Конспект урока географии в 9 а классе по теме:
«Цветная металлургия России»»
Цель: Изучение цветной металлургии и завершение формирования знаний о металлургическом комплексе России в целом.
Задачи:
Образовательные: 1. Дать определения понятиям: "металлургическая база". 2. Познакомить с производственными процессами, особенностями, проблемами, перспективами развития цветной металлургии. 3. Сформировать представление о главных металлургических базах России.
Развивающие: 1. Развитие умения составлять схему стадий производственного цикла. 2. Развитие навыка работы с различными источниками информации при составлении характеристики главных металлургических баз. 3. Развитие умения составлять схему межотраслевых связей.
Воспитательные: Продолжить формирование научной картины мира и экологического мировоззрения.
Оборудование: Карта "Металлургический комплекс РФ", коллекция цветных металлов, учебники, атласы, рабочие тетради, контурные карты.
Тип урока: комбинированный.
Литература к уроку:
1.учебник А.И. Алексеева и др. "География России. Хозяйство и географические районы", Дрофа, 2010 год
2. Программы География. 6-9; 10-11 кл./Алексеев. Дрофа, 2010 год, сборник программ по ред. Овсянниковой.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы - 16 часов, урок в теме – 12.
Новые понятия и представления на уроке: концентрация производства, материало- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия.
Опорные знания 8 класса: минеральные ресурсы, их роль в хозяйстве; влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду; рекультивация; месторождения руд черных и цветных металлов.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии;
- объяснять новые термины;
- влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (1-2 мин.) |
Здоровается, просит приготовиться к уроку |
Дети, встают, здороваются, садятся. |
2. Проверка домашнего задания (10-12 мин.) |
1 . Устный ответ у доски. Задание: Дать определение понятия "металлургический комплекс", "комбинирование"; перечислить типы предприятий чёрной металлургии, факторы их размещения.
|
1 .Металлургический комплекс - это совокупность отраслей, занимающихся добычей руд, их обработкой и выплавкой металлов. Комбинирование - соединение в одном предприятии разных производств, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющие вспомогательную роль по отношению к основным производствам. Типы предприятий это: комбинаты полного цикла, передельные заводы, сталепрокатные заводы, заводы ферросплавов, электрометаллургические комбинаты, "малая металлургия» |
На доске во время устного опроса, ученик готовит ответ 1. Чертит схему "Отраслевой состав металлургического комплекса". |
Факторы размещения предприятий черной металлургии- сырьевой, топливный, электроэнергетический, водный, потребительский, транспортный. 2. 1) «Отраслевой состав металлургического комплекса» Чёрная металлургия - Fе, Мп, Сг Цветная металлургия - - основные : а) лёгкие (Аl, Т1), б) тяжёлые (Си, N1) в) малые (Со, Sb) - легирующие: (Мо, W) - благородные (Аи, Аg, Рt) - редкие (Zг, Gа) |
|
2. Изобразить схему: " Стадии производства чёрных металлов ".
Подведение итогов домашнего задания, выставление оценок. |
" Стадии производства чёрных металлов ". Добыча железной руды Обогащение руды (на горнообогатительных комбинатах) Производство чугуна (в доменных печах) Производство стали (3 способа: 1 мартеновский, 25%, низкого качества; 2- кислородно-конверторный, 60%, высокого качества; 3- прямого восстановления Fе, 15%, прогрессивный) Производство проката (на прокатных станах-труб, листов, рельсов)
|
|
Изучение нового материала (20-22 мин) |
Сегодня на уроке мы познакомимся с производством цветных металлов. Как вы считаете, что является сырьем для производства? Что служит продукцией ? 1. Стадии производства цветной металлургии. Задание: Составьте технологическую цепочку цветной металлургии (аналогично чёрной), используя текст учебника. |
- Сырьем служат руды цветных металлов и их сплавы.
- Продукцией является: алюминий, цинк, титан, молибден, никель и др.
Стадии производства цветной металлургии: Добыча руды Обогащение руды (На горнообогатительных комбинатах) Плавка чернового металла Плавка рафинированного (чистового) металла |
Знакомство с понятием "Металлургическая база ". Рассказ учителя: Металлургические предприятия размещаются по территории страны не равномерно, а сгустками. Группа металлургических предприятий, использующая рудные или топливные ресурсы и обеспечивающая главные потребности хозяйства страны в металле, называется основной металлургической базой. На территории России выделяются три основные металлургические базы. Каждая из них имеет свои особенности по обеспеченности сырьём, топливом, электроэнергией, набору и мощности производств. 3. Выполнение практической работы №7: «Сравнительная характеристика металлургических баз». Задание: Заполнить таблицу, используя карты атласа и текст учебника (см. приложение) 4. Проблемы и перспективы развития металлургического комплекса. Задание: Ответить на вопросы: - Как вы думаете, какие проблемы существуют в металлургии РФ? |
2. Слушают учителя, записывают определение в тетрадь.
3. Выполняют практическую работу в тетради, пользуясь атласом.
4. Отвечают на вопросы учителя. - 1) Истощение месторождений некоторых руд. 2) Производство цветных металлов резко сократилось с 1990 г. 3) Низкое качество чугуна и стали (устаревшие технологии и оборудование). 4) Дороговизна российского металла (цены выше мировых из-за монополии заводов - гигантов) 5) Экологическая проблема. |
|
- Вы охарактеризовали три металлургические базы. А какая база на территории РФ является формирующейся и каковы ее перспективы? |
Дальневосточная, с развитием Сибири и Дальнего Востока приоритеты этой базы будут расти. |
|
Закрепление (6-7 мин.) |
Задание: Объяснить, с чем связано формирование Дальневосточной металлургической базой и предложить перспективы в развитии металлургического комплекса РФ в целом. |
Формирование этой базы связано с месторождениями золота, олова и др. цветных металлов в этом районе, а также с месторождениями коксующегося угля. Развитие этой базы будет происходить тем быстрее, чем острее будет ощущаться дефицит сырья и топлива в других базах. Перспективы развития металлургического комплекса: 1-Применение новых технологий добычи руды, позволяющих меньше загрязнять окружающую среду. 2- Использование вторичного сырья (металлолома). 3- Развитие Дальневосточной металлургической базы. |
Рефлексия. Домашнее задание (1-2 мин.) |
1. Параграф 30 с. 135- 138. 2. Составить схему межотраслевых связей металлургии. 3. Предложить вариант размещения на территории современной России нового металлургического комбината полного цикла и обосновать своё решение. |
5. Записывают домашнее задание в дневник. |
Проверила: учитель географии Товмасян Е.В.
Оценка за конспект:
Приложение.
Практическая работа №7.
Сравнительная характеристика металлургических баз РФ.
Главные базы |
Коксующийся уголь |
Железные руды |
Центры чёрной металлургии |
Центры цветной ме- таллургии |
|
||||
Уральская |
Кизел, Кузбасс |
Качканар, Кушва, Гай, Серов Магнитогорск |
Челябинск, Магнитогорск, Екатеринбург, Новотроицк |
Алюминий: Североуральск Сулея Медь: Крас- нотурьинск, Медногорск Никель: Верхний Уфалей, Серов Золото: Качкарское |
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центральная |
Воркута, |
КМА, Кос- томукша, Ковдор, Оленегорск |
Череповец, Липецк, Ту- ла, Санкт - Петербург |
Алюминий: Кандалакша, Бокситогорск, Волгоград Медь - никель: Мончегорск, Москва, Никель, Санкт - Петербург |
|
Кузбасс |
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сибирская |
Кузбасс, Южно- Якутский бассейн |
Темиртау, Шерегеш,Таштаго л, Абаза, Ирбинское |
Новокуз- нецк, Крас- ноярск, Но- восибирск |
Алюминий: Саяногорск, Красноярск, Новокузнецк, Братск Медь - никель: Норилиск |
Использованная литература к уроку:
1. Жижина Е.А. "Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс". - М.: "ВАКО", 2005, 288 с.
2. Лисенкова Г.Я. "Тематическое планирование по географии" - М.: Просвещение, 1989, 207 с.
3. Новенко Д.В. "Тематическое и поурочное планирование. География 9 класс" - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004, 110с.
4. "Настольная книга учителя географии"/ Авт.-сост. Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002, 302 с.: ил.
5. "География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы"/ И.И.Баринова, В.А.Горбанев, И.В.Душина и др. - М.: Дрофа, 2000. - 560 с.: ил., карт.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.