованием ЦОР. Цель урока дать характеристику размещения месторождений нефти и газа. Дать понятие о топливно-энергетическом балансе. Познакомить с проблемами ТЭК.
урок ТЭК 9 класс.docx
Учитель: Воротилкина Т.П., МОУ «Канашевская СОШ»
Урок № 21
Тема: Топливноэнергетический комплекс.
(нефтяная, газовая)
Топливная промышленность
Цель: Дать характеристику ТЭК и топливной промышленности (нефтяная,
газовая).
Задачи:
1. Показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении ме
сторождений нефти и газа. Дать понятие о топливноэнергетическом балансе. По
знакомить с проблемами ТЭК.
2.Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическим
материалом, цифровым образовательным ресурсом.
3. Воспитание бережного отношения к природным богатствам и необходимости
решения экологических проблем
Оборудование:АРМ,
цифровой образовательный ресурс,карта топливной
промышленности, коллекция «Нефть и продукты ее переработки», коллекция
топливных полезных ископаемых, атласы, картины, схема, контурные карты для
работы.
Литература:
1. Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 9 класс. – М.:
ВАКО, 2010
:// org
. examen
2.Материалы сайта http
infourok
3. Материалы сайта http://
. ru
media
. ru
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Изучение нового материала
1. Актуализация субъективного опыта обучающихся:
Сегодня мы начинаем знакомство с межотраслевыми комплексами и отраслями.
их составляющими.
План изучения межотраслевого комплекса:
1. Значение МОК в хозяйстве.
2. Состав комплекса и роль отраслей, входящих в него.
3. Факторы размещения отраслей.
4. Районы размещения производства (базы).
5. Перспективы и проблемы развития комплекса.
а) Показ коллекции полезных ископаемых: нефть, газ, уголь, торф, горючие
сланцыВопросы: Перед вами полезные ископаемые. Что их объединяет? (топливные)
Сформулируйте тему нашего урока. (Топливная промышленность)
Топливная промышленность входит в состав топливноэнергетического комплекса,
который мы будем изучать первым. Почему?
2. Актуализация новых знаний и умений обучающихся:
А) Структура ТЭК:
Первый межотраслевой комплекс, который мы будем изучать – топливно
энергетический – ТЭК, так как 40% экспорта России составляет топливо (нефть, газ,
уголь), то изучение мы начнем с «первого этажа» экономики, который базируется на
природных ресурсах.
Экономику России страны с холодной зимой, развитой промышленностью не
возможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива,
производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю.
Развитие топливной промышленности обусловлено имеющимися запасами различных
видов топлива.
На основе схемы цифрового образовательного ресурса составляем кластер
«Структура ТЭК»:
ТЭК
(топливноэнергетический комплекс)
Топливная промышленность электроэнергетика
угольная нефтяная электростанции
торфяная угольная (тепловые, атомные, приливные, гидростанции)
Транспорт
трубопроводный, железнодорожный, морской
Рассмотрим состав ТЭК:
1. Топливная промышленность занимается добычей топлива (угля, газа, нефти,
сланцев, торфа).
2. Электроэнергетика производством энергии на электростанциях. Энергоре
сурсами являются топливо, энергия воды, энергия ядерного топлива, нетрадици
онные виды энергии (ветер, приливы, энергия Солнца и др.).
3. Транспортировка топлива и электроэнергии.
Б) Топливноэнергетический баланс:
Вопрос: Что такое баланс и из чего он состоит?
Ежегодно в стране составляется топливноэнергетический баланс это соотношение
добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве
страны (расход).
Задание:
Определите, из чего складывается приход и расход топлива и энергии?
(Приход составляет добыча и производство топлива, остатки на конец года и импорт.Расход на производственные нужды, преобразование в другие виды энергии
и экспорт.)
В) Задачи ТЭК
Задачами ТЭК является не только увеличение добычи топлива и производства
электроэнергии, но и экономия энергии, т. к.,
вопервых, новые месторождения распложены в необжитых, труднодоступных для
освоения, районах Севера России;
вовторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает; и втретьих,
топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на
природу.
Следовательно, необходимы меры по их сбережению.
Вопрос:Как можно экономить энергию каждому жителю России? Как учащиеся школ
могут помочь в этом?
Г) Топливная промышленность:
Топливная промышленность ведущее значение в ней принадлежит трем отраслям:
нефтяной, газовой и угольной.
Нефтяная промышленность. По запасам нефти Россия занимает сегодня 2 место в
мире после Саудовской Аравии.
1.Способы добычи нефти
Сырая нефть взрывоопасна и почти не используется. Поэтому нефть перераба
тывается в бензин, керосин, соляр, мазут. Из нефти получают пластмассы, полимеры,
химические волокна. (коллекция).
Добычу нефти производят двумя способами: фонтанным и насосным.
При фонтанном нефть, находящаяся под давлением, сама поступает на
поверхность. Этот способ дешевле.
Вопрос: Почему происходит снижение добычи нефти?
(Истощение месторождений, не все скважины эксплуатируются, часть глубоко
залегающих пластов невозможно эксплуатировать изза отсутствия современного
оборудования.)
Задание:Определите по диаграмме цифрового образовательного ресурса основные
нефтяные месторождения России (нефтяные базы).
70% нефти добывается в ЗападноСибирской базе, месторождения: Самотлор,
Мегион и др.
Работа с картой и
Найдите другие месторождения нефти в России.
(ВолгоУральская база (25% добычи); крупные месторождения: Ромашкинское,
Ишимбаееское, Туймазинское нефть здесь добывается уже более 40 лет и до 90%
запасов уже извлечено. В перспективе возможна добыча нефти с шельфа Баренцева
моря и северовосточного берега ова Сахалин (в Охотском море).)
2. Транспортировка нефти / Используется НРК
Транспортировка нефти осуществляется по нефтепроводам. Основное направление
потоков нефти на запад, на НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы) и за рубеж.
цифровым образовательным ресурсом: цифрового образовательного ресурса:
НПЗ чаще всего расположены не в местах добычи нефти, а в районах потребления
продуктов ее переработки, т. к. сырую нефть транспортировать легче, чем продукты
ее переработки.
Вопрос:Где на территории нашего края расположены нефтеперегонные станции.
Работа с картой
Укажите направления, по которым осуществляется транспортировка нефти.
(1. Нефтепровод «Дружба»: от г. Альметьевска (Татарстан) до г. Бреста и через
границу Белоруссии в страны Европы: 2. Альметьевск Кириши СанктПетербург:
3. Альметьевск Новороссийск.)
Вопрос:Найдите центры нефтепереработки (города, где имеются НПЗ). (Кириши,
Ярославль, Пермь, Уфа, Рязань и др.)
Вопрос: Как вы думаете, каковы перспективы развития нефтяной промышленности?
(шельф побережья Баренцева и Охотского морей, Нижнее Поволжье (Саратовская и
Волгоградская области), полуостров Таймыр)
Газовая промышленность
Газ дешевое и экологически чистое высококалорийное топливо.
По запасам и добыче газа Россия занимает 1 место в мире. В России разведано более
700 месторождений природного газа. Добыча газа стабильна и приносит большие
доходы.
1. По диаграмме цифрового образовательного ресурса определите основные
районы добычи газа:
Основные районы добычи газа. Россия богата месторождениями природного газа, но
его добыча зачастую происходит в суровых природных условиях: полярная ночь,
вечная мерзлота, сильные ветры при низких температурах воздуха зимой. На
ЗападноСибирской базе добывается 92% всей добычи газа в стране. Это ме
сторождения Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и др. Оренбургско
Астраханская база (6% добычи); ТиманоПечорская база (1 % добычи).
Найдите на карте основные месторождения природного газа
2. Транспортировка газа
Работа с картой
Газ доставляется потребителю по газопроводам. Крупнейшие из них построены от
Уренгоя и Оренбурга (Уренгой Помары Ужгород). Новые газопроводы «Ямал
Европа» и «Голубой поток» проложены через Черное море в Турцию.
Вопрос: Как вы думаете, каковы перспективы развития газовой промышленности?
(полуостров Ямал)
Д) Проблемы топливной промышленности:
Задача: Установлено, что 1 т нефти, разлитой на водной поверхности, образует
нефтяное пятно площадью около 6 кв.км. Найти: Какую площадь акватории покроет
нефтяное пятно в случае аварии танкера водоизмещением в 5000 т?
Ответ: нефтяное пятно займет акваторию площадью, примерно, 30 тыс. кв.км /
6х5000=30000 тыс.км
Площадь Ладожского озера – 17700 км
Экологическая проблема
Проблемы реконструкций предприятий
цифрового образовательного ресурса: Применение и внедрение новой техники и технологий
Разведка новых месторождений топлива
Развитие социальной структуры
Повышение жизненного уровня работников отрасли
Выгодная реализация видов топлива и электроэнергии
III. Первичное закрепление новых знаний и умений:
Задания:
1. Отметить на контурной карте месторождения нефти и газа, а также основные
направления нефти и газопроводов.
2. Нанесите на карту 10 НПЗ и нефтеэкспортные порты.
IV.Домашнее задание:§17
V. Закрепление:
1. Беседа:
Какие отрасли входят в состав топливноэнергетического комплекса?
Какой вид топлива стоит на первом месте в структуре первичных энергоресурсов?
(Газ)
Что такое топливноэнергетический баланс?
Назовите способы добычи нефти. Какой из способов дешевле? (Фонтанный и
насосный. Дешевле фонтанный.)
Назовите основные нефтяные базы России. (ЗападноСибирская, Волго
Уральская.)
Почему НПЗ строят не в районах добычи нефти, а в районах потребления?
(Длятранспортировки нефти нужно построить один нефтепровод, а для транс
портировки продуктов ее переработки несколько (бензопровод, керосинопровод и т.
д.)
Почему в 90х годах произошло снижение добычи нефти? (Истощение запасов
нефти, изношенность оборудования скважин, низкие темпы разведки и освоения
новых месторождений.)
В каком направлении транспортируются нефть и газ по трубопроводам? (На запад
в европейскую часть России, к западной границе и к морским нефтеэкспортирующим
портам.)
2.Работа с тестом
VI. Рефлексия:
Сегодня я узнал на уроке…
Было интересно…
Мне было трудно…
Урок дал мне для жизни…
Оцениваю свою работу …
цифрового образовательного ресурса:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.