Конспект урока "Цветная металлургия" 9 класс география
Оценка 5

Конспект урока "Цветная металлургия" 9 класс география

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
9 кл
07.01.2017
Конспект урока "Цветная металлургия" 9 класс география
Цель:Изучение цветной металлургии и завершение формирования знаний о металлургическом комплексе России в целом. Задачи: Образовательные: 1. Дать определения понятиям: "металлургическая база". 2. Познакомить с производственными процессами, особенностями, проблемами, перспективами развития цветной металлургии. 3. Сформировать представление о главных металлургических базах России. Развивающие: 1. Развитие умения составлять схему стадий производственного цикла. 2. Развитие навыка работы с различными источниками информации при составлении характеристики главных металлургических баз.3. Развитие умения составлять схему межотраслевых связей. Воспитательные: Продолжить формирование научной картины мира и экологического мировоззрения. Оборудование: Карта "Металлургический комплекс РФ", коллекция цветных металлов, учебники, атласы, рабочие тетради, контурные карты.
конспект 9 кл.docx

Конспект урока географии в 9 а классе по теме:

«Цветная металлургия России»»

Цель: Изучение цветной металлургии и завершение формирования знаний о металлургическом комплексе России в целом.

Задачи:

Образовательные: 1. Дать определения понятиям: "металлургическая база". 2. Познакомить с производственными процессами, особенностями, проблемами, перспективами развития цветной металлургии. 3. Сформировать представление о главных металлургических базах России.

Развивающие: 1. Развитие умения составлять схему стадий производственного цикла. 2. Развитие навыка работы с различными источниками информации при составлении характеристики главных металлургических баз. 3. Развитие умения составлять схему межотраслевых связей.

Воспитательные: Продолжить формирование научной картины мира и экологического мировоззрения.

Оборудование: Карта "Металлургический комплекс РФ", коллекция цветных металлов, учебники, атласы, рабочие тетради, контурные карты.

Тип урока: комбинированный.

Литература к уроку:

1.учебник А.И. Алексеева и др. "География России. Хозяйство и географические районы", Дрофа, 2010 год

2. Программы География. 6-9; 10-11 кл./Алексеев. Дрофа, 2010 год, сборник программ по ред. Овсянниковой.

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы - 16 часов, урок в теме – 12.

Новые понятия и представления на уроке: концентрация производства, материало- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия.

 

Опорные знания 8 класса: минеральные ресурсы, их роль в хозяйстве;  влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду;  рекультивация; месторождения руд черных и цветных металлов.

 

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и  цветной металлургии;

- объяснять новые термины;

- влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств.

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1-2 мин.)

Здоровается, просит приготовиться к уроку

Дети, встают, здороваются, садятся.

2. Проверка домашнего задания (10-12 мин.)

1 . Устный ответ у доски. Задание:

Дать определение по­нятия  "металлургический ком­плекс",  "комбинирование"; пе­речислить   типы   предприятий чёрной  металлургии,   факторы их размещения.

 

1 .Металлургический комплекс - это совокупность отраслей, занимающихся добычей руд, их обработкой и выплавкой металлов. Комбинирование - соединение в одном предприятии разных производств, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющие вспомогательную роль по отношению к основным производствам. Типы предприятий это: комбинаты полного цикла, передельные заводы, сталепрокатные заводы, заводы ферросплавов, электрометаллургические комбинаты, "малая металлургия»

На доске во время устного опроса, ученик готовит ответ

1. Чертит схему "Отраслевой   состав   метал­лургического комплекса".

Факторы размещения предприятий черной металлургии- сырьевой, топливный, электроэнергетический, водный, потребительский, транспортный.

2.  1) «Отраслевой состав металлургического комплекса»

Чёрная металлургия -    Fе, Мп, Сг

Цветная металлургия  - - основные : а) лёгкие (Аl, Т1), б) тяжёлые (Си, N1)

в) малые (Со, Sb)

- легирующие: (Мо, W)

- благородные (Аи, Аg, Рt)

- редкие (Zг, Gа)

2. Изобразить схему: " Ста­дии производства чёрных ме­таллов ".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов домашнего задания, выставление оценок.

" Стадии производства чёрных металлов ".

Добыча железной руды

Обогащение руды (на горнообогатительных

комбинатах)

Производство чугуна (в доменных печах)

Производство стали (3 способа:

1 мартеновский, 25%, низкого качества; 2-

кислородно-конверторный, 60%, высокого качества; 3- прямого восстановления Fе,

15%, прогрессивный)

Производство проката (на прокатных станах-труб, листов, рельсов)

 

Изучение нового материала (20-22 мин)

Сегодня на уроке мы познакомимся с производством цветных металлов.

Как вы считаете, что является сырьем для производства?

Что служит продукцией ?

1. Стадии производства цвет­ной металлургии. Задание: Составьте технологи­ческую цепочку цветной метал­лургии (аналогично чёрной), используя текст учебника.

 

 

 

 

- Сырьем служат руды цветных металлов и их сплавы.

 

- Продукцией является: алюминий, цинк, титан, молибден, никель и др.

 

Стадии производства цвет­ной металлургии:

Добыча руды

Обогащение руды

(На горнообогатительных комбинатах)

Плавка чернового металла

Плавка рафинированного (чистового) металла

Знакомство      с    понятием "Металлургическая база ". Рассказ учителя: Металлургические предпри­ятия размещаются по террито­рии страны не равномерно, а сгустками. Группа металлурги­ческих предприятий, исполь­зующая рудные или топливные ресурсы и обеспечивающая главные потребности хозяйства страны в металле, называется основной металлургической базой. На территории России выделяются три основные металлургиче­ские базы. Каждая из них имеет свои особенности по обеспе­ченности сырьём, топливом, электроэнергией, набору и мощности производств.

3. Выполнение практической работы №7:  «Сравнительная характеристика металлургиче­ских баз».

Задание: Заполнить таблицу, используя карты атласа и текст учебника (см. приложение)

4. Проблемы и перспективы развития металлургического комплекса.

Задание: Ответить на вопросы: -   Как вы думаете, какие про­блемы существуют в метал­лургии РФ?

2. Слушают учителя, записывают определение в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выполняют практическую работу в тетради, пользуясь атласом.

 

 

 

 

 

 

 

4. Отвечают на вопросы учителя.

-    1) Истощение месторождений некоторых руд.

2) Производство цветных металлов резко сократилось с 1990 г.

3) Низкое качество чугуна и стали (устаревшие технологии и оборудование).

4) Дороговизна российского металла (цены выше мировых из-за монополии заводов - гигантов)

5) Экологическая проблема.

- Вы охарактеризовали три металлургические базы.

А какая база на территории РФ является формирующейся и каковы ее перспективы?

Дальневосточная, с развитием Сибири и Дальнего Востока приоритеты этой базы будут расти.

Закрепление (6-7 мин.)

Задание: Объяснить, с чем связано формирование Дальневосточной металлургической базой и предложить перспективы в развитии металлургического комплекса РФ в целом.

Формирование этой базы связано с месторождениями золота, олова и др. цветных металлов в этом районе, а также с месторождениями коксующегося угля. Развитие этой базы будет происходить тем быстрее, чем острее будет ощущаться дефицит сырья и топлива в других базах. Перспективы развития металлургического комплекса:

1-Применение новых технологий добычи руды, позволяющих меньше загрязнять окружающую среду.

2- Использование вторичного сырья (металлолома).

3- Развитие Дальневосточной металлургической базы.

Рефлексия.

Домашнее задание (1-2 мин.)

1.  Параграф 30 с. 135- 138.

2.  Составить схему межотрас­левых связей металлургии.

3. Предложить вариант разме­щения на территории современ­ной России нового металлурги­ческого комбината полного цикла и обосновать своё реше­ние.

5. Записывают домашнее зада­ние в дневник.

 

 

 

Проверила: учитель географии                                   Товмасян Е.В.

Оценка за конспект:

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Практическая работа №7.

Сравнительная характеристика металлургических баз РФ.

 

Главные базы

Коксующийся уголь

Железные

руды

Центры чёрной металлургии

Центры

цветной ме-

таллургии

 

Уральская

Кизел, Кузбасс

Качканар,

Кушва, Гай,

Серов

Магнитогорск

Челябинск,

Магнитогорск, Екатеринбург,

Новотроицк

Алюминий:

Североуральск

Сулея

Медь: Крас-

нотурьинск,

Медногорск

Никель:

Верхний

Уфалей, Серов

Золото:

Качкарское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральная

Воркута,

КМА, Кос-

томукша,

Ковдор,

Оленегорск

Череповец,

Липецк, Ту-

ла, Санкт -

Петербург

Алюминий:

Кандалакша,

Бокситогорск, Волгоград

Медь - никель: Мончегорск,

Москва, Никель, Санкт -

Петербург

 

Кузбасс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сибирская

Кузбасс,

Южно-

Якутский

бассейн

Темиртау,

Шерегеш,Таштаго

л, Абаза,

Ирбинское

Новокуз-

нецк, Крас-

ноярск, Но-

восибирск

Алюминий:

Саяногорск,

Красноярск,

Новокузнецк, Братск

Медь - никель: Норилиск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература к уроку:

 

1.  Жижина Е.А. "Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс". - М.: "ВАКО", 2005, 288 с.

2.  Лисенкова Г.Я. "Тематическое планирование по географии" - М.: Просвещение, 1989, 207 с.

3.  Новенко Д.В. "Тематическое и поурочное планирование. География 9 класс" - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004, 110с.

4.   "Настольная книга учителя географии"/ Авт.-сост.  Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002, 302 с.: ил.

5.   "География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы"/ И.И.Баринова, В.А.Горбанев, И.В.Душина и др. - М.: Дрофа, 2000. - 560 с.: ил., карт.


 

Конспект урока географии в 9 а классе по теме: «Цветная металлургия

Конспект урока географии в 9 а классе по теме: «Цветная металлургия

Ход урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся 1

Ход урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся 1

Что служит продукцией ? 1. Стадии производства цвет­ной металлургии

Что служит продукцией ? 1. Стадии производства цвет­ной металлургии

Знакомство с понятием "Металлургическая база "

Знакомство с понятием "Металлургическая база "

Приложение. Практическая работа №7

Приложение. Практическая работа №7

Использованная литература к уроку: 1

Использованная литература к уроку: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017